Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:10, курсовая работа
Цель нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.
Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.
Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.
1.1.Потребность профессии и её общественная значимость…..…6
1.2.Производственная характеристика……………………………..8
1.3.Содержание и характер труда.
Описание трудового действия…………………………………………14
1.4. Профессионально важные качества личности менеджера в сфере рекреации и туризма. ……………………………………….….….15
2.Методы и организация исследования.
2.1.Методы исследования…………………………………….……25
2.2. Организация исследования…………………………………...32
3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.
3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34
3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………….40
Литература………………………………
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Рад из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.
Необходимые общие и специальные умения, знания.
Самая распространенная специальность в сфере туризма, это менеджер по туризму. Для того, чтоб успешно работать в этом бизнесе, нужно наверное, очень сильно любить людей и путешествия! Из специфических знаний, необходимо хорошо ориентироваться в специализированных программах тур. операторов, уметь бронировать туры, грамотно вести переговоры с клиентами, уметь слушать и понимать чего же человек хочет на самом деле.
Знание иностранных языков, географии.
Организаторские навыки, опыт работы с клиентами, инициативность, умение работать с людьми и документами.
Уверенное пользование ПК.
Способности:
-
коммуникативные способности (
и т.д.);
-
вербальные способности (
-
ораторские способности (
умение слушать;
-
развитые организаторские
- способность управлять собой (способность к самоконтролю);
-
хорошее развитие словесно-
- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
-
высокий уровень развития
- переводить внимание с одного предмета
на другой, а также удерживать в центре
внимания одновременно несколько предметов
или совершать одновременно несколько
действий);
-способность влиять на окружающих.
Требования, предъявляемые данной профессией к работнику.
Должен
знать направление, помнить навскидку
основные программы (в т.ч. и цены
на них) и варианты перелетов, уметь
быстро рассчитать запрос, правильно
отвечать по телефону (не имею в виду
штампы) и постоянно вести свои
заявки.
Все остальное - опоздания, прогулы (как
бы по болезни) и прочие вольности – не
важны, главное - результат.
Медицинские
противопоказания:
- заболевания сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата;
- нервно-психические заболевания;
- дефекты речи, слуха, зрения.
2. Методы и организация иследования
2.1 Методы исследования
В данной курсовой работе были использованы следующие методы:
1. Анализ литературных источников
2. Психологический метод исследования личности.
3. Тестирование профессиональных качеств.
1. Анализ литературных источников
Анализ литературных источников показывает умение работать с поисковыми системами, с большим объемом специальной литературы (ее систематизация, осмысление, выделение главного, сути проблемы, критическая оценка изученного материала) по исследуемому вопросу.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялись с целью ознакомления с современными представителями авторов в области менеджмента, управление персоналом, педагогики и психологии. Большое внимание обращали на труды, посвященные изучению личности менеджеров туризма.
2.Психологические методы исследования личности.
Изучение личности не может развиваться, если не будет пополняться новыми и новыми фактами.
Методы изучения личности. Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно. Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах. Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.
В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик.
Одна из них это - методика многофакторного исследования личности. Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку.
3. Тестирование профессиональных качеств.
Опросник
Кеттела является одним из наиболее
распространенных методов оценки индивидуально-психологических
особенностей личности. Он разработан
под руководством Р.Б. Кеттела и
предназначен для описания широкой
сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника
является его ориентация на выявление
относительно независимых 16 факторов
(шкал, первичных черт) личности. Данное
их качество было выявлено с помощью факторного
анализа из наибольшего числа поверхностных
черт личности, выделенных первоначально
Кеттелом. Каждый фактор образует несколько
поверхностных черт, объединенных вокруг
одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187
вопросов) и С и D (105 вопросов), но чаще всего
используют формы А и С. Наибольшее распространение
опросник получил в медицинской психологии
при диагностике профессионально важных
качеств, в спорте и научных исследованиях.
Факторы
Фактор А+ — Открытость
Готовый к новым знакомствам, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении, легко сокращающий дистанцию.
Фактор А- — Замкнутость
Замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, склонный к уединению, сконцентрированный на собственных мыслях и чувствах, дистантный (официальный).
Фактор B+ — Развитое мышление
Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный
Фактор B- — Ограниченное мышление
Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями, «мужлан»
Фактор C+ — Эмоциональная стабильность
Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив
Фактор C- — Эмоциональная неустойчивость
Неуверенный, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов, тревожится.
Фактор E+ — Независимость
Пробивной, самоуверенный, твёрдый, неуступчивый, неподатливый, берётся лидировать, руководить, сам для себя является «законом»
Фактор E- — Податливость
Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, легко попадает в зависимость, избегает роль лидера, подчиняется, ведомый
Фактор F+ — Беспечность
Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, весёлый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства
Фактор F- — Озабоченность
Серьёзный, углублённый в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем
Фактор G+ — Сознательность
Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила «супер-ЭГО»
Фактор G- — Беспринципность
Небрежный, легкомысленный, ненадёжный, непостоянный, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями создаёт помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами
Фактор H+ — Смелость
Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый, предприимчивый, рискующий
Фактор H- — Застенчивость
Нерешительный, избегает ответственности и риска
Фактор I+ — Чувственность
Сентиментальный,
с развитыми эстетическими
Фактор I- — Твёрдость
Информация о работе Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма