Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования изучить и обосновать профессионально-личностную модель менеджера в сфере рекреации и туризма.
Объект исследования: профессиональные качества менеджера сферы рекреации и туризма.
Предмет исследования: подготовка менеджера в сфере рекреации и туризма к профессионально личностному развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера в сфере рекреации и туризма.
1.1.Потребность профессии и её общественная значимость…..…6
1.2.Производственная характеристика……………………………..8
1.3.Содержание и характер труда.
Описание трудового действия…………………………………………14
1.4. Профессионально важные качества личности менеджера в сфере рекреации и туризма. ……………………………………….….….15
2.Методы и организация исследования.
2.1.Методы исследования…………………………………….……25
2.2. Организация исследования…………………………………...32
3. Реализация профессионально-личностной модели менеджера в сфере рекреации и туризма.
3.1. Исследования социально-психологических качеств личности менеджера сферы туризма………………………………………………..34
3.2. Профессионально-личностная модель менеджера в сфере РиТ…………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………….40
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финальная.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     Профессионально важные качества менеджера рассматриваются  на трех уровнях:

     - на уровне задач деятельности  менеджера;

     - на поведенческом уровне;

     - на уровне свойств личности.

     На  основе управленческой деятельности менеджера  можно выделить следующие профессионально  важные качества.

     Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

     Наиболее  важными являются:

     избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

     и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях  других людей и своих поступках.

     контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

     - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

     к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

     заряжать  своей энергией других людей, активизировать их.

     других  организаторских качеств следует  отметить такие как:

     Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

     Гибкость - способность реально оценивать  обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

     Работоспособность - способность длительно выполнять  работу с высокой эффективностью;

     Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся  в упорном стремлении достичь  сознательно поставленной цели;

     Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности  без чужой помощи;

     Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

     Инициативность - умение действовать энергично, способность  выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

     Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

     Существенное  значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

     - способность к кооперации и  групповой работе;

     - поведенческие ориентации при  разрешении конфликтных ситуаций;

     - социальная компетентность при  реализации своих целей.

     Менеджер  в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

     а) субординационное, или общение при  взаимодействии руководителя и подчиненных.

     б) служебно-товарищеское - это общенье  между руководителями-коллегами.

     в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

     В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить  тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые  контакты.

     Умение  устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит  от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой  обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать  влияние на людей.

     Далее обратим на следующее:

     Мотивационно-волевые  качества:

     к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к  себе);

     (добросовестность, внимание, порядочность, честность,  точность, признание со стороны  окружающих);

     (свобода,  самоопределение, открытость);

     компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение  к организации, уверенная манера держать себя).

     В литературе по психологии менеджмента  можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

     Наиболее  важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

     Таким образом, можно выделить в структуре  профессионально важных качеств  менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские  качества.

     Организаторские и деловые качаства.

     Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности  подразделений  служб, оперативных  планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

     К организаторским качествам нужно  отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это  и  отличает  менеджера  от  остальных  работников.

     Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в  умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

     Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть способность  заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем  логического  внушения, личного  примера, собственного  оптимизма.

     Менеджеру должна быть присуща дисциплина и  контроль над собой. Без этою он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому  менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать  дисциплину  подчиненных.

     Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не  принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается  дурным  тоном  для  высших руководителей задерживаться в офисе  после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно  беречь  для  главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том  числе  и  во  время  командировок.

     Менеджер  должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний  мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к  себе людей, слушать и понимать   их, убеждать  в  своей  правоте.

     С точки зрения контактности можно  выделить несколько типов руководителей.

     Во-первых, те, кто большую  часть  времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных  и только 1/3 на осуществление внешних связей.

     Во-вторых, те, кто  уделяет  тому  и  другому  примерно  поровну  времени.     

     В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

     В-четвертых, те, кто сторонится  вообще  всех  контактов.

     Первый  и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый  — для  стратегического. Третий  тип  руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным  управляющим. Его даже в армии с ее жесткой дисциплиной и подчиненностью  с  трудом  поймут.

     Важная  черта менеджера — реализм. Он  должен  уметь правильно оценить  свои возможности и возможности  подчиненных, их поступки, не витать  в  облаках, тогда  не  так  больно  будет  падать  при  неудаче.

     Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они  никогда  не  прибегают  к  обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся  к  тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при  этом  уважают  других  людей  и  их  мнения.

     Однако  уверенностью  в своих силах  могут похвастаться далеко не многие. Причин ее  отсутствия  немало: это  и  недостаток  практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций  со  стороны  окружающих; это  и  собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут устроить «праздник непослушания»

     Но, как  считают  психологи, отсутствие  уверенности в себе — «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты  в  области  менеджмента  Вудкок  и  Френсис.

     Прежде  всего следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут  реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку  зачастую  суть теряется из-за сложности  изложения своих взглядов и попыток  оперировать  сразу  несколькими  проблемами. Упорно  стремиться к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут  удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к  цели, не  исповедуя  только  при  этом принципа «мы за ценой не постоим».

     Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя  и  не  любой  ценой, но  в  любых  обстоятельствах. Он  должен  быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих  уважать  себя, демонстрируя  смелость  и  волевой характер.

     Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно  поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную  игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации  их  в  жизнь.

     Но  самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем  своих служебных полномочий, возможность  действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен  обладать терпимостью  к  слабостям  людей, не мешающим работать, и  нетерпимостью  ко  всему, что препятствует успешному решению  стоящих  перед  ним  и  коллективом  задач.

Информация о работе Профессионально-личностная модель менеджера в сфере рекреации и туризма