Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является
основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская
премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию
общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование
процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических
организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за
развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная
идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе
лиц.).
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 4
1.1. Теория принятия решений______________________________________ 4
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения__________ 5
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения_______5
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения_______________7
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
8
1.4. Процедура принятия решений__________________________________ 12
1.5. Краткая классификация управленческих решений_________________ 13
1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения___________ 15
1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности
_________ 15
1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска.______16
1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности.
______ 16
1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.
____________ 16
1.7. Стадии процесса принятия решения_____________________________ 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения____________ 23
2.1. Основные подходы____________________________________________ 23
2.2. Механизм принятия управленческих решений____________________ 25
2.3. Характерные особенности управленческого решения______________ 28
2.3.1. Особенности коллективного решения_______________________________28
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте_______29
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения__________________31
2.4. Советы по принятию управленческих решений___________________ 32
заключение____________________________________________________ 34
Список используемой литературы__________________________ 35
Приложение_____________________________________________________________ 36
высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или
стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.
Производственное
отделение СЦХ – это низовой
уровень ответственности в
за законченный цикл хозяйственной деятельности, т.е. за разработку,
производство, сбыт соответствующей продукции и услуг. Плановыми показателями
для них являются объем продаж, прибыль, капиталовложения. Каждое
производственное отделение или СЦХ после этого готовит детальный годовой
план, который содержит прогноз по таким показателям, как объем реализации
каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства,
прибыль, уровень занятости, капиталовложения.
Вариант плана
обсуждается руководителем
вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному
варианту принимается решение, которое становится обязательным к исполнению.
Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем
производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о
необходимости внесения корректив в плановые показатели или применения
конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство
производственного
отделения обязано
которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.
Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе
индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими
руководителями.
Здесь реализуется
решений в рамках утвержденный правил и планов.
Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в
находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных
отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель
проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий
полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в
производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений
назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще
всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску
изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных
отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя,
отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по
вопросам технологии, организации производства и сбыта.
Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с
руководителями других производственных отделений и функциональных
подразделений, но он не имеет административной власти, какую получают
линейные руководители.
На целесообразность
признания концепции
следующие соображения:
· 1. Теория систем указывает, что увеличение количества активных связей любой
системы, способной на саморегуляцию, увеличивает ее способность успешнее
адаптироваться к изменениям окружения. Признание концепции о кооперационном
распорядительстве содействует активизации заметного количества связей в
организации.
· 2. Внедряя концепцию
кооперационного
увеличиваем управленческое содержание кооперационных связей, повышаем их
значимость и надежность. Это в свою очередь повышает доверие к этим
отношениям; создаются предпосылки для активизации кооперационных связей, и
тем самым уменьшается нагрузка субординационных распорядительных связей.
· 3. Активизация кооперационных связей ведет к уменьшению трудовых затрат
при решении управленческих ситуаций. Из-за уменьшения длины распорядительных
связей одна кооперационная связь может заменить 4-10 линейных связей.
Увеличивается соучастие работников в управленческой деятельности. Это ведет к
повышению интереса подчиненных к деятельности организации; повышается
трудовая мораль, инициатива и лучше используются интеллектуальные
возможности членов организации.
· 5. Изменяются отношения ответственности. Учитывается ответственность перед
коллективом в сравнении с ответственностью перед непосредственным
руководителем. Менее актуальным станет то, перед кем является исполнитель
ответственным, и более актуальным - за что он является ответственным. Это
повышает эффективность труда, особенно среди высококвалифицированных
работников, которые хорошо представляют себе цели организации и имеют
высокую мотивированность для их достижения.
Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают
решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения
установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на
постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных
подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы,
создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель
(председатель),
который наделяется правом
высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы
продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.
В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных
механизмов, руководителю
проекта предоставляются
тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает
сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся
условиях, касающихся все более сложных проблем.
2.3.
Характерные особенности
управленческого
решения
Хотелось бы еще раз напомнить, что решения разделяют по различным
классификационным признакам. По содержанию решения классифицируют на
политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.;
по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на
оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на
индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные,
нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты
информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска
(вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.
2.3.1.
Особенности коллективного
решения
Есть коллективный метод решения, который называется «мозговой штурм» или
«атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты
не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозге человека, этом
своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация
подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в
машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя
сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не
оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.
При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное
решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12
человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких
десятков человек.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации
процесса «мозгового штурма».
1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпромиссные
заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для
другого неоднозначна.
2. Никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна.
3. Набирайте количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой
штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому чем больше
предложений, тем лучше.
4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить идеи,
предложенные выступающим ранее.
Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи
фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе
«мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а
только один из способов подготовки решения.
Известен классический случай «мозгового штурма» в одном шестидесятиэтажном
отеле в Нью-Йорке. Из отеля стали съезжать постояльцы. Предприниматели
начали терпеть убытки. Проведенный анализ «бегства» из отеля показал, что
основной причиной является длительное ожидание лифтов на этажах (американцы
не любят понапрасну терять время). Специалисты-инженеры предлагали
увеличить количество лифтов, установить дорогостоящую электронную
аппаратуру. Все эти предложения были связаны с большими затратами. Тогда
руководство отеля решило организовать «мозговой штурм» и пригласило на него
обслуживающий персонал (горничных, клерков, рассыльных и т.д.). При
обсуждении вопроса один молодой человек, работающий всего два месяца в отеле
курьером, предложил на всех этажах установить со всех сторон зеркала. Логика
предложения была такова. Что делает женщина, оказавшись перед зеркалом?
Достает губную помаду, карандаш для бровей и начинает наводить «марафет».
Если же рядом оказывается мужчина, то он может при помощи системы зеркал не в
упор рассматривать женщину со всех сторон. Таким образом, все при деле и
время течет незаметно. Предложение было принято и внедрено с минимальными
затратами. Обстановка стабилизировалась.
2.3.2.
Особенности принятия
решений в стратегическом
менеджменте
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в менеджменте