Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности.

Содержание

1 История возникновения профессиональной этики
2 Понятие профессиональной этики
3 Основные принципы профессиональной этики
4 Роль менеджера в организации
5 Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам
6 Качества современного менеджера
6.1 Личные качества современного менеджера
6.2 Профессиональные качества современного менеджера
6.3 Деловые качества современного менеджера
7 Имидж менеджера
7.1 Культура одежды менеджера
7.2 Культура одежды деловой женщины
7.3 Владение искусством устной и письменной деловой речи
7.4 Соблюдение правил и условностей делового этикета
7.5 Особенности конструктивной поведенческой стратегии
7.6 Постановка цели
7.7 Следование нормам деловой этики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Это же самое относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Современный трудовой коллектив невольно оказывает необходимую корпоративную поддержку активному стремлению к развитию, исходящему непосредственно от начальника. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только простыми, сухими, заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные факторы), а также силы, воздействующие на организацию извне (внешние переменные факторы), а также учитывать влияние организации на общество.

Менеджер организации выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя. Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики. В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

- организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

- распределение заданий и инструктаж подчиненных;

- контроль над ними; подготовка и чтение отчетов;

- проверка и оценка результатов работы;

- ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии;

- выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;

- знакомство с текущей корреспонденцией;

- ответы на звонки и прием посетителей;

- проведение собраний и представительство;

- заполнение форм отчетности;

- ведение переговоров;

- повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий. Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов, или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала и до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя – он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным – от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера. И, наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

Таким образом, в процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:

                       во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее, вдохновляющий действия людей, направленные на лидерское достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками;

                       во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам;

                       в-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет менеджер, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

 



2

 

5.      Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам

В своей работе «Игрок» Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

1) мастер

этот человек внутренне удовлетворен своей работой и своим стилем жизни, но он не способен принять на себя роль лидера;

2) дикарь

главная цель – власть, он агрессивен, проявляет себя эффективным лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить людей, как следствие его управления враждебность в организации, это приводит к ее ослаблению;

3) человек – компания

он отождествляет себя с самой компанией, ненадежная личность.

4) игрок

стремится оказывать влияние на любое изменение, любит рисковать, проекты, работу людей он воспринимает  как игру, он работоспособен и честен.

Дикарь и человек – компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек – компания опасается предварения в жизнь своих личных принципов перед лицом организации. Игрок тоже создает угрозу. Цель – выиграть, а как – это не важно, для этики самый опасный.

По стилю управления можно выделить:

      Менеджер – дипломат.

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

      Менеджер – инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

      Менеджер – управляющий.

От него в частности требуется:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по  виду  и  характеру  своей деятельности;

- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и  работниками  и  распределение  участия каждого в их исполнении.

В зависимости от занимаемой должности выделяют:

                       менеджеры высшего звена

обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности;

                       менеджеры среднего звена

чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторами деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс;

                       менеджеры низшего звена

находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос: не “Что делать?”, а “Как делать?”.

По своему отношению к работе менеджеры делятся на:

                       пассивные

используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных;

                       активные

активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности.

С точки зрения контактности можно выделить следующие типы менеджеров:

                       во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей;

                       во-вторых, те, кто уделяет и тому и другому примерно поровну времени;

                       в-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

в-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый – для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:

1) «Один из нас»;

2) «Лучший из нас – образец для подражания»;

3) «Воплощение добродетелей»;

4) «Оправдание всех ожиданий».

В соответствии с этим они и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

 



2

 

6.      Качества современного менеджера

Развитие рыночной экономики, увеличивающаяся конкуренция, развитие новых отраслей производства, расширение сферы обслуживания сопровождаются исчезновением отдельных фирм и даже отраслей и возникновением других. При этом судьба отдельного работника в таких сложных условиях зависит не только от фатальности воли руководства, но и от соответствия его качеств и потенций стоящим перед фирмой задачам. Мало быть способным к выполнению своей работы – надо уметь так профессионально выглядеть перед другими, чтобы и они в вас поверили. Необходимо быть в состоянии вести себя так, чтобы у нужных людей сложилось благоприятное мнение.

Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого – бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно. Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы.

Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые ему, в обязательном порядке, должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

6.1 Личные качества современного менеджера

Информация о работе Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы