Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.
Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.
Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.
1.1.Потребность профессии и её общественная значимость…..…6
1.2.Производственная характеристика……………………………..8
1.3.Содержание и характер труда.
Описание трудового действия…………………………………………14
1.4. Профессионально важные качества личности менеджера в сфере рекреации и туризма. ……………………………………….….….15
2.Методы и организация исследования.
2.1.Методы исследования…………………………………….……25
2.2. Организация исследования…………………………………...32
3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.
3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34
3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………….40
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финальная.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ –

     УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

     Факультет физической культуры и спорта 
 
 
 

            Кафедра: «Туризм рекреация  и спорт» 
             
             
             

     Курсовая  работа 
 

     По  дисциплине:

     «Менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности» 
 

     На  тему: «Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма» 
 
 

     Студент:               Богатов И.Г.

     Группа:                             51 РТ

     Шифр:                        032103

     Преподаватель:        Соломченко М.А.

     Курсовая  работа сдана на оценку                        ____________

     Члены комиссии                                       ____________подпись

                                                                        _____________

                                                                   дата

                                                                               

       ____________подпись

              _____________

                     Дата 
                 
                 

     Орел 2011

 

     

     Содержание

     Введение………………………………………………………………….....3

    1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.

         1.1.Потребность  профессии и её общественная  значимость…..…6

         1.2.Производственная характеристика……………………………..8

         1.3.Содержание и характер труда.

         Описание  трудового действия…………………………………………14

         1.4. Профессионально важные качества  личности менеджера в сфере  рекреации и туризма. ……………………………………….….….15

     2.Методы и организация исследования.     

         2.1.Методы исследования…………………………………….……25

         2.2. Организация исследования…………………………………...32

    3. Реализация  профессионально-личностной модели  менеджера в сфере рекреации  и туризма.

         3.1. Исследования социально-психологических  качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34

         3.2. Профессионально-личностная модель  менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37

     Заключение  ……………………………………………………………….40

     Литература………………………………………………………………...42

     Приложение  ………………………………………………………………44

 

     

     Введение.

     Современному менеджеру по туризму недостаточно хорошо владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. Необходимы также стремление к высоким результатам труда, профессиональному мастерству, максимальной самореализации в профессиональной деятельности; приобщение к профессионально значимым ценностям; способность соотносить свою личность с требованиями профессии, образом профессионала; адекватная профессионально-личностная самооценка. Эти показатели характеризуют уровень профессиональной идентичности менеджера по туризму, которая на сегодняшний день целенаправленно и на необходимом уровне в процессе профессиональной вузовской подготовки не формируется.

     Так как основой профессиональной деятельности менеджера по туризму является общение, взаимодействие с клиентом, в котором ярко проявляется поведение специалиста не только на профессиональном, но и на личностном уровне, то профессиональная идентификация будущего менеджера по туризму тесно связана с его личностной идентификацией, обеспечивающей формирование поведенческих стереотипов, черт личности, ценностных ориентаций, овладение социальными ролями, и являющейся непременным условием жизненной и профессиональной успешности личности.

     Определяющее  влияние на процесс профессиональной идентификации менеджера по туризму оказывают три фактора. Первый общение с клиентами - пользователями туристских услуг. Второй - взаимодействие (с прямым и обратным воздействием) с сотрудниками и вышестоящим начальством, третий — прямое и обратное воздействие в процессе обучения и воспитания, профессиональной подготовки будущих менеджеров по туризму. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Их координация возможна в случае целенаправленной организации процесса профессиональной идентификации будущего менеджера по туризму в процессе его вузовской подготовки.

     На  процесс профессионального становления  будущего менеджера по туризму значимое влияние оказывают как личностная, так и профессиональная идентификация, которые взаимосвязаны, взаимодетерминированы и осуществляются неотделимо друг от друга. Поэтому в рамках данного исследования мы считаем необходимым обратиться к феномену профессионально-личностной идентификации. В первом приближении его можно определить как процесс соотнесения студентом - будущим менеджером по туризму — себя с профессиональным, социальным и личностным идеалами (образами профессионала, человека, гражданина), формирования у него ценностного отношения к профессиональной деятельности и собственной индивидуальности, стремления к профессиональной и личностной самореализации, самосовершенствованию, выполнению профессиональной деятельности на высоком уровне мастерства, к высоким результатам профессиональной деятельности и успешности в различных сферах жизни.

     Таким образом, актуальность исследований обусловлена не только высокой конкурентоспособностью специалистов, обладающих вышеуказанными качествами, на рынке труда. Изучение социально-психологических качеств личности менеджера в сфере туризма – это основной ресурс повышения производительности труда в организациях сферы туризма, а также карьерного роста их сотрудников, поскольку туристская деятельность опосредована сферой межличностных отношений.

     Цель  нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера  в сфере рекреации и туризма.

     Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.

     Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.

     В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования были определены следующие задачи:

     1. На основе анализа научно-педагогических  исследований выявить сущность, содержание и структуру профессии  менеджера в сфере  рекреации  и туризма.

     2. Определить критерии, методы исследования  социально-психологических качеств  личности менеджера.

     3. Составить профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.

     Методы  исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

     1. Анализ литературных источников.

     2. Психологический метод исследования  личности.

     3. Тестирование профессиональных качеств. 
 
 
 
 
 

 

     

1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.

     1.1.Потребность профессии и её общественная значимость.

     Туризм  сегодня становится одним из основных элементов цивилизованного мира, его по праву называют феноменом XXI века. Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье - развивает физически, укрепляет организм. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности. Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм.

     Туристическое общение это одна из универсальных  форм межличностного общения, которая  в современных условиях жизни  людей претворяется в один из важнейших  факторов, определяющих качество жизни  человечества. В этом отношении огромным потенциалом наделены такие разновидности туризма, как социальный, семейный, спортивный, детско-юношеский, молодежный, религиозный, а также туризм для людей пожилого возраста и инвалидов.

     Формируя  мировое социальное и культурно-экономическое  пространство и заняв ведущее место в мировой экономике, свободном обмене идеями и ценностями культурно-исторического наследия, туризм выступает и как эффективное средство воспитания и является важным элементом экологической, нравственной, эстетической, физической и других сфер культуры.

     Культурная  ценность туризма зависит от его  разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а  эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.

     Существенным  образом на культурную, гуманистическую  ценность туризма влияют и особенности  сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму.

     Центральное звеном в системе туризма является менеджер, его знания и умения, психология, личностные и профессиональные возможности, к которым сегодня предъявляется все больше требований, ведь в ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда все больше требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туруслуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д.

     Все чаще менеджер туризма в своей  работе сочетает функции экскурсоводов, инструкторов и инструкторов-методистов, руководителей путешествий. В этих условиях ему недостаточно лишь обладать необходимыми знаниями, очень важно еще уметь доходчиво и с полезным результатом передавать своим клиентам знания и умения, которые им понадобятся. Таким образом, в профессиональной деятельности менеджера туризма имеют место педагогические принципы и методы, формы и средства, способствующие реализации поставленных задач. Для этого нужно иметь представление не только о видах учебной работы и методах обучения, но и о том, как они могут быть рационально использованы в практике туризма. Таким образом, актуальность изучения использования основ педагогики в деятельности менеджера туризма является очевидной. 

 

     

     1.2.Производственная характеристика.

     Менеджер - ключевая фигура любой организации, в том числе и туристической. Менеджер - это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Профессией менеджера является управление каким-либо делом. Сам термин «менеджер» возник в тесной связи с родом таких занятий, которые предполагают способность добиваться намеченных результатов в работе с различными организациями, людьми.

Информация о работе Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма