Профессионализм менеджера как фактор конкурентноспособности специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:55, реферат

Описание работы

Теоретические подходы и анализ профессионализма менеджера.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Работа содержит 1 файл

21.05.10.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

             В PMBOK Guide включено описание следующих управленческих процессов.

             Управление интеграцией  проекта наиболее важная из областей знаний, включающая в рамках групп процессов различные элементы управления проектами. Эта область включает такие процессы, как разработка устава проекта; разработка плана управления проектом; руководство и управление исполнением проекта; мониторинг и управление работами проекта; осуществление интегрированного управления изменениями; завершение проекта или фазы.

             Управление содержанием  проекта играет скорее вспомогательную  роль по отношению к предыдущей секции, в виду того, что План проекта  здесь находит свою детализацию  по составу работ в объеме, необходимом и достаточном для успешного выполнения проекта. В данную область входят следующие процессы: сбор требований; определение содержания; создание ИСР; подтверждение содержания; контроль содержания.

             Управление сроками  проекта включает процессы управления по временным параметрам для формирования календарного плана проекта в целях выполнения проекта в срок: определение операций; определение последовательности операций; оценка ресурсов операции; оценка длительности операции; разработка расписания; контроль расписания.

             Управление стоимостью проекта нацелено на успешное освоение Бюджета проекта, последовательно  реализующее процессы его планирования, разработки и контроля затрат. Включает следующие процессы: оценка затрат, определение бюджета, контроль затрат.

             Управление рисками  проекта охватывает идентификацию  рисков, разработку карт рисков и составление  плана реагирования на них и содержит следующие процессы управления: планирование управления рисками; идентификация рисков; проведение качественного анализа рисков; проведение количественного анализа рисков; планирование реагирования на риски; мониторинг и контроль рисков.

             Управление качеством  проекта направлено на удовлетворение требований по качеству, как продукта, так и проекта. Учитывает требования Международной организации по стандартизации (ISO), а также авторские и общие модели. Область включает следующие процессы: планирование качества, осуществление обеспечения качества, осуществление контроля качества.

             Управление человеческими ресурсами в практике управления проектами играет одну из ключевых ролей и от того, насколько профессионально будут реализованы следующие процессы, зависит полнота достижения целей и в целом обеспечен успех проекта: разработка плана управления человеческими ресурсами; набор команды проекта; развитие команды проекта; управление командой проекта.

             Управление коммуникациями проекта состоит в своевременном  и достоверном сборе, распределении, хранении и использования информации для всех участников, входящих в  команду в соответствии с их ролями в проекте. Выделяются следующие процессы: определение заинтересованных сторон проекта; планирование коммуникаций; распределение информации; управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта; отчеты об исполнении.

             Управление поставками проекта описаны процессы приобретения и получения продуктов, услуг и результатов, а также процессы управления контрактами. В данную область знаний входят следующие процессы: планирование закупок, осуществление закупок, управление закупочной деятельностью, закрытие закупок.

             Одним из направлений  развития стандарта PMBOK Guide стала его  адаптация к отраслевой специфике. В настоящее время выпущено несколько  расширений стандарта. Например, для  государственных проектов и строительных проектов (Government Extension to the PMBOK® Guide, Construction Extension to the PMBOK® Guide).

             Кроме того, PMI разрабатывает  стандарты, связанные с отдельными методиками управления проектами. На сегодняшний  день выпущено несколько таких стандартов. Однако на русский язык данные стандарты не переведены.

             IPMA International Competence Baseline (ICB). Международные требования к компетенции менеджеров проектов.

             Среди стандартов, определяющих требования к компетенции менеджера  проекта, можно выделить Международные  требования к компетенции специалистов по управлению проектами (ICB), разработанные Международной ассоциацией управления проектами IPMA.

             Международные требования к компетенции менеджеров проектов, а также основанные на них российские национальные требования к компетенции (НТК), определяют требования к знаниям и квалификации специалистов, а также к процессу сертификации специалистов по четырем уровням квалификации в области проектного менеджмента (специалист по проектному менеджменту, менеджер проекта, ведущий менеджер проекта, директор программы).

             ICB содержит три  группы взаимосвязанных элементов  знаний и компетенций, включающие:

      20 технических элементов знаний, относящихся  к содержанию проектного менеджмента; 

      15 поведенческих элементов знаний, относящихся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, участвующими в проектах, программах и портфелях;

      11 контекстуальных элементов знаний, относящихся к вопросу взаимодействия  проектной команды в контексте  проекта и организаций инициировавших  и участвующих в проекте.

             Элементы знаний и компетенций ICB представлены в  таблице:

Элементы  технической компетенции  Элементы  поведенческой компетенции  Элементы  контекстуальной  компетенции 
Успешность  управления проектом

Заинтересованные  стороны

Требования  и задачи проекта

Проектный риск и возможности

Качество

Проектная организация 

Работа  команды

Разрешение  проблем

Структуры проекта

Замысел и итоговый продукт проекта

Время и фазы проекта

Ресурсы

Затраты и финансы

Закупки и контракты

Изменения

Контроль  и отчетность

Информация  и докум-ция

Коммуникация

Старт проекта

Закрытие  проекта 

Лидерство

Участие и мотивация

Самоконтроль

Уверенность в себе

Восстановление

Открытость

Творчество

Ориентация  на результат

Продуктивность

Согласование 

Переговоры

Конфликты и кризисы

Надежность

Понимание ценностей

Этика 

Проектно-ориентированное  управление

Программно-ориентированное  управление

Портфельно-ориентированное  управление

Осуществление проектов, программ и портфелей (ППП)

Общее управление в организации

Предпринимательская деятельность

Системы, продукты и технология

Управление  персоналом

Здоровье, безопасность, охрана труда и окружающая среда

Финансы

Юридические аспекты 

 
 
 

             Для каждого элемента в стандарте описываются ключевые понятия, принципы, методики, которые  должны знать и уметь применять специалисты в области проектного менеджмента. Российские национальные требования к компетенции менеджеров проектов (НТК), разработанные СОВНЕТ в 2001-м году, базируются на требованиях ICB версии 2, но включает дополнительные разделы и расширения.

             В НТК 2001-го года выделены следующие основные разделы:

      Объекты управления, включая описание проекта  и программы, подходов к определению  целей и критериев успеха, фаз  жизненного цикла и подходов к  структуризации проектов

      Субъекты  управления, включая описание основных участников проекта, организационных структур проекта, роли менеджера и структуры команды проекта. Кроме того, данный раздел включает описание понятий руководства, лидерства и некоторых организационных инструментов управления.

      Процессы управления, включая инициацию, планирование, выполнение, контроль и управление изменениями проекта. Кроме того, данный раздел включает описание функциональных областей управления предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью и финансами проекта, управление качеством, риском, персоналом, коммуникациями, поставками и контрактами в проекте и ряд других областей.

     История и тенденции развития управления проектами в России и в мире. 
 
 
 
 
 

    1. Компетентностный  подход к работе менеджера

         В образовании менеджера  существует компетентностный подход, где основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Источником формирования такого подхода являются объективные требования современной "экономики знания", в которой более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, но обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др.

         Под компетенцией понимается личная способность менеджера как специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие "компетенция" включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Так, например, компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умение анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управления персоналом, знания в соответствующей области экономики и т.д.

         Освоение определенного  уровня компетенции рассматривается  как способность использовать и  сочетать знания, умения и широкие  компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. Иными словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями.

         Компетентностный  подход является важным связующим звеном между образовательным процессом  и интересами работодателей. Уже  сейчас ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Разработка и внедрение так называемых "профилей (или моделей) компетенций" (описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: высшим руководителям, линейным менеджерам, административному персоналу и др.) является неотъемлемой частью управления эффективностью многих многонациональных компаний [18, с. 90].

         Компетентностный  подход стал в последние годы де-факто  стандартом в сфере образования  многих западных стран. Высшие заведения РФ ведут активную работу по внедрению компетентностного подхода в свой образовательный процесс, как в рамках формирования базового дизайна образовательных стандартов нового поколения, так и в рамках дизайна программ дополнительного профессионального образования [18, с. 115].

         В современном мире образование становится все менее  отделимым от двух других базовых  процессов университетского существования: управления и исследования. Слияние  трех этих процессов создает интегральную среду управления компетенциями в образовательных учреждениях, и, соответственно, новое качество образовательных, управленческих и исследовательских процессов. 

         Компетенстностный подход, таким образом, оказывается  применимым к формированию человеческого капитала  в ВУЗах через программы повышения квалификации преподавателей, исследователей и сотрудников университетов.

         Единая карта компетенций  в университетах позволяет выстраивать стратегию развития университета на долгосрочную перспективу, максимально вовлекая потенциал нового поколения студентов и выпускников.

         Стратегическая карта  компетенций в образовательных учреждениях представляет интеграцию ценностей, знаний и компетенций в единую систему, ориентированную на студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников университета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профессионализм менеджера как фактор конкурентноспособности специалиста