Производственный стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………
1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..
1.2 Психологический аспект……………………………………………………
1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...
2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….
2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

стресс произв!!1.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Различают три типа стрессовых оценок:

    1. Травмирующая потеря, утрата (реальная, ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого человека, потеря работы и т.д.).
    2. Угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет.
    3. Сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация. 

     Оценку  события как стрессового определяют три основных фактора:

    • эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, - как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;
    • неопределённость события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объёма необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;
    • значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события.

     Б). Стресс эмоциональный.

     Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Если физиологический стресс возникает в следствии адаптации организма к изменившимся условиям, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы включающие в себя эмоционально волевую, и потребностно-мотивационную сферы. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от  неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели.

     В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения  с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретённых реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий.

     Л.А. Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой  активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях: активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

     Соотнося  проблемы стресса с условиями  работы в организации, Н.В. Самоукина  пишет: "Профессиональный стресс - это  напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии  эмоционально-отрицательных и экстремальных  факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью" Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

     Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального  стресса (дистресса).

     1.Информационный  стресс возникает в условиях  жесткого лимита времени и  усугубляется в условиях высокой  ответственности задания. Часто  информационный стресс сопровождается  неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

     2.Эмоциональный  стресс возникает при реальной  или предполагаемой опасности  (чувство вины за невыполненную  работу, отношения с коллегами  и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

     3.Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

     Основные  проявления коммуникативного профессионального  стресса: раздражительность в деловом  общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, "собака громко лает от страха"); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п. коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

     Психологический стресс воздействует на людей индивидуально  то, что является стрессогенной ситуацией  для одного человека, для другого  может быть нормой жизни. 

     Степень и сила воздействия оценивается  человеком исходя из своего личного  опыта, особенностей когнитивных процессов в смысле возможности и способностей для преодоления стрессогенной ситуации, эмоциональной оценки, значимости стрессора или стрессогенной ситуации в целом для данного человека.

 

     1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса 

     Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса, по мнению Ф.Б. Березина, является тревога. Облигатность этого механизма определяется связью психического стресса и угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее значение как сигнала неблагополучия и опасности.

     Психологическому  значению тревоги, начиная с работ  З. Фрейда посвящено обширное количество источников. Тревогу рассматривали  и как форму адаптации организма  в условиях острого и хронического стресса, и как охранительный и мотивационный механизм, сопоставимый с болью. С возникновением тревоги связано усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации; при этом уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенного гомеостаза. Психический гомеостаз Мэйс определял как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей. Это дает основание полагать, что психический стресс, возникающий при изменении сбалансированности системы человек - среда, одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможностью блокады удовлетворения их в будущем. Напряженность адаптационных механизмов при блокаде мотивированного поведения связана с возникновением состояния фрустрации, представляющего собой одно из проявлений психического стресса и являющегося причиной появления тревоги.

     Следует отметить, что сам термин "фрустрация" понимается неоднозначно. Им обозначают ситуацию, вызывающую фрустрацию, или  условия, приводящие к ее развитию, результаты влияния такой ситуации на субъекта, а также реакции субъекта в указанной ситуации. Во избежание терминологических неточностей Ф.Б. Березин обоснованно предлагает употреблять термин "фрустрация" только для обозначения психического состояния, возникающего при блокаде актуальных потребностей. [13, с. 33]

     Для обозначения ситуаций, в которых возникает это состояние, и факторов его вызывающих, предлагается термин "фрустрационная ситуация" или "фрустрирующее воздействие". С. Розенцвейг выделяет экстрапунитивную, интрапунитивную и импунитивную реакции личности в фрустрирующей ситуации в зависимости от ее направленности. Реакции различаются также по следующим типам: с фиксацией на препятствии, с фиксацией на самозащите, с фиксацией на удовлетворении потребности. По Ф.Е. Василюку, следствием фрустрации могут быть следующие поведенческие реакции: двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатия, агрессия и деструкция, стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения) и регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения. В реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Более целесообразно оценивать не влияние фрустрации отдельных потребностей или различных типов фрустрирующих ситуаций, а суммарный эффект последовательных фрустраций, который Ф.Б. Березин называет фрустрационной напряженностью. Увеличение фрустрационной напряженности в свою очередь сопряжено с возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникновение в этой системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение фрустрации в процессе мотивированного поведения, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется. Такой тип фрустрации, по мнению Ф.Б. Березина являющийся в современных условиях основным, представляет собой интрапсихический конфликт.

     Ф.Е. Василюк проводит границу между  ситуациями фрустрации и конфликта. Преграды в реализации некоторой  деятельности или запреты на ее осуществление, выступая для сознания субъекта как  нечто самоочевидное, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. "Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию".

     Фрустрация  – эмоциональный фактор влияющий на развитие дистресса у человека.

     Фрустрационная  напряжённость приводит к рассогласованию  в системе потребностей, следовательно  в процессе мотивированного поведения подавляется одна из конкурирующих потребностей, что является по Березину основой интропсихического конфликта.

     Состояние фрустрации в некоторых случаях (когда запрет перестаёт быть сомоочевидным  и становиться внутренне проблематичным) по Василюку развивается во внутри личностный конфликт.

     По  Селье стресс состоит из 3-ёх фаз  или стадий:

    1. Стадия тревоги.
    2. Стадия сопротивления или резистентности.
    3. Стадия истощения.

     Стадия  тревоги – это мобилизация  адаптационных возможностей организма.  Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой  железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно - кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора, б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма. Первая стадия длится примерно до 48 часов.

     Стадия  сопротивления (резистентности). Если действие стрессора совместимо с  возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, сбалансированно расходуя адаптационные резервы. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного, но в виду того, что адаптационные резервы ограниченны и если стрессор продолжает воздействовать достаточно  для данного организма долго и нет возможности снять воздействие или уменьшить его интенсивность наступает третья стадия. Продолжительность стадии в десятки раз больше чем первой, в зависимости от интенсивности стрессора и запасов адаптационной энергии индивида.

     Стадия  истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной  энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.  
 
 
 

Информация о работе Производственный стресс