Профессионально важные качества лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.
1.1 Деятельность современного руководителя и ее особенности (анализ, принципы). 6
1.2 Структурные элементы деятельности руководителя. 6
1.3 Профессионально-важные качества в структуре деятельности руководителя. 13
ГЛАВА 2.
2.1 Изучение основы профессионально-важных качеств руководителя. 16
2.2 Описание процедуры и методики исследования. 20
2.3 Методика выявления “Коммуникативных и организаторских склонностей” (КОС-2)” 25
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29

Работа содержит 1 файл

Орг власть курсов.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     2.1. Описание процедуры и методики исследования.

     1. Темперамент. Изучение темперамента  с помощью Методики Айзека-ЕРQ. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизама, экстраинтроверсии и психотизма. 
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить "да", либо "нет". Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

     Методика  содержит 4 шкалы: экстраверсии-инроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию. Айзек рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

     Экстраверсия-интроверсия. Характеризующая типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Но беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

     Типичный  интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к  самоанализу. Сдержан и отдален  от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя, обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

     Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует  эмоциональную устойчивость или  неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная  устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность нервность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц в высокими показателями по шкале нейромизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

     Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. 
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.  
Привлекая данные по физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследованя по шкалам экстра-интроверсии и нейротизма можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

     2. Коммуникативных и организаторских  склонностей. Методика выявления "Коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС-2).

     Данная  методика предназначена для выявления  коммуникативных и организаторских  склонностей личности (умение четко  и быстро устанавливать деловые  и Товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.)

     Методика  содержит 40 вопросов, на каждый из которых  обследуемый должен дать ответ "да" или "нет". Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

     3. Направленность личности. Анкета  состоит из 27 пунктов-суждений, по  каждому из которых возможны  три варианта ответов, соответствующие  трем выдам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее"- 0, оставшиеся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пункта, суммируются для каждого вида направленности отдельно.  
С помощью методики выявляются следующие направленности:

     Направленность  на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно  работы и сотрудников, агрессивность  в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

     Направленность  на общение (О) - стремление при любых  условиях поддерживать отношения с  людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

     Направленность  на дело (Д) - заинтересованность в решении  деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

     4. Самоконтроль в общении. Методика  диагностики оценки самоконтроля  в общении М.Снайдера.  
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. 
Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблему собеседника и т.д. Для проверки этих качеств существует 2 теста: "Умеете ли вы слушать" и "Умеете ли вы слушать?".

     5. Конфликтное поведение. Методика  диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса. 
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", но подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последние время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознание тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным с концентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.  
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

     Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

     Приспособление, означающее в противоположность  соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

     Компромисс;

     Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

     Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

     К.Томас  считает, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

     В своем Опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.Томас  описывает каждый из пяти перечисленных  возможный вариантов 12 суждениями о  поведении индивида в конфликтной  ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой их которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. 
Для определения профессионально важных качеств руководителя были подвергнуты тестированию несколько руководителей одного предприятия: 
Савенков Евгений Петрович 
Куликов Виктор Анатольевич 
Евсеева Елена Сергеевна 
Литвинова Светлана Ильинична 
Алеко Константин Владимирович. 
В процессе тестирования получены следующие данные: 
Меланхолик, не коммуникабелен, направленность на себя, высокий коммуникативный контроль, избегание конфликтов. 
Сангвиник, организаторские способности, направленность на общение, высокий коммуникативный контроль, соревнование. 
Холерик, организаторские способности, направленность на общение, высокий коммуникативный контроль, компромисс. 
Холерик, организаторские способности, направленность на себя, низкий коммуникативный контроль, соревнование. 
Холерик, организаторские склонности, личностная направленность на общение, высокий коммуникативный контроль, стремление к сотрудничеству. 
Тестирование показало психологические портреты предложенных руководителей. Необходимо, обратить внимание и на работу возглавляемых ими отделов. Отдел Алеко К.В. работает более эффективно нежели отделы других руководителей.  
Т.о. мы приходим к выводу, что при отборе кандидатов на руководящую должность необходимо в обязательном порядке подвергать их тестированию по предложенным методикам. При прохождении тестирования можно подобрать кандидатов наиболее подходящих с психологической точки зрения на руководящую должность.

     На  основании анкеты проходило тестирование руководителей.

     Получены  следующие данные: руководитель должен иметь темперамент - холерика, организационные склонности, личностную направленность на общение, высокий коммуникативный контроль, стремление к сотрудничеству. При таком стечение обстоятельств мы получим универсального руководителя со всем набором профессионально-важных качеств.

 

     2.3 Методика выявления “Коммуникативных и организаторских  склонностей” (КОС-2)”

      Данная  методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявить инициативу и т.д.).

     Методика  содержит 40 вопросов , на каждый из которых  обследуемый должен дать ответ “да” или “нет”. Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских  склонностей.

Вопросы:

  1. Есть ли у Вас стермление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественой работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшийся критической ситуацие?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Много ли Вас удалост склонить своих товарищей к принятию Ими Вашего мнения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить аремя с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

     9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

     10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

     11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?

     12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

Информация о работе Профессионально важные качества лидера