Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности.
1 История возникновения профессиональной этики
2 Понятие профессиональной этики
3 Основные принципы профессиональной этики
4 Роль менеджера в организации
5 Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам
6 Качества современного менеджера
6.1 Личные качества современного менеджера
6.2 Профессиональные качества современного менеджера
6.3 Деловые качества современного менеджера
7 Имидж менеджера
7.1 Культура одежды менеджера
7.2 Культура одежды деловой женщины
7.3 Владение искусством устной и письменной деловой речи
7.4 Соблюдение правил и условностей делового этикета
7.5 Особенности конструктивной поведенческой стратегии
7.6 Постановка цели
7.7 Следование нормам деловой этики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Предметной областью изучения профессиональной этики являются:
– профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии;
– этические принципы, нормы поведения, кодексы, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми и отражающие сущность профессии;
– качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
– нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;
– цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Основными категориями профессиональной этики являются:
профессиональные этические отношения
возникают в процессе профессиональной этической деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек–среда»;
этическое сознание
идея о должном поведении и действиях;
этические действия
цель будущего реального результата;
профессиональный долг.
После того как профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, формируются особые нравственные установки, т. е. возникает профессиональная мораль с ее исходной клеточкой – нормой. Моральными нормами являются такие понятия, как «честь», «долг», «ответственность за результаты деятельности». Профессиональная мораль является силой, обеспечивающей и направляющей поведение представителя той или иной профессии. Мораль в сфере труда имеет социальный характер и ассоциируется с различными видами профессиональной этики: предпринимателя, менеджера, врача, деятеля культуры, социального работника, работника правоохранительной сферы, педагога, журналиста и др. Нравственные принципы включают в себя беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов.
Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.
Профессиональная мораль находится в тесной связи с общественным сознанием, системой общепринятых норм. Нарушение трудовой этики влечет разрушение общих моральных установок, наносит вред обществу. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Нравственные правила и требования, предъявляемые к специалисту, закрепляются в этических кодексах.
Профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и
т. п.).
На современном этапе развития профессиональной этики активно разрабатываются различные пути, посредством которых этические нормы можно внедрить в практику. В мировой экономике выделяют 7 таких механизмов:
1) этические кодексы;
2) комитеты по этике;
3) тренинг;
4) социальные аудиты;
5) юридические комитеты;
6) службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;
7) изменения в корпоративной структуре.
Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс.
Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально – этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:
1) первая группа – комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро, а что зло, т. е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;
2) вторая группа – нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.
Хорошо, если собственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», совпадают с привнесенными извне профессиональными этическими нормами, поскольку если такое совпадение отсутствует (полностью или частично), то могут возникнуть проблемы при уяснении, усвоении и практическом приложении этических правил, не входящих в комплекс личных моральных представлений.
Таким образом, этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей взаимоотношения людей в деловом общении.
2
3. Основные принципы профессиональной этики
В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Четвертый принцип: принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Пятый принцип: принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов.
Десятый принцип: никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип: постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
Двенадцатый принцип: при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип: свобода, не ограничивающая свободы других. Обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации собственной личной этической системы. В конечном счете использование данных принципов на предприятии является экономически выгодным.
2
4. Роль менеджера в организации
Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях.
С развитием рыночной экономики термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Управление появилось тогда, когда люди стали ощущать себя людьми. Там, где хотя бы два человека объединились в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен взять на себя. В этих условиях один становится руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным, исполнителем.
Вообще, «управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив. В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий управляющего была: «Бизнес — есть бизнес, работай, не рассуждая».
С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по – отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «Твердость, но справедливость». Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто уживаться с людьми было уже не достаточно. Взаимодействие нужно было обеспечивать надежной материальной базой, которую, в свою очередь, создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это дополнительно потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
У менеджеров (руководителей) есть много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава организации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях:
во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;
во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
в-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
в-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий ею развитие в нужное русло;
в-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
в-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Руководитель, ориентированный на результат, не может действовать на основе своих предположений и слухов или считать себя прирожденным знатоком человеческих душ. Он должен снова и снова изучать поведение людей многопланового и во многих случаях необъяснимого. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно базирует свою деятельность по управлению индивидами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за положительные результаты деятельности не только в настоящем, но в будущем. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше справляться с текущими задачами и предугадывать потребности своего развития.
Информация о работе Профессиональная этика менеджера: основные требования и нормы