Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мотивация и контроль для фирмы "Оптика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.
Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе. Это подтверждается на примере России.
За последние 3 - 5 лет в экономике России произошли серьезные перемены. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. К числу таких изменений относятся следующие:

Содержание

Введение. 3
1. Основные понятия и составляющие процесса управления. 4
2. Характеристика фирмы "Оптика". 5
3. Стратегическое планирование. 6
3.1. Миссия фирмы "Оптика". 7
3.2. Характеристика основных целей фирмы "Оптика". 7
3.3. Построение дерева целей. 8
3.4. Управление по целям. 9
3.5. Оценка и анализ внешних факторов. 10
3.6. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон компании "Оптика". 13
3.7. Анализ стратегических альтернатив. 15
3.8. Выбор стратегии для фирмы "Оптика". 16
3.9. Реализация стратегического плана. 19
3.10. Оценка стратегического плана. 20
4. Организация взаимодействий и полномочия. 20
5. Мотивация. 24
6. Контроль. 25
Выводы. 27
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ управление по функциям.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

  Отрасль, в которой функционирует данная организация, можно отнести к  умеренно развивающейся, о чем свидетельствуют  следующие факторы:

   - производство линз с различными видами покрытий обладает большим потенциальным спросом;

   - производство и сборка простых  очков и линз является постоянно  необходимым для определенного  числа потребителей. К тому же  в последнее время увеличилось  количество людей, имеющих нарушения зрения, что свидетельствует о необходимости существования и развития этой отрасли в дальнейшем;

   - производство и продажа солнцезащитных  очков является постоянно необходимым  видом продукции и услуг, что  связано с климатическими условиями  различных стран.

  Таким образом, исходя из анализа силы фирмы  и анализа возможностей развития оптической отрасли, для данной фирмы  в качестве ориентировочной стратегии  выбирает стратегию удержания рынка  существующего товара и диверсификацию производства - «удерживай».

 

 

  III. Для выбора конкретных возможных стратегий воспользуемся матрицей Томпсона и Стрикланда:

 

 

II квадрант: I квадрант: Быстрый
1. Пересмотр  стратегии концентирован- 1. Концентрированный  рост. рост рынка
ного  роста для усиления позиций на 2. Вертикальная и горизонтальная интеграция.  
рынке, развития границ рынка. 3. Концентрическая  диверсификация.  
2. Горизонтальная интеграция   Объем
3. Стратегии сокращения.   рынка
4. Ликвидация.   наших
III квадрант: IV квадрант: товаров, его
1. Сокращение затрат. 1. Концентрическая  диверсификация. возможности
2. Диверсификация. 2. Конгломератная  диверсификация.  
3. Сокращение производства. 3. Совместное  предприятие в новой отрасли. Медленный
4. Ликвидация.   рост рынка
Слабая                                  Конкурентная позиция                                                    Сильная

  В связи с тем, что конкурентная позиция фирмы оценивается как  сильная, а возможности роста  рынка ее товаров и услуг можно  считать умеренно быстрыми, то для  фирмы "Оптика" наиболее приемлемыми являются стратегии, находящиеся в I квадранте матрицы Томпсона и Стрикланда.

  При этом предпочтение можно отдать стратегии  концентрированного роста: стратегия  усиления позиций на рынке, стратегия  развития рынка (выход с существующим товаром на рынки, находящиеся за пределами г. Москвы) и стратегия развития продуктов (разработка и выпуск на рынок новых видов товаров и услуг в области оптической медицины). Оставшиеся стратегии являются не подходящими в тех условиях, в которых фирма функционирует в настоящее время.

  Кроме этого, еще одним фактором, свидетельствующим  о правильности выбора данных стратегий, является портфельный анализ, который  показал наличие достаточного количества товаров - «дойных коров», способных  обеспечить рост товаров - «звезд» за счет использования различных маркетинговых мероприятий, а также разработку и внедрение на рынок новых товаров и услуг.

  Также факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели, которые  не противоречат и будут способствовать реализации выбранной стратегии, анализ внешних и внутренних факторов, показавший, что у фирмы "Оптика" нет существенных преград в достижении намеченных целей, и большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий.

  Однако  выбранная стратегия дает лишь качественные рекомендации дальнейшего развития фирмы. Окончательно стратегия утверждается в стратегическом плане после расчета экономических результатов и последствий внедрения каждого из возможных вариантов развития фирмы, а также с учетом других факторов (интересы владельцев, приемлемость риска, заложенного в стратегии и т.д.)

  Примерный стратегический план на 3 года с разбивкой  по годам, обеспечивающий достижение поставленных ранее целей для фирмы "Оптика" представлен ниже:

          Стратегический план фирмы "Оптика" на 3 года, млн. рубл.

Показатели 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
1. Выручка от реализации продукции:        
- солнцезащитных очков 100 120 130 140
- других товаров и услуг 80 120 180 270
2. Производственные издержки 40 40 35 30
3. Управленческие затраты 20 25 27 30
4. Общая себестоимость 60 65 62 60
5. Валовая прибыль 120 175 248 350
6. Налоги и отчисления 30 40 50 55
7. Чистая прибыль 90 135 198 295
 

 

    3.9. Реализация стратегического  плана.

  Стратегическое  планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Такой подход дает огромную свободу действий, при которой работники, ответственные за достижение целей, могут легко выбрать такой образ действий, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и не правильного толкования, руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию. [5, с. 288]

  К этим инструментам относятся тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты.

  Охарактеризуем  основные из этих инструменты.

  Тактика. Тактика находит свое выражение в краткосрочных планах, которые согласуются с общими долгосрочными планами организации. Стратегический план, рассчитанный на 2-3 года или 5 лет, разбивается на годовые планы, которые составляются на основе жесткого или адаптивного планирования. В свою очередь, годовые планы конкретизируются в квартальных, месячных, однодневных, сменных и др. планах.

  Таким образом, составление и реализация тактических планов является необходимым  условием выполнения долгосрочного стратегического плана.

  Политика. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать.

  Правила. После составления тактических планов и на основе политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами. Иными словами, правило точно определяет, что должно быть сделано и как надо действовать в конкретных условиях.

  Приведем  примеры правил, которые могут  способствовать успешной реализации стратегического  плана, фирмы "Оптика":

  1. Ежегодное повышение квалификации  является обязательным для каждого  сотрудника.

  2. Наличие медицинского образования  является обязательным условием  приема на работу сотрудников,  непосредственно работающих с  клиентами.

  3. Внимательное отношение к требованиям каждого клиента.

  4. Указанные сроки - это обещания, которые необходимо выполнять.

  5. При любой задержке  в выполнении  заказа стоимость выполнения  заказа снижается.

  Процедура. Процедура описывает действия, которые необходимо предпринять в конкретной ситуации, в которой имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий. [5, с. 290]

  Процедуры разрабатываются для многократно  повторяющихся операций. В качестве примера процедуры для фирмы "Оптика" можно привести процедуру выполнения заказа по вставке линз фирмы в оправу клиента:

  1) Клиент выбирает тот вид линз, которые ему необходимы.

  2) Продавец выписывает в 2-х экземплярах  специальный заказ, в котором  указывается вид выполняемой  работы, вид линз, марка и цвет  оправы, срок выполнения заказа и его стоимость. Оба экземпляра подписываются клиентом после чего 1 экземпляр остается у продавца, а другой - у покупателя. В случае обнаружения продавцом при оформлении заказа дефектов на оправе клиента, они описываются в заказе и заверяются дополнительными подписями сторон.

  3) Продавец передает заказ и  оправу специальному работнику,  который осуществляет их доставку  к рабочему, непосредственно выполняющему  заказ.

  4) Рабочий выполняет необходимые  работы и подписывает заказ  в специально отведенном месте.

  5) Работник доставки доставляет  выполненный заказ в магазин  за 1 день до окончания срока  заказа.

  6) Выдача изготовленных очков осуществляется  при предъявлении клиентом бланка  заказа и чека об уплате  необходимой денежной суммы.

  7) Клиент расписывается в заказе продавца о получении очков.

  8) В случае порчи фирмой оправы  клиента, фирма бесплатно в  течение 30 дней предоставляет  клиенту точно такую же оправу.

  9) В случае просрочки выполнения  заказа стоимость заказа снижается  на 1% от его стоимости за каждый день просрочки.

  Бюджеты. Одной из основных задач планирования является возможно более эффективное распределение ресурсов. Планы помогут распределить действия, относящиеся к использованию ресурсов, но в них часто остаются нерешенными вопросы о том, какие ресурсы имеются и  как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы решить эту проблему, руководители используют бюджеты.

  Бюджет  представляет собой метод распределения  ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. [5, с. 293]

    3.10. Оценка стратегического  плана.

  Оценка  стратегии проводится путем сравнения  результатов работы с целями. Процесс  оценки используется в качестве механизма  обратной связи для корректировки  стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводится системно и непрерывно. При оценке разработанного стратегического плана необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Является ли стратегия внутренне  совместимой с возможностями  организации?

  2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

  3. Обладает ли организация достаточными  ресурсами для реализации стратегии?

  4. Учитывает ли стратегия внешние  опасности и возможности?

  5. Является ли эта стратегия  лучшим способом применения ресурсов  фирмы?

  Также руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выявить, способствует ли она достижению общефирменных целей.

  Стратегия определяет структуру, поэтому следующим  этапом процесса управления является проработка основных вопросов, относящихся к организации как функции управления.

   4. Организация  взаимодействий и  полномочия.

  Функция организация рассматривается в 2-х  аспектах:

  1) структурная организация - процесс  создания структуры предприятия,  которая дает возможность эффективно  работать сотрудникам вместе для достижения его целей;

  2) организация процесса производства - определение наиболее эффективного  сочетания элементов производства  в пространстве и во времени  для достижения целей организации.

Информация о работе Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мотивация и контроль для фирмы "Оптика