Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:51, курсовая работа
Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.
Введение………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………
1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..
1.2 Психологический аспект……………………………………………………
1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...
2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….
2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение
Различают три типа стрессовых оценок:
Оценку
события как стрессового
Б). Стресс эмоциональный.
Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Если физиологический стресс возникает в следствии адаптации организма к изменившимся условиям, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы включающие в себя эмоционально волевую, и потребностно-мотивационную сферы. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели.
В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретённых реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий.
Л.А.
Китаев-Смык выделил две наиболее
общие формы изменений
Соотнося
проблемы стресса с условиями
работы в организации, Н.В. Самоукина
пишет: "Профессиональный стресс - это
напряженное состояние
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса).
1.Информационный
стресс возникает в условиях
жесткого лимита времени и
усугубляется в условиях
2.Эмоциональный
стресс возникает при реальной
или предполагаемой опасности
(чувство вины за
3.Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Основные проявления коммуникативного профессионального стресса: раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, "собака громко лает от страха"); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п. коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).
Психологический стресс воздействует на людей индивидуально то, что является стрессогенной ситуацией для одного человека, для другого может быть нормой жизни.
Степень и сила воздействия оценивается человеком исходя из своего личного опыта, особенностей когнитивных процессов в смысле возможности и способностей для преодоления стрессогенной ситуации, эмоциональной оценки, значимости стрессора или стрессогенной ситуации в целом для данного человека.
1.3
Тревога,
фрустрация
и динамика стресса
Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса, по мнению Ф.Б. Березина, является тревога. Облигатность этого механизма определяется связью психического стресса и угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Психологическому
значению тревоги, начиная с работ
З. Фрейда посвящено обширное количество
источников. Тревогу рассматривали
и как форму адаптации
Следует отметить, что сам термин "фрустрация" понимается неоднозначно. Им обозначают ситуацию, вызывающую фрустрацию, или условия, приводящие к ее развитию, результаты влияния такой ситуации на субъекта, а также реакции субъекта в указанной ситуации. Во избежание терминологических неточностей Ф.Б. Березин обоснованно предлагает употреблять термин "фрустрация" только для обозначения психического состояния, возникающего при блокаде актуальных потребностей. [13, с. 33]
Для обозначения ситуаций, в которых возникает это состояние, и факторов его вызывающих, предлагается термин "фрустрационная ситуация" или "фрустрирующее воздействие". С. Розенцвейг выделяет экстрапунитивную, интрапунитивную и импунитивную реакции личности в фрустрирующей ситуации в зависимости от ее направленности. Реакции различаются также по следующим типам: с фиксацией на препятствии, с фиксацией на самозащите, с фиксацией на удовлетворении потребности. По Ф.Е. Василюку, следствием фрустрации могут быть следующие поведенческие реакции: двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатия, агрессия и деструкция, стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения) и регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения. В реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Более целесообразно оценивать не влияние фрустрации отдельных потребностей или различных типов фрустрирующих ситуаций, а суммарный эффект последовательных фрустраций, который Ф.Б. Березин называет фрустрационной напряженностью. Увеличение фрустрационной напряженности в свою очередь сопряжено с возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникновение в этой системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение фрустрации в процессе мотивированного поведения, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется. Такой тип фрустрации, по мнению Ф.Б. Березина являющийся в современных условиях основным, представляет собой интрапсихический конфликт.
Ф.Е. Василюк проводит границу между ситуациями фрустрации и конфликта. Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, выступая для сознания субъекта как нечто самоочевидное, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. "Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию".
Фрустрация – эмоциональный фактор влияющий на развитие дистресса у человека.
Фрустрационная напряжённость приводит к рассогласованию в системе потребностей, следовательно в процессе мотивированного поведения подавляется одна из конкурирующих потребностей, что является по Березину основой интропсихического конфликта.
Состояние
фрустрации в некоторых случаях
(когда запрет перестаёт быть сомоочевидным
и становиться внутренне
По Селье стресс состоит из 3-ёх фаз или стадий:
Стадия тревоги – это мобилизация адаптационных возможностей организма. Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно - кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора, б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма. Первая стадия длится примерно до 48 часов.
Стадия сопротивления (резистентности). Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, сбалансированно расходуя адаптационные резервы. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного, но в виду того, что адаптационные резервы ограниченны и если стрессор продолжает воздействовать достаточно для данного организма долго и нет возможности снять воздействие или уменьшить его интенсивность наступает третья стадия. Продолжительность стадии в десятки раз больше чем первой, в зависимости от интенсивности стрессора и запасов адаптационной энергии индивида.
Стадия
истощения. После длительного действия
стрессора, к которому организм приспособился,
постепенно истощаются запасы адаптационной
энергии. Вновь появляются признаки
реакции тревоги, но теперь они необратимы
и индивид погибает.