Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:55, реферат
Теоретические подходы и анализ профессионализма менеджера.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
- компетенции должны
быть диагностичны, и для их
диагностики может
- набор компетенций
должен быть минимизирован по
признакам достаточности
- должно обеспечиваться
отсутствие повторов смысловой
части компетенции в виде
- равным образом
должно обеспечиваться
- стиль и терминология
формулировок должны быть
- необходимо соблюдать группировку компетенций на следующие виды: социально-личностные, общенаучные, инструментальные, профессиональные (подразделяются на общие, профильные, дисциплинарные);
- следует подразделять компетенции на те, которые должны быть сформированы в процессе обучения, и те, на формирование которых должна быть ориентирована образовательная программа [18, с. 210].
Целесообразно в стандарт наряду с общими профессиональными компетенциями, определяющими предметную область подготовки, ввести профильные профессиональные компетенции, которые позволяли бы идентифицировать профиль по его направленности и итоговым результатам освоения образовательной программы. Эти компетенции должны детализировать общие профессиональные компетенции в направлении профилизации. Целесообразно также ввести понятие «дисциплинарные компетенции», т.е. те компетенции, на формирование которых направлено изучение той или иной дисциплины образовательной программы. Эти компетенции, сформулированные в более узких терминах знаний, умений и навыков, позволяют определить вклад конкретной дисциплины в формирование общих социально-личностных, общенаучных, инструментальных, общих и профильных профессиональных компетенций, что даст возможность ранжировать значимость каждой дисциплины образовательной программы и более обоснованно подойти к определению ее трудоемкости в зачетных единицах. Так как федеральная (обязательная) номенклатура дисциплин образовательной программы, регламентированная стандартом, ограничена, формулировка дисциплинарных компетенций в стандарте демонстрирует их содержание и построение, а для вариативной части следует иметь в виду, что при разработке вузовской образовательной программы для каждой дисциплины указываются соответствующие компетенции, определяющие вклад дисциплины в итоговые результаты обучения.
Есть смысл ввести градацию компетенций стандарта на обязательные и целесообразные.
Обязательные
К целесообразным компетенциям следует отнести компетенции, имеющие социальную значимость, способствующие развитию личности, повышающие ее социальную мобильность. На их формирование должны быть направлены содержание образовательной программы и методология образовательного процесса. Однако формирование многих социально-личностных компетенций есть функция не только, а во многих случаях и не столько высшего образования, сколько задача всей системы воспитания и обучения человека.
Достижение ряда
социально-личностных компетенций
определяется не только системой образования,
но и психологическим и
Подготовка бакалавра предусматривает прежде всего приобретение социально-личностных, общенаучных и профессиональных компетенций с ориентацией на предметную область и профессиональный профиль. Поэтому научная или практическая профилизация вряд ли возможна. Так как это базовая подготовка, то наиболее целесообразно присваивать выпускникам степень бакалавра по соответствующему направлению.
Рассмотрим
Высказывается интересное мнение о сквозных и предметных компетенциях. Сквозные (переносимые на разные социальные поля) компетенции обладают полифункциональностью и междисциплинарностью. Предметные компетенции имеют конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных курсов, содержание которых требует обновления в аспекте прикладной и практической направленности, обеспечивающей овладение умениями решать проблемы, осуществлять необходимые способы деятельности.
Возможен и другой подход, предложенный И.А. Зимней, которая выдвинула термин «ключевые компетенции». По ее мнению, анализ большинства исследователей этой проблемы позволил зафиксировать основные позитивы новой парадигмы. Они заключаются в том, что акценты поставлены на практику применения знаний, выработку операционной и технической составляющих, а не только на сами знания; сложную интегративную природу результата образования; формируемость личностного качества как сложного новообразования [10, с. 76].
Магистерская
Таким образом, стандарты третьего поколения компетентного формата должны внедряться в практику с сентября 2009 года. Эти стандарты ориентированы на реализацию новой образовательной парадигмы, предусматривающей развитие творческого потенциала личности, профессиональных качеств, способностей адаптироваться в быстроизменяющемся мире, на подвижном рынке труда. Они призваны гармонизировать российский и европейский рынок образовательных услуг при одновременном сохранении всех бесспорных достижений отечественной высшей школы.
Успех этого начинания
во многом зависит от качества стандартов,
где должны быть взаимоувязаны требования
государственного нормативного регулирования,
позволяющего сохранить единство образовательного
пространства и принципы академической
свободы и автономии вузов, реализующих
стандарты.
1.2. Международные стандарты требования к менеджеру
За рубежом существует следующие системы стандартов профессионализма менеджеров [30]:
ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов.
В стандарте приводятся основные принципы и методики, реализация которых является важной, и влияет на качество управления при разработке и реализации проектов. В стандарте разделяются понятия процессов управления и фаз реализации проекта.
Процессы
В стандарте даются
определения организации-
Процессы
– стратегический процесс (определение общих требований и принципов управления проектом);
– процессы, относящиеся к ресурсам и персоналу (планирование и контроль обеспечения проекта ресурсами, формирование организационной структуры проекта, назначение персонала и создание команды);
– процессы управления взаимосвязями в проекте (интеграцией) включают процессы инициации, разработки плана проекта, управление взаимодействием и изменениями, процесс закрытия проекта;
– группы процессов управления содержанием (областью применения), управления по срокам, управления затратами, управления передачей информации, управление рисками и закупками.
Отдельно
Описание процессов в стандарте включает описание каждого процесса, руководящие указания по менеджменту качества конкретного процесса.
Данный международный
стандарт сам по себе не является руководством
по “управлению проектом”. В нем обсуждаются
руководящие указания по качеству процессов
управления проектом. Учитывая недостаточную
детализацию процессов (объем стандарта
всего 63 страницы), сложную структуру процессов,
отсутствие четких взаимосвязей между
процессами стандарт редко применяется
для разработки регламентов управления
проектами. Данный стандарт может быть
рекомендован для определения общих принципов
и политики управления проектами в организации
или на конкретном проекте.
PMBOK® Guide. Руководство к своду знаний по управлению проектами. Институт управления проектами PMI (США).
PMBOK Guide является американским
национальным стандартом
В качестве основных целей разработки руководства называются унификация терминологии и использование данного документа в качестве базового справочного пособия для сертификации профессионалов по управлению проектами (РМР).
В руководстве определяются:
Информация о работе Профессионализм менеджера как фактор конкурентноспособности специалиста