Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:04, курсовая работа
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга
Введение 3
ГЛАВА 1.
1.1 Деятельность современного руководителя и ее особенности (анализ, принципы). 6
1.2 Структурные элементы деятельности руководителя. 6
1.3 Профессионально-важные качества в структуре деятельности руководителя. 13
ГЛАВА 2.
2.1 Изучение основы профессионально-важных качеств руководителя. 16
2.2 Описание процедуры и методики исследования. 20
2.3 Методика выявления “Коммуникативных и организаторских склонностей” (КОС-2)” 25
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
Понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
Способность
разбираться в современной
Ораторские способности и умение выражать мысли;
Владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
Способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
Способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
Умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
Среди государственных служащих США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й - низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й - руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й - руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами); с 16-го по 18-й - высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).
Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера.
В
частности, в системе управления
США выделяется пять основных требований:
Здравый смысл;
Знание дела;
Уверенность в своих силах;
Высокий общий уровень развития;
Способность доводить начатое дело до
конца.
Овладение экономическими знаниями - важная черта, характеризующая профессиональную подготовку руководителя. Наука и техника ныне бурно развиваются. То, что сегодня современно, завтра может стать устаревшим. В современных условиях невозможно научно руководить, если руководитель не знает и не учитывает в своей деятельности тенденций научно-технической революции.
Таким
образом, мы пришли к выводу, что
существует 3 основных стиля руководства:
Автократический;
Демократический;
Либеральный.
И в зависимости от стиля руководства происходит управление коллективом (организацией) и как следствие эффективность деятельности руководителя и коллектива (организации). Для более эффективной деятельности руководителю необходимо придерживаться демократического стиля.
Также
существует несколько ролей выполняемых
руководителями в процессе деятельности.
В зависимости от выбранной роли руководителем,
предъявляются определенные требования
к профессионально-важным качествам. Они
варьируются. Ко всем руководителям предъявляются
основной набор профессионально-важных
качеств:
Искусство общения с людьми;
Знание специфики работы;
Знание организационной структуры;
Логика;
Способность к обучению.
ГЛАВА 2.
2.1 Изучение основ профессионально-важных качеств руководителя.
Схема
психологического изучения профессий.
Психологическое изучение профессий проводится
по самым разным схемам, в которые включены
вопросы, охватывающие весь профессиональный
материал.
Данную
схему можно назвать
Первый
пункт - технико-экономическое
Второй пункт - организация труда и условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеются в виду и социальные и физические условия труда.
Третий пункт - это документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев. Это вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы.
Четвертый пункт - это подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа.
Пятый пункт - это требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.
Шестой пункт - это психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы.
Понятие профессионально важных признаков.
Все
многообразие психики так или
иначе проявляется в трудовой деятельности
человека, но вместе с тем эти проявления
носят разный характер, который обусловлен
специфическими для каждой профессии
предметами и орудиями труда, а также и
трудовыми задачами. Для изучения этого
многообразия выделения профессионально
важных признаков можно проводить по следующему
плану; психологические особенности сенсорной
деятельности, и потом, хотя это все неотделимо
друг от друга, рассмотреть внимание, память,
эмоционально-волевую сферу и особенности
личности.
Сенсорная деятельность в разных видах
труда может отличаться прежде всего по
нагрузке на тот или иной анализатор зрительной,
слуховой, кожной, мышечно-суставный и
др. или комплексе анализаторов. Например,
если у настройщика музыкальных инструментов
ведущим является слуховой анализатор,
то такие профессии, как радист, настройщик
радио и телеаппаратуры, требуют наряду
со зрительным восприятием не в меньшей
степени и слухового восприятия; тонкого
различения шумов, различения высоты и
тембра звуков и т.д. Есть профессии, где
ведущим анализатором может быть осязание,
это, например, браковщики полировки, где
вопросы осязания имеют большое значение.
Есть виды труда, в которых довольно, довольно
большую роль играют обоняние и вкус. Прежде
всего это профессии связанные с дегустацией.
А если говорить об обонянии - то некоторые
виды химической и нефтеперерабатывающей
промышленности.
Кроме анализатора нужно иметь в виду
особенности характера самого восприятия.
Целый ряд профессий требует длительного
слежения в широком сенсорном поле. Ряд
профессий, наоборот, требует резкого
сужения поля восприятия, но зато в течение
длительного времени.
Есть профессии, в которых большое значение
имеет слежение за движущимися и мелькающими
объектами. Это должно быть также учтено,
когда мы анализируем профессию с точки
зрения восприятия.
Профессиональные особенности мыслительной
деятельности. Мышление является обязательным
компонентом любой деятельности, но мышление
как профессионально важный признак прежде
всего выделяют в тех профессиях, где приходится
оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую
принятия определенного решения в зависимости
от данной ситуации и реализации его в
виде каких-то адекватных действий.
Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.
В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.
Профессиональные особенности моторной вызывается. Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.
По
сенсомоторной координации
Профессиональные
особенности внимания. Внимание, которое
осуществляет функцию контроля деятельности,
неотделимо от восприятия, от мышления,
оно обязательно присутствует в
любой деятельности. Но в разных
профессиях отдельные свойства внимания
имеют разное значение. Есть профессии
(браковщики, контролеры, сборщики и др.),
в которых требуется длительное, в течение
всего рабочего дня устойчивое внимание
на одном или даже нескольких объектах
и периодическая его концентрация.
Есть профессии, которые требуют исключительно
широкого расширения внимания и переключения
внимания. Вообще в трудовой деятельности
очень трудно отделить распределение
внимания от его переключения. Целый ряд
профессий операторов, которые имеют широкое
поле для обзора, требует все время и распределять
внимание и переключать внимание с одних
объектов на другие. Но есть профессии,
в которых необходимо поочередно то концентрировать
внимание, то переключать его.
Профессиональные особенности памяти. Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок, не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.
Профессиональные
особенности эмоционально волевой
сферы личности. При психологическом
анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую
сферу лучше рассматривать
Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, то есть настроение с которым приходит человек и выполняет работу.
Также
важно учитывать и
Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.
Целый
ряд профессий предъявляет
Наряду с изучением профессионально важных
признаков нужно обращать внимание на
индивидуальные особенности человека,
на индивидуальный стиль его работы, как
один из способов адаптации человека к
профессии. Для того чтобы понять индивидуальные
особенности, индивидуальный стиль деятельности,
нужно проводить сравнительный анализ
тех работников, которые выполняют одну
и ту же работу, используя при этом различные
приемы и действия.