Профессионализм менеджера как фактор конкурентноспособности специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:55, реферат

Описание работы

Теоретические подходы и анализ профессионализма менеджера.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Работа содержит 1 файл

21.05.10.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

             - компетенции должны  быть диагностичны, и для их  диагностики может использоваться  квалиметрический инструментарий (традиционный и/или вновь разработанный набор измерительных средств), позволяющий ранжировать степень их достижений в виде балльной оценки;

             - набор компетенций  должен быть минимизирован по  признакам достаточности достижения  интегральных целей образования  и задач профессиональной деятельности, которые определены стандартом;

             - должно обеспечиваться  отсутствие повторов смысловой  части компетенции в виде различных  формулировок в различных компетентностных  группах;

             - равным образом  должно обеспечиваться отсутствие  повторов формулировок компетенций в стандартах различного уровня (бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов);

             - стиль и терминология  формулировок должны быть одинаковы  для всех стандартов (например: «способен,  готов, обладает» и др.);

             - необходимо соблюдать группировку компетенций на следующие виды: социально-личностные, общенаучные, инструментальные, профессиональные (подразделяются на общие, профильные, дисциплинарные);

             - следует подразделять  компетенции на те, которые должны  быть сформированы в процессе обучения, и те, на формирование которых должна быть ориентирована образовательная программа [18, с. 210].

             Целесообразно в  стандарт наряду с общими профессиональными  компетенциями, определяющими предметную область подготовки, ввести профильные профессиональные компетенции, которые позволяли бы идентифицировать профиль по его направленности и итоговым результатам освоения образовательной программы. Эти компетенции должны детализировать общие профессиональные компетенции в направлении профилизации. Целесообразно также ввести понятие «дисциплинарные компетенции», т.е. те компетенции, на формирование которых направлено изучение той или иной дисциплины образовательной программы. Эти компетенции, сформулированные в более узких терминах знаний, умений и навыков, позволяют определить вклад конкретной дисциплины в формирование общих социально-личностных, общенаучных, инструментальных, общих и профильных профессиональных компетенций, что даст возможность ранжировать значимость каждой дисциплины образовательной программы и более обоснованно подойти к определению ее трудоемкости в зачетных единицах. Так как федеральная (обязательная) номенклатура дисциплин образовательной программы, регламентированная стандартом, ограничена, формулировка дисциплинарных компетенций в стандарте демонстрирует их содержание и построение, а для вариативной части следует иметь в виду, что при разработке вузовской образовательной программы для каждой дисциплины указываются соответствующие компетенции, определяющие вклад дисциплины в итоговые результаты обучения.

             Есть смысл ввести градацию компетенций стандарта  на обязательные и целесообразные.

             Обязательные компетенции  – это такие компетенции, без  владения которыми нельзя считать выпускника подготовленным к профессиональной деятельности в избранной предметной области. К ним можно причислить большинство профессиональных и общенаучных компетенций.

             К целесообразным компетенциям следует отнести компетенции, имеющие  социальную значимость, способствующие развитию личности, повышающие ее социальную мобильность. На их формирование должны быть направлены содержание образовательной программы и методология образовательного процесса. Однако формирование многих социально-личностных компетенций есть функция не только, а во многих случаях и не столько высшего образования, сколько задача всей системы воспитания и обучения человека.

             Достижение ряда социально-личностных компетенций  определяется не только системой образования, но и психологическим и соционическим  типами личности. Для одних видов  деятельности определенная социально-личностная компетенция обязательна, так как ее отсутствие не обеспечивает выполнение профессиональных функций, а для других – желательна, так как способствует успешной профессиональной деятельности и жизни, но ее отсутствие не может означать невозможность достижения положительных деловых результатов. Например, для предметных областей, как менеджмент, социология, связи с общественностью и им подобные, компетенции коммуникативности, толерантности являются обязательными, а для многих предметных областей, связанных с точными науками, целесообразными [18, с. 112].

             Подготовка бакалавра  предусматривает прежде всего приобретение социально-личностных, общенаучных  и профессиональных компетенций  с ориентацией на предметную область  и профессиональный профиль. Поэтому научная или практическая профилизация вряд ли возможна. Так как это базовая подготовка, то наиболее целесообразно присваивать выпускникам степень бакалавра по соответствующему направлению.

             Рассмотрим особенности  применения компетентностного подхода на примере подготовки менеджеров. Среди профессиональных компетенций менеджеров ряд авторов (О.О. Мартыненко и И.П. Черная) выделяют три уровня. Первый уровень формирует ключевые компетенции, необходимые для любой деятельности в сфере управления. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Ко второму уровню профессиональных компетенций относятся базовые компетенции, которые необходимы для осуществления основных видов профессиональной деятельности. Третий уровень образуют специальные профессиональные компетенции, помогающие осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности, - их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций. Специальные компетенции определяются конкретным видом деятельности (государственная служба, менеджмент организации и др.) [20, с. 231].

             Высказывается интересное мнение о сквозных и предметных компетенциях. Сквозные (переносимые на разные социальные поля) компетенции обладают полифункциональностью и междисциплинарностью. Предметные компетенции имеют конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных курсов, содержание которых требует обновления в аспекте прикладной и практической направленности, обеспечивающей овладение умениями решать проблемы, осуществлять необходимые способы деятельности.

             Возможен и другой подход, предложенный И.А. Зимней, которая  выдвинула термин «ключевые компетенции». По ее мнению, анализ большинства исследователей  этой проблемы позволил зафиксировать основные позитивы новой парадигмы. Они заключаются в том, что акценты поставлены на практику применения знаний, выработку операционной и технической составляющих, а не только на сами знания; сложную интегративную природу результата образования; формируемость личностного качества как сложного новообразования [10, с. 76].

             Магистерская подготовка значительно более специализирована, ориентирована на освоение конкретных образовательных программ, которые могут иметь научно-ориентированный характер (ориентация на работу в научно-исследовательских организациях, образовательных структурах и продолжения обучения в аспирантуре) и практико-ориентированный характер (ориентация на практическую деятельность в проектных, технологических, производственных, управленческих организациях). Поэтому целесообразно сохранить понятие академического магистра (присвоение степени) и профессионального магистра (присвоение квалификации) с детализацией соответствующих образовательных программ и состава компетенций в рамках одного стандарта.   

             Таким образом, стандарты  третьего поколения компетентного  формата должны внедряться в практику с сентября 2009 года. Эти стандарты  ориентированы на реализацию новой  образовательной парадигмы, предусматривающей развитие творческого потенциала личности, профессиональных качеств, способностей адаптироваться в быстроизменяющемся мире, на подвижном рынке труда. Они призваны гармонизировать российский и европейский рынок образовательных услуг при одновременном сохранении всех бесспорных достижений отечественной высшей школы.

             Успех этого начинания  во многом зависит от качества стандартов, где должны быть взаимоувязаны требования государственного нормативного регулирования, позволяющего сохранить единство образовательного пространства и принципы академической  свободы и автономии вузов, реализующих стандарты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Международные стандарты требования к менеджеру

      За  рубежом существует следующие системы стандартов профессионализма менеджеров [30]:

    ISO 10006. Системы менеджмента  качества. Руководящие  указания по менеджменту качества проектов.

             В стандарте приводятся основные принципы и методики, реализация которых является важной, и влияет на качество управления при разработке и реализации проектов. В стандарте  разделяются понятия процессов  управления и фаз реализации проекта.

             Процессы сгруппированы  в две категории: процессы управления проектом и процессы, связанные с  продуктом проекта (то есть те процессы, которые касаются исключительно  продукта проекта, такие как проектирование, производство, проверка). Руководящие  указания по качеству процессов, относящихся к продукту проекта, рассматриваются в стандарте ISO 9004-1.

             В стандарте даются определения организации-инициатора проекта и организации-исполнителе  проекта, определены задачи руководства  данных организаций в проекте.

             Процессы сгруппированы  по функциональным признакам, например, все процессы, связанные с управлением  по временным параметрам включены в  одну группу. Всего в стандарте  выделено одиннадцать групп процессов, включая следующие:

     –  стратегический процесс (определение общих требований и принципов управления проектом);

    – процессы, относящиеся к ресурсам и персоналу (планирование и контроль обеспечения проекта ресурсами, формирование организационной структуры проекта, назначение персонала и создание команды);

     – процессы управления взаимосвязями в проекте (интеграцией) включают процессы инициации, разработки плана проекта, управление взаимодействием и изменениями, процесс закрытия проекта;

     –  группы процессов управления содержанием (областью применения), управления по срокам, управления затратами, управления передачей информации, управление рисками и закупками.

             Отдельно рассматриваются  процессы, касающиеся измерений и  анализа качества управления проектом, а также постоянного совершенствования  управления проектом и в целом системы управления проектами организации-инициатора и организации исполнителя.

             Описание процессов  в стандарте включает описание каждого  процесса, руководящие указания по менеджменту качества конкретного  процесса.

             Данный международный  стандарт сам по себе не является руководством по “управлению проектом”. В нем обсуждаются руководящие указания по качеству процессов управления проектом. Учитывая недостаточную детализацию процессов (объем стандарта всего 63 страницы), сложную структуру процессов, отсутствие четких взаимосвязей между процессами стандарт редко применяется для разработки регламентов управления проектами. Данный стандарт может быть рекомендован для определения общих принципов и политики управления проектами в организации или на конкретном проекте. 
     
     
     
     
     
     

             PMBOK®  Guide. Руководство  к своду знаний  по управлению  проектами. Институт  управления проектами  PMI (США).

             PMBOK Guide является американским  национальным стандартом управления  проектами и широко используется  в мире. В основу стандарта  положена процессная модель описания деятельности по управлению проектами.

             В качестве основных целей разработки руководства называются унификация терминологии и использование  данного документа в качестве базового справочного пособия для  сертификации профессионалов по управлению проектами (РМР).

             В руководстве определяются:

  • Структура управления проектами. В данной части содержатся основные сведения об управления проектами, определены основные термины и общий обзор глав Руководства. Особое внимание уделяется понятиям жизненного цикла проекта, организационным структурам и окружению проектов.
  • Стандарт управления проектами включает описание пяти групп управленческих процессов: инициация проекта, планирование проекта, организация исполнения, контроль и завершение. В рамках данных групп процессов описывается 42 базовых управленческих процесса и взаимосвязи между ними.
  • Области знаний по управлению проектами состоит из 9 областей знаний: управление интеграцией, управление содержанием проекта, управление сроками проекта, управление стоимостью проекта, управление качеством проекта, управление человеческими ресурсами проекта, управление коммуникациями проекта, управление рисками проекта, управление поставками проекта. В данной части приводится детальное описание для каждого из 44 управленческих процессов, включая общее описание процесса, описание входной и выходной информации, а также перечисление рекомендуемых для выполнения процесса методов и инструментов.

Информация о работе Профессионализм менеджера как фактор конкурентноспособности специалиста