Автор: m******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Объектом исследования является стратегическое планирование.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления…………………………………………………………………..5
Сущность, функции и методы стратегического планирования..5
Методы стратегического планирования………………………...9
Стратегическое планирование как процесс………………….....11
Глава II. Процесс стратегического планирования на примере фирмы «Оптика»……………………….……………………………………………14
2.1 Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14
2.2 Миссия и характеристика основных целей фирмы «Оптика»………………………………………………………………….....17
2.3 Оценка и анализ внешних факторов………………………………...19
2.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых
сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25
Глава III. Разработка и реализация стратегического плана фирмы «Оптика»………….…………….……………………………………………30
3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30
3.2 Реализация стратегического плана………………………………...35
3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………….…..39
Список использованной литературы……………………………………......43
• разработки специальных программ для заполнения разрыва (рост производительности, улучшение организации производства и т.п.).
Данный
метод широко применяется в зарубежной
практике под названием «Анализ
G.A.P.» и предусматривает организационное
наступление на разрыв между желаемой
и прогнозируемой действительностью и
вполне может применяться на отечественных
предприятиях[1;96].
Стратегическое планирование - это непрерывный творческий процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянно существующая неопределенность будущего. Во-вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля.
В общем виде модель стратегического планирования представлена на рис. 1.
рис.
1 «Модель стратегического планирования»
Очень важным решением при стратегическом планировании является выбор предприятием глобальной цели. Глобальная цель предприятия или миссия представляет собой четко выраженную причину существования предприятия, определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.
Правильное определение миссии предприятия имеет важное значение и предусматривает:
• главное предназначение предприятия с точки зрения его маркетинговой ориентации;
• его важнейшие рынки и технологии;
• характеристики предприятия по отношению к внешней среде;
• имидж предприятия, его культурный и технологический климат;
• ориентацию идеологии руководителей на внешнюю среду, в которой функционирует предприятие.
Объективная необходимость выбора миссии общепризнанна. Отдельные руководители предприятий определяют миссию как получение максимальной прибыли. Следует отметить, что при всей важности этого показателя в условиях рынка, прибыль может быть главной целью, но не глобальной.
Цели предприятия формулируются на основе миссии предприятия и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. При этом цели должны быть ориентированными во времени, конкретными и достижимыми.
Далее следует диагностический этап процесса - оценка и анализ внешней среды предприятия.
Внешняя среда анализируется с точки зрения возможностей и угроз, т.е.:
• определения и учета изменений, воздействующих на разные аспекты стратегии предприятия;
• выявления факторов риска для текущей деятельности предприятия.
Диагноз внутренних проблем предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон.
Важно подвергнуть
анализу циклы деловой
На основе оценки и анализа внешней среды и внутренних возможностей вырабатывается соответствующая стратегия предприятия путем рассмотрения ряда альтернативных стратегий.
Предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности могут использовать различные стратегии.
Таким
образом, стратегическое планирование
имеет четко выраженный циклический
характер и является непрерывным творческим
процессом, обеспечивая постоянную адаптацию
предприятия к изменяющимся условиям
внешней среды[10;74-76].
Глава
II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ФИРМЫ «ОПТИКА»
2.1
Характеристика фирмы
«Оптика»
Фирма «Оптика» была образована в сентябре 1996 года, в г. Москва.
Основными видами хозяйственной деятельности являются производство и реализация оптических приборов и аппаратуры, а также оказание консультационных услуг в области оптической медицины. Фирма «Оптика» оказывает и производит следующие виды услуг и продукции:
-
производство и реализация
- нанесение специальных покрытий на очковые линзы из стекла и пластика: водительские (плохая погода и противоослепление), компьютерные со 100% защитой по 6-ти видам излучений, медицинские, для работы с лазером, фотохромные;
- компьютерный подбор оправы с учетом строения лица каждого конкретного клиента;
-
оказание консультационных
- вставка линз клиента в оправу клиента, вставка линз фирмы в оправу клиента, вставка линз клиента в оправу фирмы;
- продажа солнцезащитных очков.
Линзы из облегченного стекла, стекла и пластика, а также оправы приобретаются у российских фирм, а также эксклюзивных представителей иностранных компаний в России. Крупнейшими из них являются: «Гланс», «Комек» (дочерная фирмы COMEKGmbh), «Нью-Йорк Оптика» (эксклюзивный представитель итальянской фирмы GFC в России), «Амми», «ПОЛАР ОПТИК», «Светлен».
Нанесение различных видов покрытий на линзы осуществляется на специальном оборудовании (в одну стадию); обтачка линз производится на другом станке. Таким образом, в производстве очков с линзами, имеющими специальное покрытие используется, оборудование 2-х типов.
Кроме российских поставщиков «Оптика» приобретает оправы непосредственно в Италии и Франции.
Оказание
услуг в области подбора оправы
и очков осуществляется при использовании
специального компьютерного и
Общий персонал фирмы насчитывает 45 человек, из которых выполнением управленческих функций занято 11 человек, среди них: генеральный директор; финансовый директор (управление финансами, определением потребности в сырье, выбор наиболее оптимальных схем финансирования и вопросами приобретения нового оборудования, вопросы заработной платы); коммерческий директор (решение таможенных вопросов, закупка у оправ у иностранных фирм); главный бухгалтер; менеджер торговли - 3 человека (продажа продукции в арендованных магазинах и киосках); главный инженер (доставка, монтаж, ремонт оборудования, руководит работой рабочих цеха); главный технолог (разработка и усовершенствование технологий, определение наиболее оптимальных параметров производства, вопросы эффективного использования сырья); начальник отдела кадров и труда (найм сотрудников, обучение, повышение квалификации, вопросы организации труда); начальник отдела маркетинга (маркетинговые исследования, комплекс маркетинга).
«Оптика»
выпускает около 150 пар линз в
месяц с покрытиями всех видов, выполняет
в среднем 30 заказов в месяц по вставке
линз в оправу клиента, реализует готовые
очки с различными видами линз и покрытий
на сумму 40 млн. руб. в месяц, товарооборот
арендованных магазинов составляет около
8 млн. руб. в неделю и оказывает консультационные
услуги на сумму 5 млн. руб. в месяц.
2.2
Миссия и характеристика
основных целей
фирмы
«Оптика»
Выбор миссии является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации .
Миссию фирмы «Оптика» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в товарах и услугах оптической медицины путем производства и реализации линз и очков, отвечающих самым последним веяниям моды и способствующих максимальному сохранению зрения каждого клиента на работе и в повседневной жизни, а также оказание консультационных услуг в данной области по самым приемлемым ценам, за счет применения новейших технологий и техники, индивидуального и чуткого подхода высоко квалифицированных в области медицины работников к каждому клиенту и при обеспечении справедливого отношения к своим сотрудникам.
Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
С учетом сформулированной фирмой «Оптика» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:
1) расширение круга предлагаемых услуг и продукции;
2)
постоянное обновление
3) установление приемлемых цен на все виды продукции;
4) поиск и внедрение новейших технологий и техники;
5)
повышение квалификации
6)
изучение потребностей
Цели представляют собой описание будущего состояния объекта управления и выступают как способ упорядочивания действий и усилий всего коллектива, уменьшая неопределенность в работе. Действенными могут быть только цели, четко и ясно сформулированные и реальные. При этом необходимо определить: содержание, объем и временные ограничения.
С учетом выявленных проблем для фирмы «Оптика» сформулируем следующие цели:
1) Увеличивать в течение 3 лет выручку от реализации каждого вида очков и линз, с нанесенными на них покрытиями, ежегодно на 50%.
2)
Разработать и внедрить в
3) Разработать вопросы комплекса маркетинга для линз с новым покрытием к 2015 году.
4)
Проводить ежегодные
5) Изменить структуру управления организацией к 2015 году.
6) Повысить квалификацию всех работников, связанных с оказанием услуг и работой с клиентами, к 2015 году.
7) Открыть новый лазерный центр по лечению зрения и оснастить оборудованием к 2015 году.
8)
Обучить к 2015 г. работников
производственно-промышленного
9) Снизить текучесть кадров на 5% к 2015 г.
10)
Увеличивать продвижение по
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей.
I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшие как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:
Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации