Автор: m******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Объектом исследования является стратегическое планирование.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления…………………………………………………………………..5
Сущность, функции и методы стратегического планирования..5
Методы стратегического планирования………………………...9
Стратегическое планирование как процесс………………….....11
Глава II. Процесс стратегического планирования на примере фирмы «Оптика»……………………….……………………………………………14
2.1 Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14
2.2 Миссия и характеристика основных целей фирмы «Оптика»………………………………………………………………….....17
2.3 Оценка и анализ внешних факторов………………………………...19
2.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых
сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25
Глава III. Разработка и реализация стратегического плана фирмы «Оптика»………….…………….……………………………………………30
3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30
3.2 Реализация стратегического плана………………………………...35
3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………….…..39
Список использованной литературы……………………………………......43
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по стратегическому менеджменту на тему:
«Процесс
стратегического планирования
в организации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические
основы стратегического планирования
в системе управления……………………………………………………
Глава II. Процесс
стратегического планирования на примере
фирмы «Оптика»……………………….………………………………
2.1 Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14
2.2 Миссия
и характеристика основных целей фирмы
«Оптика»…………………………………………………………
2.3 Оценка и анализ внешних факторов………………………………...19
2.4 Управленческое
обследование внутренних
сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25
Глава III. Разработка
и реализация стратегического плана фирмы
«Оптика»………….…………….……………………………
3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30
3.2 Реализация стратегического
3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………......
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Без
применения конкретного научно-
Таким образом, целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса о процессе стратегического планирования в организации во всех его аспектах. Следовательно, передо мной стоят следующие задачи: рассмотреть сущность, функции и методы стратегического планирования на предприятии; проанализировать процесс стратегического планирования; на примере конкретного предприятия провести анализ действующей стратегии; дать свою оценку системе стратегического планирования предприятия и при необходимости внести свои коррективы.
Предмет исследования — процесс стратегического планирования в системе стратегического управления.
Объектом
исследования является стратегическое
планирование.
Актуальность
темы работы обусловлена тем, что
стратегическое планирование задает перспективные
направления развития предприятия,
определяет основные виды его деятельности,
позволяет увязать в единую систему
маркетинговую, проектную, производственную
и финансовую деятельность.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ
Понятие «стратегическое планирование» в литературных источниках зачастую не имеет четкого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольше развитие в военной области и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы. Ныне оно уже не является монополией военных, став достоянием других сфер деятельности. Возрастание значения стратегического планирования в экономике обусловило повышенное внимание многих экономистов к исследованию его сущности и роли.
В
современных условиях изменилось само
понятие стратегического
Отечественные экономисты А.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «... набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределение ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам[3]».
В.П. Грузинов дает следующее понятие стратегического планирования: «Это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. При этом оно выражено не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.)». «Что очень важно, — отмечает далее Грузинов, - стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия» [6].
Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «...особый вид практической деятельности людей - плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды»[17].
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое планирование представляет собой процесс принятия управленческих решений относительно стратегического предвидения (формирования стратегий), распределения ресурсов, адаптации компании к внешней среде, внутренней организации деятельности[9;412].
Стратегическое
планирование является одной из основных
функций стратегического
Сущность стратегического планирования заключается в четком усвоении целей организации и дальнейшей разработке форм и методов по их реализации. Стратегическое планирование предусматривает получение ответов на три основных вопроса, характеризующих функцию планирования:
Для этого необходимо
располагать достаточной
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое
планирование представляет собой набор
процедур и решений, с помощью
которых разрабатывается
Следует заметить, что стратегическое планирование является не только основой функциональной структуры системы управления, но и выполняет определенные функции[20]:
1.
Стратегическое планирование
2.
Стратегическое планирование
3.
Стратегическое планирование
4.
Стратегическое планирование
5.
Стратегическое планирование
6.
Стратегическое планирование
7.
Стратегическое планирование
В стратегическом планировании деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.
В отечественной экономической литературе принято под моделью понимать некое формализованное в терминах экономико-математических методов отражение экономических процессов и явлений.
В рыночной экономике большое распространение получило понятие «модель» как инструмент выработки стратегий, не обязательно имеющий формализованный в виде математических соотношений вид, однако отражающей динамичность происходящих процессов во внешней и внутренней среде.
В этом аспекте методы и модели представляют собой в известной степени синонимы.
Различают следующие методы стратегического планирования[11;118]:
• расчетно-аналитические, к числу которых можно отнести балансовый, нормативный, инженерно-экономические и др.;
• графо-аналитические, например, экстраполяционные (трен-довые), сетевые, регрессионно-аналитические, методы корреляции трендов и др.;
• экономико-математические, в том числе методы линейного, нелинейного и динамического программирования, модели теории игр и теории массового обслуживания и др.;
• эвристические, к которым относятся методы экспертной оценки (индивидуальной, коллективной, систематической, коллективной, коллективной совместной, массовой и др.), метод сценариев и т.д.
К методам и стратегического планирования можно отнести и методы стратегического анализа, достаточно подробно описанные в зарубежной и отечественной литературе.
Широко применяется метод разрыва. Главной задачей этого метода является определение несоответствия или разрыва между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его заполнить.
Метод разрыва может использоваться для:
• выяснения реальных возможностей предприятия с точки зрения ситуационного анализа текущего и предполагаемого будущего состояния среды;
• определения конкретных
показателей стратегического
• установления отклонения возможностей реального положе- I ния предприятия от показателей стратегического плана;
Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации