Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности.
1 История возникновения профессиональной этики
2 Понятие профессиональной этики
3 Основные принципы профессиональной этики
4 Роль менеджера в организации
5 Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам
6 Качества современного менеджера
6.1 Личные качества современного менеджера
6.2 Профессиональные качества современного менеджера
6.3 Деловые качества современного менеджера
7 Имидж менеджера
7.1 Культура одежды менеджера
7.2 Культура одежды деловой женщины
7.3 Владение искусством устной и письменной деловой речи
7.4 Соблюдение правил и условностей делового этикета
7.5 Особенности конструктивной поведенческой стратегии
7.6 Постановка цели
7.7 Следование нормам деловой этики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Это же самое относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Современный трудовой коллектив невольно оказывает необходимую корпоративную поддержку активному стремлению к развитию, исходящему непосредственно от начальника. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только простыми, сухими, заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные факторы), а также силы, воздействующие на организацию извне (внешние переменные факторы), а также учитывать влияние организации на общество.
Менеджер организации выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя. Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики. В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.
Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
- организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
- распределение заданий и инструктаж подчиненных;
- контроль над ними; подготовка и чтение отчетов;
- проверка и оценка результатов работы;
- ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии;
- выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
- знакомство с текущей корреспонденцией;
- ответы на звонки и прием посетителей;
- проведение собраний и представительство;
- заполнение форм отчетности;
- ведение переговоров;
- повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий. Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов, или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала и до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя – он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным – от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера. И, наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.
Таким образом, в процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:
во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее, вдохновляющий действия людей, направленные на лидерское достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками;
во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам;
в-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет менеджер, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
2
5. Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам
В своей работе «Игрок» Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:
1) мастер
этот человек внутренне удовлетворен своей работой и своим стилем жизни, но он не способен принять на себя роль лидера;
2) дикарь
главная цель – власть, он агрессивен, проявляет себя эффективным лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить людей, как следствие его управления враждебность в организации, это приводит к ее ослаблению;
3) человек – компания
он отождествляет себя с самой компанией, ненадежная личность.
4) игрок
стремится оказывать влияние на любое изменение, любит рисковать, проекты, работу людей он воспринимает как игру, он работоспособен и честен.
Дикарь и человек – компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек – компания опасается предварения в жизнь своих личных принципов перед лицом организации. Игрок тоже создает угрозу. Цель – выиграть, а как – это не важно, для этики самый опасный.
По стилю управления можно выделить:
Менеджер – дипломат.
Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
Менеджер – инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер – управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
В зависимости от занимаемой должности выделяют:
менеджеры высшего звена
обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности;
менеджеры среднего звена
чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторами деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс;
менеджеры низшего звена
находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос: не “Что делать?”, а “Как делать?”.
По своему отношению к работе менеджеры делятся на:
пассивные
используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных;
активные
активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности.
С точки зрения контактности можно выделить следующие типы менеджеров:
во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей;
во-вторых, те, кто уделяет и тому и другому примерно поровну времени;
в-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.
в-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.
Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый – для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.
Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:
1) «Один из нас»;
2) «Лучший из нас – образец для подражания»;
3) «Воплощение добродетелей»;
4) «Оправдание всех ожиданий».
В соответствии с этим они и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.
2
6. Качества современного менеджера
Развитие рыночной экономики, увеличивающаяся конкуренция, развитие новых отраслей производства, расширение сферы обслуживания сопровождаются исчезновением отдельных фирм и даже отраслей и возникновением других. При этом судьба отдельного работника в таких сложных условиях зависит не только от фатальности воли руководства, но и от соответствия его качеств и потенций стоящим перед фирмой задачам. Мало быть способным к выполнению своей работы – надо уметь так профессионально выглядеть перед другими, чтобы и они в вас поверили. Необходимо быть в состоянии вести себя так, чтобы у нужных людей сложилось благоприятное мнение.
Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого – бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно. Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы.
Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые ему, в обязательном порядке, должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.
6.1 Личные качества современного менеджера
Информация о работе Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы