Процесс стратегического планирования в организации

Автор: m******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является стратегическое планирование.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления…………………………………………………………………..5
Сущность, функции и методы стратегического планирования..5
Методы стратегического планирования………………………...9
Стратегическое планирование как процесс………………….....11
Глава II. Процесс стратегического планирования на примере фирмы «Оптика»……………………….……………………………………………14
2.1 Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14
2.2 Миссия и характеристика основных целей фирмы «Оптика»………………………………………………………………….....17
2.3 Оценка и анализ внешних факторов………………………………...19
2.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых
сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25
Глава III. Разработка и реализация стратегического плана фирмы «Оптика»………….…………….……………………………………………30
3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30
3.2 Реализация стратегического плана………………………………...35
3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………….…..39
Список использованной литературы……………………………………......43

Работа содержит 1 файл

курсовая по стратегическому менеджменту.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

• разработки специальных  программ для заполнения разрыва (рост производительности, улучшение организации  производства и т.п.).

     Данный  метод широко применяется в зарубежной практике под названием «Анализ  G.A.P.» и предусматривает организационное наступление на разрыв между желаемой и прогнозируемой действительностью и вполне может применяться на отечественных предприятиях[1;96]. 
 
 
 

    1. Стратегическое  планирование как  процесс

     Стратегическое  планирование - это непрерывный творческий процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянно существующая неопределенность будущего. Во-вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля.

     В общем виде модель стратегического  планирования представлена на рис. 1.

     

     рис. 1 «Модель стратегического планирования» 

     Очень важным решением при стратегическом планировании является выбор предприятием глобальной цели. Глобальная цель предприятия или миссия представляет собой четко выраженную причину существования предприятия, определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.

     Правильное  определение миссии предприятия имеет важное значение и предусматривает:

 • главное предназначение предприятия с точки зрения его маркетинговой ориентации;

• его важнейшие  рынки и технологии;

• характеристики предприятия по отношению к внешней среде;

• имидж предприятия, его культурный и технологический  климат;

• ориентацию идеологии  руководителей на внешнюю среду, в которой функционирует предприятие.

     Объективная необходимость выбора миссии общепризнанна. Отдельные руководители предприятий определяют миссию как получение максимальной прибыли. Следует отметить, что при всей важности этого показателя в условиях рынка, прибыль может быть главной целью, но не глобальной.

     Цели  предприятия формулируются на основе миссии предприятия и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. При этом цели должны быть ориентированными во времени, конкретными и достижимыми.

     Далее следует диагностический этап процесса - оценка и анализ внешней среды предприятия.

     Внешняя среда анализируется с точки зрения возможностей и угроз, т.е.:

• определения  и учета изменений, воздействующих на разные аспекты стратегии предприятия;

• выявления  факторов риска для текущей деятельности предприятия.

     Диагноз внутренних проблем  предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон.

Важно подвергнуть  анализу циклы деловой активности предприятия, изменения конъюнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов и другие факторы.

     На  основе оценки и анализа внешней  среды и внутренних возможностей вырабатывается соответствующая стратегия предприятия путем рассмотрения ряда альтернативных стратегий.

     Предприятия в процессе своей хозяйственной  деятельности могут использовать различные  стратегии.

     Таким образом, стратегическое планирование имеет четко выраженный циклический характер и является непрерывным творческим процессом, обеспечивая постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды[10;74-76]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИРМЫ «ОПТИКА»  

     2.1 Характеристика фирмы «Оптика» 

     Фирма «Оптика» была образована в сентябре 1996 года,  в г. Москва. 

     Основными видами хозяйственной деятельности являются производство и реализация оптических приборов и аппаратуры, а также оказание консультационных услуг в области оптической медицины. Фирма «Оптика» оказывает и производит следующие виды услуг и продукции:

     - производство и реализация очков,  собранных из рецептурных линз  любой сложности, из оптического  облегченного стекла и оптического  пластика;

     - нанесение специальных покрытий на очковые линзы из стекла и пластика: водительские (плохая погода и противоослепление), компьютерные со 100% защитой по 6-ти видам излучений, медицинские, для работы с лазером, фотохромные;

     - компьютерный подбор оправы с  учетом строения лица каждого конкретного клиента; 

     - оказание консультационных услуг  в области подбора линз из  пластика, стекла и облегченного стекла, а также контактных линз (в том числе контактных цветных линз) для клиентов с нарушением зрения; 

     - вставка линз клиента в оправу клиента, вставка линз фирмы в оправу клиента, вставка линз клиента в оправу фирмы; 

     - продажа солнцезащитных очков.

     Линзы из облегченного стекла, стекла и пластика, а также оправы приобретаются у российских фирм, а также эксклюзивных представителей иностранных компаний в России. Крупнейшими из них являются: «Гланс», «Комек» (дочерная фирмы COMEKGmbh), «Нью-Йорк Оптика» (эксклюзивный представитель итальянской фирмы GFC в России), «Амми», «ПОЛАР ОПТИК», «Светлен».

     Нанесение различных видов покрытий на линзы осуществляется на специальном оборудовании (в одну стадию); обтачка линз производится на другом станке. Таким образом, в производстве очков с линзами, имеющими специальное покрытие используется, оборудование 2-х типов.

     Кроме российских поставщиков «Оптика» приобретает оправы непосредственно в Италии и Франции.

     Оказание  услуг в области подбора оправы и очков осуществляется при использовании  специального компьютерного и диагностического оборудования персоналом, имеющим специальное медицинское образование, в салонах и магазинах, арендованных по адресам: Арбат, д. 51 и у института глазных болезней Гельмгольца. В этих же салонах-магазинах осуществляется продажа части произведенной продукции. Оставшаяся часть реализуется через киоски, принадлежащие данному предприятию и установленные в различных точках г. Москвы, а также через сеть дилеров - физических лиц.

     Общий персонал фирмы насчитывает 45 человек, из которых выполнением управленческих функций занято 11 человек, среди них:  генеральный директор; финансовый директор (управление финансами, определением потребности в сырье, выбор наиболее оптимальных схем финансирования и вопросами приобретения нового оборудования, вопросы заработной платы);  коммерческий директор (решение таможенных вопросов, закупка у оправ у иностранных фирм);  главный бухгалтер; менеджер торговли - 3 человека (продажа продукции в арендованных магазинах и киосках); главный инженер (доставка, монтаж, ремонт оборудования, руководит работой рабочих цеха); главный технолог (разработка и усовершенствование технологий, определение наиболее оптимальных параметров производства, вопросы эффективного использования сырья); начальник отдела кадров и труда (найм сотрудников, обучение, повышение квалификации, вопросы организации труда); начальник отдела маркетинга (маркетинговые исследования, комплекс маркетинга).

     «Оптика»  выпускает около 150 пар линз в  месяц с покрытиями всех видов, выполняет в среднем 30 заказов в месяц по вставке линз в оправу клиента, реализует готовые очки с различными видами линз и покрытий на сумму 40 млн. руб. в месяц, товарооборот арендованных магазинов составляет около 8 млн. руб. в неделю и оказывает консультационные услуги на сумму 5 млн. руб. в месяц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Миссия и характеристика  основных целей  фирмы       «Оптика» 

     Выбор миссии является первым и самым ответственным  решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

     В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации .

     Миссию  фирмы «Оптика» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в товарах и услугах оптической медицины путем производства и реализации линз и очков, отвечающих самым последним веяниям моды и способствующих максимальному сохранению зрения каждого клиента на работе и в повседневной жизни, а также оказание консультационных услуг в данной области по самым приемлемым ценам, за счет применения новейших технологий и техники, индивидуального и чуткого подхода высоко квалифицированных в области медицины работников к каждому клиенту и при обеспечении справедливого отношения к своим сотрудникам.

     Основная  общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.

     С учетом сформулированной фирмой «Оптика» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:

     1) расширение круга предлагаемых  услуг и продукции;

     2) постоянное обновление ассортимента;

     3) установление приемлемых цен  на все виды продукции;

     4) поиск и внедрение новейших технологий и техники;

     5) повышение квалификации сотрудников;

     6) изучение потребностей потребителей.

     Цели  представляют собой описание будущего состояния объекта управления и  выступают как способ упорядочивания действий и усилий всего коллектива, уменьшая неопределенность в работе. Действенными могут быть только цели, четко и ясно сформулированные и реальные. При этом необходимо определить: содержание, объем и временные ограничения.

     С учетом выявленных проблем для фирмы  «Оптика» сформулируем следующие цели:

     1) Увеличивать в течение 3 лет  выручку от реализации каждого  вида очков и линз, с нанесенными  на них покрытиями, ежегодно на 50%.

     2) Разработать и внедрить в производство 5 новых видов покрытий к 2015 году.

     3) Разработать вопросы комплекса маркетинга для линз с новым покрытием к 2015 году.

     4) Проводить ежегодные маркетинговые  исследования потребностей потребителей в новых видах продукции в течение 3 лет.

     5) Изменить структуру управления  организацией к 2015 году.

     6) Повысить квалификацию всех работников, связанных с оказанием услуг и работой с клиентами, к 2015 году.

     7) Открыть новый лазерный центр  по лечению зрения и оснастить  оборудованием к 2015 году.

     8) Обучить к 2015 г. работников  производственно-промышленного персонала  работе на новых видах оборудования для производства внедряемых новых видов покрытий.

     9) Снизить текучесть кадров на 5% к 2015 г.

     10) Увеличивать продвижение по службе  на 10% ежегодно в течение 3 лет.

           2.3 Оценка и анализ  внешних факторов

     Анализ  внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей.

     I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшие как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:

Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации