Процесс стратегического планирования в организации

Автор: m******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является стратегическое планирование.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления…………………………………………………………………..5
Сущность, функции и методы стратегического планирования..5
Методы стратегического планирования………………………...9
Стратегическое планирование как процесс………………….....11
Глава II. Процесс стратегического планирования на примере фирмы «Оптика»……………………….……………………………………………14
2.1 Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14
2.2 Миссия и характеристика основных целей фирмы «Оптика»………………………………………………………………….....17
2.3 Оценка и анализ внешних факторов………………………………...19
2.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых
сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25
Глава III. Разработка и реализация стратегического плана фирмы «Оптика»………….…………….……………………………………………30
3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30
3.2 Реализация стратегического плана………………………………...35
3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………….…..39
Список использованной литературы……………………………………......43

Работа содержит 1 файл

курсовая по стратегическому менеджменту.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  стратегическому  менеджменту на тему:

«Процесс  стратегического планирования в организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I.  Теоретические основы стратегического планирования в системе управления…………………………………………………………………..5

    1. Сущность, функции и методы стратегического планирования..5
    2. Методы стратегического планирования………………………...9
    3. Стратегическое планирование как процесс………………….....11

Глава II. Процесс стратегического планирования на примере фирмы «Оптика»……………………….……………………………………………14

    2.1  Характеристика фирмы «Оптика»….………………………………14

    2.2 Миссия и характеристика основных целей фирмы «Оптика»………………………………………………………………….....17

    2.3 Оценка  и анализ внешних факторов………………………………...19

    2.4 Управленческое  обследование внутренних сильных  и слабых 

 сторон компании «Оптика»……………………..…………………………25

Глава III.  Разработка и реализация стратегического плана фирмы           «Оптика»………….…………….……………………………………………30

  3.1 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»…………………….……….30

       3.2 Реализация стратегического плана………………………………...35

       3.3 Оценка стратегического плана……………………………………..38

Заключение……………………………………………………………….…..39

Список  использованной литературы……………………………………......43 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В последнее время в бизнесе  и государственном управлении всё  чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

     Без применения конкретного научно-обоснованного  механизма согласования действий потребителей и производителей различных форм собственности во времени и пространстве стратегическое планирование превращается не более чем в прогнозирование или декларацию о желаниях.

           Таким образом, целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса о процессе стратегического планирования в организации во всех его аспектах. Следовательно, передо мной стоят следующие задачи:  рассмотреть сущность, функции и методы   стратегического планирования на предприятии; проанализировать процесс стратегического планирования; на примере конкретного предприятия провести анализ действующей стратегии; дать свою оценку системе стратегического планирования  предприятия и при необходимости внести свои коррективы.

     Предмет исследования — процесс стратегического  планирования в системе стратегического  управления.

     Объектом  исследования является  стратегическое планирование. 

     Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  стратегическое планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.  
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 
     

    1. Сущность, функции и методы стратегического  планирования
 

     Понятие «стратегическое планирование»  в литературных источниках зачастую не имеет четкого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольше развитие в  военной области и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы. Ныне оно уже не является монополией военных, став достоянием других сфер деятельности. Возрастание значения стратегического планирования в экономике обусловило повышенное внимание многих экономистов к исследованию его сущности и роли.

     В современных условиях изменилось само понятие стратегического планирования.

     Отечественные экономисты А.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «... набор конкретных целей, которые  необходимо достичь к определенному  периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределение ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам[3]».

     В.П. Грузинов дает следующее понятие  стратегического планирования: «Это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. При этом оно выражено не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.)». «Что очень важно, — отмечает далее Грузинов, - стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия» [6].

     Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «...особый вид практической деятельности людей - плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды»[17].

     Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое планирование  представляет собой процесс принятия управленческих решений относительно стратегического предвидения (формирования стратегий), распределения ресурсов, адаптации компании к внешней среде, внутренней организации деятельности[9;412].

     Стратегическое  планирование является одной из основных функций стратегического управления.

     Сущность стратегического  планирования заключается в четком усвоении целей организации и дальнейшей разработке форм и методов по их реализации. Стратегическое планирование предусматривает получение ответов на три основных вопроса, характеризующих функцию планирования:

    • на каком уровне в бизнесе мы находимся сейчас?
    • что нужно сделать для более успешной деятельности?
    • как осуществить поставленную цель?

     Для этого необходимо располагать достаточной информацией  в сфере финансов, маркетинга, производства товаров, разработок, трудовых ресурсов и т.д.[4;216-217]

     Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  процедур и решений, с помощью  которых разрабатывается стратегия  предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

     Следует заметить, что стратегическое планирование является  не только  основой функциональной структуры системы управления, но и  выполняет определенные функции[20]:

     1. Стратегическое планирование задает  направления для деятельности  организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

     2. Стратегическое планирование обеспечивает  каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.

     3. Стратегическое планирование стимулирует  координацию усилий различных функциональных направлений.

     4. Стратегическое планирование заставляет  организацию оценивать свои сильные  и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.

     5. Стратегическое планирование определяет  альтернативные действия или  комбинации действия, которые может  предпринять организация. 

     6. Стратегическое планирование создает  основу для распределения ресурсов.

     7. Стратегическое планирование демонстрирует  важность применения процедур оценки деятельности[13;47]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  стратегического  планирования

     В стратегическом планировании деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.

     В отечественной  экономической литературе принято  под моделью понимать некое формализованное в терминах экономико-математических методов отражение экономических процессов и явлений.

     В рыночной экономике большое распространение получило понятие «модель» как инструмент выработки стратегий, не обязательно имеющий формализованный в виде математических соотношений вид, однако отражающей динамичность происходящих процессов во внешней и внутренней среде.

     В этом аспекте методы и модели представляют собой в известной степени синонимы.

     Различают следующие методы стратегического планирования[11;118]:

• расчетно-аналитические, к числу которых можно отнести  балансовый, нормативный, инженерно-экономические и др.;

• графо-аналитические, например, экстраполяционные (трен-довые), сетевые, регрессионно-аналитические, методы корреляции трендов и др.;

• экономико-математические, в том числе методы линейного, нелинейного и динамического  программирования, модели теории игр и теории массового обслуживания и др.;

• эвристические, к  которым относятся методы экспертной оценки (индивидуальной, коллективной, систематической, коллективной, коллективной совместной, массовой и др.), метод  сценариев и т.д.

     К методам и стратегического планирования можно отнести и методы  стратегического анализа, достаточно подробно описанные в зарубежной и отечественной литературе.

     Широко  применяется метод разрыва. Главной задачей этого метода является определение несоответствия или разрыва между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его заполнить.

     Метод разрыва может использоваться для:

• выяснения реальных возможностей предприятия с точки  зрения ситуационного анализа текущего и предполагаемого будущего состояния среды;

• определения конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основным целям  предприятия;

• установления отклонения возможностей реального положе- I ния предприятия от показателей стратегического плана;

Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации