Проектирование структуры управления туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний по дисциплинам «Менеджмент», «Менеджмент в туризме» и выработка практических навыков в области проектирования структур управления туристской организации и формирования основных регламентирующих ее деятельность документов.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести стратегический анализ деятельности компании;
разработать дальнейшую стратегию развития предприятия;
разработать структуру управления новой хозяйственной единицы;
реорганизовать структуру управления предприятием;
разработать нормативные документы подразделений.

Содержание

Введение 3
1. Разработка стратегии развития компании 4
1.1. Стратегический анализ деятельности компании с использованием методики SWOT-анализа 4
1.2. Базовая стратегия развития организации и программа её реализации 8
2. Определение функционального назначения нового офиса компании и реорганизация структуры управления организацией 11
2.1. Разработка структуры управления новым подразделением 11
2.2. График работы и штатное расписание нового подразделения 15
2.3. Реорганизация структуры управления туристской фирмой 16
2.4. Определение функций, которые должны быть централизованы и сосредоточены в головном офисе компании 20
2.5. Определение формы взаимодействия всех структурных единиц туристской фирмы 26
3. Разработка нормативных документов отдела продаж 28
3.1.Положение о деятельности отдела продаж 28
3.2.Проект должностной инструкции менеджера по направлению 32
Заключение 36
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовой менеджмент 1.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет 

Факультет туризма и гостиничного хозяйства 

Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Менеджмент в туризме» 

на тему: 

«Проектирование структуры управления туристской организации» 

Выполнили:      Зыкова Д.А.

Баранова  А.А.

Смирнова  О.А.

Группа: 5065

Проверила: к.э.н, доц. Сологубова Г.С. 
 

 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

Содержание 

 

      Введение

     Организационные принципы построения фирмы определяются ее целями и стратегией. Цель - это желаемое состояние фирмы в будущем.

     Достижение  целей организации зависит от трех главных факторов:

  • выбранной стратегии;
  • организационной структуры;
  • от того, каким образом эта структура функционирует.

     Стратегия в широком понимании – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению. Для предприятия стратегия означает набор правил, приемов и методов, с помощью которых достигается цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.

     Согласно  словарю по экономике и финансам структура управления организацией – это совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных  в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

     Как мы видим, правильно выработанная стратегия и грамотно сформированная структура управления – залог к успешному функционированию организации. Именно поэтому я считаю тему курсовой работы актуальной.

     Целью написания данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний по  дисциплинам «Менеджмент», «Менеджмент в туризме» и выработка практических навыков в области  проектирования структур управления туристской организации и формирования основных регламентирующих ее деятельность документов.

     Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести стратегический анализ деятельности компании;
  • разработать дальнейшую стратегию развития предприятия;
  • разработать структуру управления новой хозяйственной единицы;
  • реорганизовать структуру управления предприятием;
  • разработать нормативные документы подразделений.

 

      1. Разработка стратегии развития компании

     1.1. Стратегический анализ  деятельности компании  с использованием  методики SWOT-анализа

     Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы - threat и именно на них и строиться SWOT анализ.

     Анализ  сильных и слабых сторон характеризует  исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие.

     Кроме того, внутренняя среда как бы полностью  пронизывается культурой организации, которая так же, как и отдельные  ее составляющие, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Так как культура организации не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т.п.

     Вторую  часть анализа составляют исследование рынка и оценка возможностей и угроз со стороны внешнего окружения.

     Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа (рис. 1).

Рис. 1 Матрица SWOT анализа 

     По  итогам SWOT анализа составляется матрица стратегических мероприятий:

  • SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;
  • WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;
  • ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;
  • WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

     Данные, полученные в результате SWOT анализа в туристской фирме «К».

  1. Сильные стороны организации:
    • удачное расположение главного офиса (центр города, отдельный вход);
    • наличие дополнительного офисного помещения с удачным расположением;
    • хорошая материальная база (необходимая оргтехника, Интернет, подключение к глобальным компьютерным системам бронирования);
    • высококвалифицированный персонал;
    • реализация собственного турпродукта через турагентства;
    • наличие собственной клиентской базы (в частности, корпоративные клиенты);
    • отлаженная система работы с корпоративными клиентами;
    • отлаженная система работы с принимающими турфирмами;
    • наличие эксклюзивных туров;
    • наличие широкого спектра дополнительных услуг;
    • проработанная маркетинговая политика;
    • наличие послепродажного обслуживания.
  2. Слабые стороны организации:
    • тенденция к увеличению кадровой текучести;
    • падение доли прямых продаж;
    • снижение объёма продаж за последний год;
    • наличие фактора сезонности, отрицательно сказывающегося на выручке;
    • отсутствие представительств в регионах;
    • неширокий ассортиментный ряд продукции других туроператоров;
    • излишняя реклама на телевиденье (неоправданные затраты) и малая доля рекламы в Интернете.
  3. Возможности:
    • усиление неценовой конкуренции (повышение качества продукции, совершенствование техники обслуживания клиентов, организация акций, системы скидок, бонусов);
    • благоприятная государственная политика, направленная на развитие туризма;
    • возможность организации приёма туристов;
    • увеличение темпа роста рынка;
    • расширение ассортиментного ряда;
    • поиск новых потребительских сегментов.
  4. Угрозы:
    • неблагоприятная экономическая и политическая обстановка;
    • усиление конкуренции;
    • скорое изменение потребительских предпочтений;
    • падение продаж;
    • снижение покупательской способности.

     Анализ  полученных данных позволяет составить  список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных, а так же, разработать возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д. (табл. 1).  

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Хорошие предпосылки  для:
  • повышения неценовой конкуренции;
  • освоения нового сегмента;
  • расширения ассортиментного ряда;
  • открытия нового офиса продаж (на свободной площади).
Повышение конкурентоспособности  должно происходить в первую очередь за счёт улучшения качества продукта, а так же при помощи более активной маркетинговой политики. Постоянный мониторинг рынка квалифицированным персоналом поможет организации быть более чувствительной к смене потребительских предпочтений.
Слабые стороны Увеличение  объёма продаж за счёт открытия нового офиса.

Особое  внимание должно уделяться усилению корпоративной культуры, для дальнейшего  сокращения текучести кадров.

Создание нового оригинального предложения поможет  увеличить объём продаж.

Табл. 1 Матрица SWOT анализа для туристской фирмы «К» 

     Делая выводы по проделанному анализу можно  сказать, что организация обладает как достоинствами, так и недостатками. Но преобладание первых делает её вполне конкурентоспособной. Наличие возможностей даёт хорошие предпосылки для дальнейшего развития бизнеса.

 

      1.2. Базовая  стратегия развития  организации и  программа её реализации

     Как было сказано ранее, стратегия представляет собой набор правил, приемов и  методов, с помощью которых достигается  цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.

     Все многообразие стратегий объединяется в четыре основные группы:

  • роста;
  • ограниченного роста;
  • сокращения;
  • комбинирования.

     Стратегия роста преследует цель увеличения объемов  продаж, расширения ассортимента продукции и производственной мощности. Стратегия роста осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации своих предприятий, чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации и быстро занять развивающиеся.

     Стратегии ограниченного роста придерживается большинство предприятий. Для такого варианта характерно установление целей  от достигнутых результатов, скорректированных с учетом дополнительных факторов.

     При стратегии сокращения уровень последующих  целей устанавливается ниже достигнутого. Фактически для многих предприятий  такой вариант означает путь к  рационализации и переориентации. К  стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и ни какие мероприятия не изменят этой тенденции.

     Комбинированная стратегия применяется при таких  ситуациях, когда одни подразделения  развиваются быстро, другие – умеренно, третьи – стабильно, четвертые –  сокращают масштабы производства. В зависимости от конкретного сочетания выбранного подхода будет получен результат: общий рост, общая стабилизация, общее сокращение. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию условий деятельности предприятия.

     В сложившейся ситуации наиболее рационально  будет использовать комбинированную  стратегию.

     С одной стороны, у организации  есть возможность для расширения бизнеса – открытие нового офиса  продаж на уже имеющейся территории. Целесообразней всего будет предложить продвигать с помощью этого офиса какие-либо новые направления, не забывая о уже существующих. Необходимо так же усилить работу отдела маркетинга.

     С другой стороны, работа таких отделов, как обслуживание корпоративных  клиентов или предоставление дополнительных услуг, нуждается лишь в небольших корректировках, здесь не планируется резкий рост.

     В стратегии развития организации  особенно выделяются два основных направления.

     Первое  – увеличение объёмов продаж за счёт увеличения рынков сбыта. Второе – формирование конкурентоспособности.

Информация о работе Проектирование структуры управления туристской организации