Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:04, курсовая работа
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга
Введение 3
ГЛАВА 1.
1.1 Деятельность современного руководителя и ее особенности (анализ, принципы). 6
1.2 Структурные элементы деятельности руководителя. 6
1.3 Профессионально-важные качества в структуре деятельности руководителя. 13
ГЛАВА 2.
2.1 Изучение основы профессионально-важных качеств руководителя. 16
2.2 Описание процедуры и методики исследования. 20
2.3 Методика выявления “Коммуникативных и организаторских склонностей” (КОС-2)” 25
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Содержание
Введение
ГЛАВА 1.
1.1
Деятельность современного руководителя
и ее особенности (анализ, принципы).
1.2 Структурные элементы деятельности руководителя. 6
1.3 Профессионально-важные качества в структуре деятельности руководителя. 13
ГЛАВА 2.
2.1 Изучение основы профессионально-важных качеств руководителя. 16
2.2
Описание процедуры и методики исследования.
2.3
Методика выявления “
Заключение.
Список
используемой литературы.
Введение
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, прежде всего, необходима профессиональная подготовка. Но что это значит - профессиональная подготовка руководителя? Можно ли считать, что если его инженер или экономист, то этого достаточно, чтобы считать, что человек имеет необходимую профессиональную подготовку? Ответ - нет!
Руководителю необходима система качеств, которые характеризуют его профессиональную подготовленность.
Во-первых,
в профессиональную подготовку включаются,
таким образом, те качества руководителя,
которые связаны сознанием
Требования к качествам профессиональной
подготовки необходимы для всех руководителей,
от низшего звена до министра соответствующего
ведомства. Это требование обязывает иметь
соответствующий уровень знания специфики
деятельности, которой они руководят.
В рамках профессиональной подготовки
следует учитывать и практический опыт.
Личный опыт руководителя как исполнителя,
как руководителя более низкого уровня
служит исключительно важным условием
для проверки его знаний и их пополнения.
Наряду
с профессионально-важными качествами
личности руководителя необходимо изучать
современного руководителя как объект.
Современный этап развития экономики
требует перестройки психологии руководителей
в соответствии с новыми требованиями.
Понятие "психология руководителя"
не тождественно понятию "психология
личности". Последнее понятие включает
весь внутренний мир человека, тогда как
понятие "психология руководителя"
относится лишь к некоторым специфическим
образующим психологии, непосредственно
"обслуживающим" социальную активности
в рамках системы управления. Совокупность
этих образующих психологии личности
руководителя, соотнесенных с функцией
управления возглавляемым коллективом,
назовем деятельностным ядром личности.
Выделение их психологии личности ее деятельностного
ядра довольно сложно хотя бы по той причине,
что в качестве субъекта труда, общения,
учения, поведения и деятельности выступает
один и тот же человек, и в каждом случае
активность его регулируется всем арсеналом
средств его внутреннего мира. В психике
человека нельзя выделить рядоположенные
деятельностное ядро, поведенческое ядро,
общенческое ядро и другие, соответствующие
разным формам активности, ибо в каждой
форме активности человек проявляет себя
как целостная личность. В таком случае
возникает вопрос, чем обусловлена необходимость
введения нового понятия, если отображаемая
им реальность не есть некая самостоятельная
сущность?
Необходимость в новом понятии возникает по целому ряду причин. Социальная активность руководителя, как и каждого человека, гетерогенна (разнотипна) по своим целям, мотивам, способам действий, результатам действий, а также по потребностям, выступающим в качества исходной побудительной силы. Цели, мотивы и другие психологические образующие социальной активности руководителя не только охватывают сферу системы управления, но выходят далеко за ее рамки. Можно, конечно, ставить задачу изучения руководителя как человека и как личности, чтобы получить полное представление о всем наборе социальных ролей, реализуемых конкретным человекам. Но для психологии хозяйственного управления руководитель представляет наибольший интерес как работник, как деятель, вносящий личный вклад в создание материальных и духовных благ.
Что касается продуктивности его деятельности, то она определяется не только потребностями, но также знаниями и умениями, которые условно можно обозначить как качества личности руководителя. Все многообразие качеств личности руководителя можно свести в три группы: политические, профессиональные и организаторские.
Первая группа качеств определяется тем, что руководитель является представителем государства в данном коллективе.
Вторая
группа качеств соответствует
Третья группа качеств обусловлена тем, что руководитель призван организовать коллектив на выполнение поставленных перед ним задач.
Если
рассматривать современного руководителя
и его профессионально - важные качества
неотделимо друг от друга, то приходим
к выводу, что модальность профессионально-важных
качеств имеет зависимость от соц. психологических
и соц. демографических характеристик.
Таким образом, цель данной работы изучение
профессионально-важных качеств руководителя
в зависимости от соц. психологических
и соц. демографических характеристик.
Объектом изучения является современный руководитель. Субъектом изучения его профессиональные качества. Для изучение этой проблемы ставится ряд задач:
современный руководитель, как управленец;
структурные
элементы руководителя: стиль руководства,
темперамент руководителя, его роли; исследование
группы руководителей.
ГЛАВА 1.
1.1 Деятельность современного руководителя и ее особенности.
Прежде всего труд руководителя - это такой же труд, как и труд любого рабочего или служащего, но связан с определенными затратами физической и нервной энергии.
Вот почему психологические требования к труду руководителя как исполнителя не отличаются от требований к труду людей, выполняющих работу исполнителей.
Но нас больше интересует работа руководителя как человека принимающего решения. В современной практике такого руководителя принято называть - менеджером.
Остановимся
на некоторых общих
Таким
образом, своеобразный микроанализ организационной
жизни руководителя позволяет квалифицировать
ее как насыщенную
Большое число действий,
Частыми вмешательствами из вне,
Широкой сетью контактов,
Преобладанием речевого общения с окружающими.
Рыночная экономика требует от современного
руководителя:
Способности управлять собой;
Разумных личных ценностей;
Постоянного личного роста (развития);
Навыков решать проблемы;
Изобретательности и способности к инновациям;
Способности влиять на окружающих;
Знания современных управленческих подходов;
Способности обучать подчиненных;
Способности формировать и развивать
трудовой коллектив.
1.2 Структурные элементы руководителя.
Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера (руководителя).
Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают меру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это систем постоянно применяемых методов руководства.
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, ток как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, ток и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический стили.
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему.
Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.
Руководитель
становится автократом тогда, когда
он по своим качествам стоит ниже
людей, которыми руководит, или если
его подчиненные имеют слишком
низкую общую и профессиональную культуру.
Данный стиль не стимулирует инициативу
подчиненных, она, наоборот, часто наказуема
автократом, что делает невозможным повышение
эффективности работы организации. Под
началом автократа неприятно работать,
ибо увольнение "неугодных" является
целью его управленческой деятельности.
В споре он часто произносит сакраментальную
фразу: "Мы с тобой не сработаемся".
В таких случаях естественно отсутствует
удовлетворенность трудом, так как подчиненные
автократу сотрудники считают, что их
творческие силы не находят должного применения.
Менеджер,
использующий преимущественно