Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.
Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.
Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.
1.1.Потребность профессии и её общественная значимость…..…6
1.2.Производственная характеристика……………………………..8
1.3.Содержание и характер труда.
Описание трудового действия…………………………………………14
1.4. Профессионально важные качества личности менеджера в сфере рекреации и туризма. ……………………………………….….….15
2.Методы и организация исследования.
2.1.Методы исследования…………………………………….……25
2.2. Организация исследования…………………………………...32
3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.
3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34
3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………….40
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финальная.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жёсткий, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик

     Фактор L+ — Подозрительность

     Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твёрдый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на «себя», независимый

     Фактор L- — Доверчивость

     Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми

     Фактор M+ — Мечтательность

     Углублённый в себя, интересующийся наукой, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно весёлый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, бесхозяйственный

     Фактор M- — Практичность

     Интересующийся  фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надёжный, серьёзный, хозяйственный, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения

     Фактор N+ — Утончённость

     Изысканно-утончённый, рафинированный, под самоконтролем, эстетически разборчивый, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетворённый

     Фактор N- — «Простота»

     Простой без «блеска», открытый, горячий, спонтанный в поведении, в обществе, простой  вкус, отсутствует самоанализ, не анализирует  мотивы поведения других, доволен  тем что имеет

     Фактор Q+ — Склонность к чувству вины

     Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия

     Фактор Q- — Спокойная самоуверенность

     Верен в себя, спокойный, умеет «позабавится», упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живёт простыми делами, нечувствителен к мнению о себе

     Фактор Q1+ — Радикализм

     Интеллектуальные  интересы и сомнения по поводу фундаментальных  проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям

     Фактор Q1- — Консерватизм

     Стремление  к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в  новых идеях, отрицание необходимости  перемен

     Фактор Q2+ — Самостоятельность

     Предпочитает  собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным  решениям и действиям

     Фактор Q2- — Зависимость от группы

     Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими  людьми, ориентирован на социальное одобрение

     Фактор Q3+ — Самоконтроль, сильная воля

     Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации

     Фактор Q3- — Недостаток самоконтроля, индифферентность

     Внутренняя  конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчинённость своим страстям

     Фактор Q4+ — Внутренняя напряжённость

     Возбужденный, взволнованный, напряжённый, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки

     Фактор Q4- — Внутренняя расслабленность

     Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворённость

     Фактор MD — Адекватная самооценка

     Адекватная  самооценки личности, её определённая зрелость

     Фактор MD+ — Неадекватно высокая самооценка

     Переоценка  своих возможностей, самоуверенность  и довольство собой

     Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка

     Недовольство  собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе

 

     

2.2. Организация исследования.

     Первый  этап. На первом этапе мы выбрали и в дальнейшем использовали методику многофакторного исследования личности, разработанная Р. Кеттелом, дающая многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Отличительной чертой методики является ее ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Центральных черт всего 3.

     1. Интеллектуальные особенности: фактор B (меньше 5,5 баллов – низкий интеллект,  больше 5,5 – высокий интеллект); фактор M (меньше 5,5 – практичность (праксерния), больше 5,5 –мечтательность (аутия)); фактор Q1 (меньше 5,5 – консерватизм, больше 5,5 – радикализм).

     2. Эмоционально-волевые особенности:  фактор C (меньше 5,5 баллов – эмоциональная нестабильность (слабость эго), больше 5,5 – эмоциональная стабильность (сила эго)); фактор E(меньше 5,5 – покорность, больше 5,5 – доминирование); фактор G (меньше 5,5 – корыстный(слабость суперэго), больше 5,5 – совестливый (сила суперэго)); фактор I (меньше 5,5 – жесткость (харрия), меньше 5,5 – мягкосердечность (премсия)); фактор O (меньше 5,5 – спокойствие (гипертимия), больше 5,5 – тревожность (гипотимия)); фактор Q3 (меньше 5,5 – низкое самомнение, больше 5,5 – высокое самомнение); фактор Q4 (меньше 5,5 – низкая напряженность, больше 5,5 – высокая напряженность).

     3. Коммуникативные особенности и  особенности межличностного взаимодействия: фактор A (меньше 5,5 баллов – замкнутость (шизотомия), больше 5,5 – общительность (аффектотимия)); фактор H (меньше 5,5 – робость (тректия), больше 5,5 – смелость (пармия)); фактор F (меньше 5,5 – невозмутимость (десургенсия), больше 5,5 – импульсивность (сургенсия)); фактор Q2 (меньше 5,5 – зависимость от группы, больше 5,5 – самодостаточность); фактор N (меньше 5,5 – наивность, больше 5,5 – проницательность); фактор L (меньше 5,5 – доверчивость (алаксия), больше 5,5 – подозрительность (протенсия)).

     Выделены также четыре вторичных фактора: F1 (меньше 5,5 баллов – низкая тревожность, больше 5,5 – высокая тревожность), F2 (меньше 5,5 – интраверт, больше 5,5 – экстраверт), F3 (меньше 5,5 – сензитивность, больше 5,5 – реактивная уравновешенность), F4 (меньше 5,5 – конформность, больше 5,5 – независимость).

     Подготовили тесты для проведения социологического опроса.

     Второй  этап. Мы провели социологическое исследование социально-психологических качеств личности представителей 15 турфирм(30 человек).

     Третий  этап. На заключительном этапе, мы провели анализ исследования. Проверили тесты, подвели итоги исследования и составили профессионально личностную модель менеджера в сфере РиТ. 
 

 

3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.

3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма.

     Результатом исследования на базе анализа полученных данных является портрет менеджера на основе социально-психологических характеристик (использованы средние данные по тестированию), представленный в виде графика .

     

     Портрет менеджера сферы туризма на основе социально-психологических характеристик характеризует его как общительного, открытого человека (фактор А) с уровнем интеллекта выше среднего (фактор В), имеющего довольно высокий потенциал к его дальнейшему развитию.

     Тем не менее он не обладает эмоциональной  устойчивостью в достаточной  степени (фактор С), что может довольно негативно сказаться на результатах его деятельности и на качестве социально-психологического климата в коллективе. Менеджер обладает доминантными качествами (фактор Е), что в разумных пределах необходимо для достижения успеха в туристской деятельности. Ему свойственна умеренная импульсивность (фактор F), что подразумевает подвижность, энергичность, разговорчивость и динамичность в общении, т. е. черты, которые позволяют расположить к себе клиента. Его суперэго характеризуется некоторой слабостью (фактор G), выражающейся в некоторой легкомысленности, ненадежности, непостоянстве и возможной недобросовестности. Ему свойственна смелость (фактор H), выражающаяся в предприимчивости, склонности к риску, активности и отзывчивости, что также является преимуществом в сфере деятельности, опосредованной общением. Личности менеджера свойственна мягкосердечность (фактор I), проявляющаяся в зависимости от других, поиске помощи, художественном восприятии мира и ипохондрии, что может негативно сказаться на конечном результате труда менеджера. Менеджеру свойствен довольно высокий уровень подозрительности (фактор L), которая может проявляться в ревнивости, завистливости, большом самомнении, раздражительности и эгоцентричности. Эта черта может отрицательно сказаться в первую очередь на социальнопсихологическом климате в коллективе. Менеджеру свойственна практичность (фактор M), выступающая как прозаичность, быстрота решения практических вопросов, ориентация на собственные интересы, следование общепринятым нормам, логичность при решении практических вопросов, излишняя внимательность к мелочам. Эта черта позитивно воздействует на качество деятельности менеджера, т. к. его работа требует точности в оформлении соответствующего пакета документов для выездного вида туризма, а также внимания к мелочам при выборе места проживания клиента. Уровень проницательности менеджера (фактор N) выше среднего, что характеризует его как хитрого, опытного, искушённого, изысканного, умеющего вести себя в обществе, имеющего точный ум. Большинство приведенных выше характеристик можно оценить как достаточно позитивные при работе в сфере туризма. Следует упомянуть о довольно высоком уровне тревожности (фактор O) менеджера, проявляющейся в чувстве вины, страха, тревоги, неуверенности в себе, впечатлительности, депрессивности (все это соотносится с фактором C), что тоже может довольно негативно сказаться на результатах работы менеджера и на качестве социально-психологического климата в коллективе. Свойством личности менеджера в сфере туризма является довольно высокая степень радикализма (фактор Q1), характеризующегося свободомыслием, аналитичностью и критичностью мышления, хорошей информированностью, наличием интеллектуальных интересов, что позволяет менеджеру принимать взвешенные решения. Менеджер характеризуется некоторой зависимостью от группы (фактор Q2), которая выражается в несамостоятельности, необходимости в поддержке группы, ориентации на социальное одобрение, безынициативности. Это не позволяет менеджеру принимать быстрые решения в непредвиденных нестандарных ситуациях и, кроме того, ввиду безынициативности, не даёт возможности полностью использовать собственный потенциал. Для менеджера характерно высокое самомнение (фактор Q3), выражающееся в самоконтроле, точности, принятии социальных норм, контроле поведения, целенаправленности, что позволяет считать его необходимым атрибутом эффективной деятельности. Высокую напряжённость (фактор Q4), выступающую как собранность энергичность, повышенная мотивация, активность, можно оценить как позитивную черту, позволяющую повысить эффективность труда менеджера.

     К вторичным социально-психологическим  чертам личности менеджера относятся: высокая тревожность (фактор F1), находящая выражение в плохой приспособляемости, неудовлетворённости достигнутым и высоким уровнем тревоги; экстравертность (фактор F2), проявляющаяся в хороших навыках установления и поддержания социальных контактов; сензитивность (фактор F3), характеристиками которой выступают хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, вежливость, спокойствие; конформность (фактор F4), которая выражается в подчинении, зависимости, пассивности и сдержанности, не позволяет менеджеру принимать быстрые решения в непредвиденных нестандарных ситуациях и не дает возможности полностью использовать собственный потенциал ввиду пассивности и сдержанности.

     3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ.

     На  основе данных изучения социально-психологических  характеристик менеджера в сфере туризма можно сделать вывод об основных профессиональных характеристиках менеджера сферы туризма и составить модель(рис 1.). Это управленец с довольно высоким уровнем социально-психологических характеристик и навыков, дающим ему возможность успешно и эффективно осуществлять свою деятельность на рынке туруслуг. Тем не менее нельзя не обратить внимания на такие его недостатки, как недостаточная эмоциональная устойчивость, слабость суперэго, мягкосердечность (пассивность, зависимость от чужого мнения), подозрительность, тревожность и зависимость от группы. Очевидно, что необходима корректировка некоторых личностных характеристик менеджеров в сфере туризма. Это возможно посредством формирования коррекционной программы обучения менеджеров, которая позволит усовершенствовать их личностные характеристики и, как следствие, повысить производительность труда и качество обслуживания клиентов на предприятиях, занимающихся туристской деятельностью.

     Учитывая  многообразие ролей менеджера, к  нему предъявляются тем не менее  общие требования:

     - знания (в области социальной психологии, знание современных управленческих подходов и особенностей профессии);

     - личные качества (нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении целей, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора, хорошее здоровье);

Информация о работе Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма