Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.
Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.
Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.
1.1.Потребность профессии и её общественная значимость…..…6
1.2.Производственная характеристика……………………………..8
1.3.Содержание и характер труда.
Описание трудового действия…………………………………………14
1.4. Профессионально важные качества личности менеджера в сфере рекреации и туризма. ……………………………………….….….15
2.Методы и организация исследования.
2.1.Методы исследования…………………………………….……25
2.2. Организация исследования…………………………………...32
3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.
3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34
3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………….40
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финальная.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями  и одинаково эффективно  действующего в любой ситуации.

     Существует  определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем  человек  может  становиться в относительно раннем возрасте.

     И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые  определяют  эффективность  работы менеджера. Рад  из них зависит от него самого и  связан  либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач  вместо  непосредственного  руководства.

     Отрицательно  влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное  отношение  к  сотрудникам.

     Однако  в  некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит  от  подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные  не  знают  точно  своего  задания  и  взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы  не  «завалить»  дело. Во  многом  это  происходит, кстати, от  неумения  планировать. Сложности  для  руководителя  возникают  и  в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

     Необходимые общие и специальные  умения, знания.

     Самая распространенная специальность в сфере туризма, это менеджер по туризму. Для того, чтоб успешно работать в этом бизнесе, нужно наверное, очень сильно любить людей и путешествия! Из специфических знаний, необходимо хорошо ориентироваться в специализированных программах тур. операторов, уметь бронировать туры, грамотно вести переговоры с клиентами, уметь слушать и понимать чего же человек хочет на самом деле.

     Знание  иностранных языков, географии.

     Организаторские навыки, опыт работы с клиентами, инициативность, умение работать с людьми и документами.

     Уверенное пользование ПК. 

     Способности:

     - коммуникативные способности (умение  входить в контакт, налаживать  взаимоотношения 
и т.д.);

     - вербальные способности (умение  говорить четко, ясно, выразительно);

     - ораторские способности (умение  грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

     умение  слушать;

     - развитые организаторские способности;  умение принимать решения в  неопределенных ситуациях; способность  решать проблемные ситуации в  короткие сроки;

     - способность управлять собой  (способность к самоконтролю);

     - хорошее развитие словесно-логической  и образной памяти;

     - хорошее развитие мнемических  способностей (долговременная и  кратковременная память);

     - высокий уровень развития переключения  и распределения внимания (способность  быстро 
- переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

     -способность  влиять на окружающих. 

     Требования, предъявляемые данной профессией к  работнику.

     Должен  знать направление, помнить навскидку  основные программы (в т.ч. и цены на них) и варианты перелетов, уметь  быстро рассчитать запрос, правильно  отвечать по телефону (не имею в виду штампы) и постоянно вести свои заявки. 
Все остальное - опоздания, прогулы (как бы по болезни) и прочие вольности – не важны, главное - результат. 

     Медицинские противопоказания: 
- заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата; 
- нервно-психические заболевания; 
- дефекты речи, слуха, зрения.
 
 
 

 

     

     2. Методы и организация иследования

     2.1 Методы исследования

     В данной курсовой работе были использованы следующие методы:

     1. Анализ литературных источников

     2. Психологический метод исследования личности.

     3. Тестирование профессиональных  качеств.

     1. Анализ литературных источников

     Анализ  литературных источников показывает умение работать с поисковыми системами, с большим объемом специальной литературы (ее систематизация, осмысление, выделение главного, сути проблемы, критическая оценка изученного материала) по исследуемому вопросу.

     Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялись с целью  ознакомления с современными представителями  авторов в области менеджмента, управление персоналом, педагогики и психологии. Большое внимание обращали на труды, посвященные изучению личности менеджеров туризма.

     2.Психологические  методы исследования  личности.

       Изучение личности не может развиваться, если не будет пополняться новыми и новыми фактами.

     Методы  изучения личности. Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно. Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах. Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

     В соответствии с принципом объективности  для изучения феноменов личности используется целостная система  методов и методик.

     Одна  из них это - методика многофакторного исследования личности. Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку.

     3. Тестирование профессиональных  качеств.

     Опросник  Кеттела является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических  особенностей личности. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и  предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.  
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и D (105 вопросов), но чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

     Факторы

     Фактор  А+ — Открытость

     Готовый к новым знакомствам, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении, легко сокращающий дистанцию.

     Фактор  А- — Замкнутость

     Замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, склонный к уединению, сконцентрированный на собственных мыслях и чувствах, дистантный (официальный).

     Фактор B+ — Развитое мышление

     Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный

     Фактор B- — Ограниченное мышление

     Трудности в обучении, в умении анализировать  и обобщать материалы, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями, «мужлан»

     Фактор C+ — Эмоциональная стабильность

     Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив

     Фактор C- — Эмоциональная неустойчивость

     Неуверенный, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов, тревожится.

     Фактор E+ — Независимость

     Пробивной, самоуверенный, твёрдый, неуступчивый, неподатливый, берётся лидировать, руководить, сам для себя является «законом»

     Фактор E- — Податливость

     Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, легко  попадает в зависимость, избегает роль лидера, подчиняется, ведомый

     Фактор F+ — Беспечность

     Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, весёлый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства

     Фактор F- — Озабоченность

     Серьёзный, углублённый в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем

     Фактор G+ — Сознательность

     Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила «супер-ЭГО»

     Фактор G- — Беспринципность

     Небрежный, легкомысленный, ненадёжный, непостоянный, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями  создаёт помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами

     Фактор H+ — Смелость

     Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый, предприимчивый, рискующий

     Фактор H- — Застенчивость

     Нерешительный, избегает ответственности и риска

     Фактор I+ — Чувственность

     Сентиментальный, с развитыми эстетическими потребностями, сочувствующий и ищущий сочувствия у других, приветливый, требующий  внимания других, ипохондрик, боязливый

     Фактор I- — Твёрдость

Информация о работе Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма