Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности.

Содержание

1 История возникновения профессиональной этики
2 Понятие профессиональной этики
3 Основные принципы профессиональной этики
4 Роль менеджера в организации
5 Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам
6 Качества современного менеджера
6.1 Личные качества современного менеджера
6.2 Профессиональные качества современного менеджера
6.3 Деловые качества современного менеджера
7 Имидж менеджера
7.1 Культура одежды менеджера
7.2 Культура одежды деловой женщины
7.3 Владение искусством устной и письменной деловой речи
7.4 Соблюдение правил и условностей делового этикета
7.5 Особенности конструктивной поведенческой стратегии
7.6 Постановка цели
7.7 Следование нормам деловой этики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 220.50 Кб (Скачать)


2

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕТРОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

слушателя Ковалевской Ирины Валерьевны

                          фамилия, имя, отчество

 

группа 1 – 54 01 75 «Стандартизация, сертификация и управление качеством»

 

 

ТЕМА РАБОТЫ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил _______________________



2

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

История возникновения профессиональной этики…………...

3

2

Понятие профессиональной этики……………………………..

9

3

Основные принципы профессиональной этики……………….

13

4

Роль менеджера в организации………………………………...

16

5

Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам....

22

6

Качества современного менеджера…………………………….

26

6.1

Личные качества современного менеджера…………………...

26

6.2

Профессиональные качества современного менеджера……...

28

6.3

Деловые качества современного менеджера…………………..

29

7

Имидж менеджера………………………………………………

32

7.1

Культура одежды менеджера…………………………………..

32

7.2

Культура одежды деловой женщины………………………….

34

7.3

Владение искусством устной и письменной деловой речи…..

35

7.4

Соблюдение правил и условностей делового этикета………..

37

7.5

Особенности конструктивной поведенческой стратегии……..

39

7.6

Постановка цели………………………………………………....

40

7.7

Следование нормам деловой этики…………………………….

40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….

43

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2

 

1.      История возникновения профессиональной этики

Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до н. э., в «Кодексе Хаммурапи» 1750 г. до н. э., в котором излагаются истоки медицинской этики, регламентирующие работу врачей и плату за врачебную помощь и др.

Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов (кодексов) специалисты относят к XI–XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей и пр.

В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно – корпоративных разграничений, обросшая моральными правилами. Так, на Руси купец, покупая или продавая товар, давал честное слово, гарантируя его оплату и качество, и держал это слово, потому что в противном случае ему никто из имеющих с ним дело никогда больше не поверил бы и его карьера быстро закончилась.

Каждая историческая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм. Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности — это представления о должном, «концепция желаемого» (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования («Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — писал апостол Павел во Втором послании к фессалоникийцам), но и как способ формирования человеческого достоинства.

Профессиональная этика протестантизма ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности и даже святости профессионального труда:

                       проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания;

                       проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности;

                       моральный долг рассматривается как долг профессиональный;

                       моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда. Подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для Лютера отношение к труду, как призванию, противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание — это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания.
В XVI в. это мог быть только божий промысел, в XX в. — общечеловеческие гуманистические ценности.

Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко связано с ним требованием самоотречения. В противоположность монашескому аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии — пуритан, порицавших, как непростительные занятия, пустую болтовню, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, граничащего с ханжеством, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности. Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность.

В XVI в. последователей практической этики кальвинизма называли методистами, за создание строгого метода всего поведения, который преследовал два задачи:

                       освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей, подчинение жизни плановому стремлению;

                       постоянный самоконтроль и активное самообладание.

Если категории призвание и профессиональный долг выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности в упрощенном виде может быть сформулирована как вопрос «Для кого человек должен трудиться?». Варианты ответа: 1) на благо будущих поколений; 2) ради себя и своего материального благополучия; 3) для других членов общества. Адам Смит взаимодействие личных и общественных интересов, регулируемое рыночными механизмами, представлял так: «Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца рассчитываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде».

Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность в буржуазном обществе так или иначе учитывает чьи – то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей делает профессиональную деятельность морально осмысленной.

Эволюция профессиональной этики в XX в. связана с реализацией принципов научной организации труда, поставившей перед собой задачу максимально эффективно использовать (эксплуатировать) всех работников в рамках высокоорганизованного, высокотехнологичного производства. Человек с точки зрения доктрины “Х”, рассматривался как винтик, которого можно при необходимости заменить другим человеком, если использование первого становилось экономически неэффективным. Соответствующее отношение к работнику со стороны менеджеров (руководителей) состоит в том, что средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции, ленив, желает находиться в безопасной ситуации. Его надо готовить к выполнению строго определенной профессиональной роли и по возможности минимизировать социальные конфликты и прочие негативные явления, влияющие на снижение производительности труда или повышение издержек производства.

Вторая волна, или революция в профессиональной этике была связана с идеей гуманизации производственных отношений, идеей фокусирования внимания на человеческих отношениях. Второй этической доктриной «Y» человек трактовался уже как работник, которого надо всячески мотивировать, создавать ему соответствующие условия, чтобы он мог эффективно работать, приобщать его к общим ценностям организации и за счет этого достигать максимального экономического эффекта. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации. Различия между этими доктринами нашло отражение в теории “Х” — “Y”, разработанной Д. Макгрегором.

Последняя, третья, революция в профессиональной этике была связана с “Z” концепцией, целью которой было максимально эффективное использование человеческих ресурсов. В организациях типа “Z” сознательно и планомерно применяются моральные механизмы регуляции: проявляется интерес к человеку как личности, а не просто как к работнику, значительное внимание уделяется неформальным взаимоотношениям.

К. Ходжкинсон, профессор Оксфордского университета, выявляет четыре основных административных заблуждения по отношению к ценностям:

     натуралистическое заблуждение — разграничивает факты и ценности. «Нельзя познать должное из сущего, а о чем нельзя говорить, о том следует молчать»;

     гомогенетическое — уравнивание ценностей, в то время как ценности иерархичны; удаление источника ценностного конфликта из сферы внимания руководителя;

     милитаристическое — отделение целей организации от средств их достижения.

Хорошего руководителя от плохого, сильного — от слабого и отличает, по мнению К. Ходжкинсона, способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности и своей, и подчиненных, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ.

В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для различных видов деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования самого вида деятельности.

 

 

 



2

 

2.      Понятие профессиональной этики

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности.

Постепенно во всех областях трудовой и профессиональной деятельности складываются специфические отношения людей друг к другу и обществу, формируются своеобразные нравственные нормы, именуемые профессиональной этикой.

Информация о работе Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы