Процедура отбора и подбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать процедуру отбора и подбора персонала в ОАО «Росгосстрах» и предложить рекомендации по с Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:

- рассмотрение теоретических основ подбора и отбора персонала;

- дать общую характеристику деятельности предприятия;

- проанализировать процесс отбора и найма персонала на примере компании;

- разработать рекомендации по улучшению отбора и подбора персонала на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 105.22 Кб (Скачать)

        2.2 Методы подбора  персонала

             Подбор персонала - установление  идентичности характеристик работника  и требований организации, должности.  Подбор персонала может осуществляться  в виде набора, выдвижения или  ротации.

             Отбор персонала - оценка кандидатов  на вакантные должности или  рабочие места. Отбор персонала  включает:

      • предварительное собеседование;
      • анализ анкетных данных;
      • наведение справок о кандидате;
      • проверочные испытания, тестирование;
      • медицинское освидетельствование;
      • основное собеседование;
      • подготовку экспертного заключения.

             В 90-е годы в России существовало  ограниченное число вариантов  подбора высококвалифицированного  персонала, например, скрининг и рекрутинг. 

        Скрининг  можно определить как быстрый  подбор по формальным признакам, таким  как должность, опыт работы, заработная плата, образование, возраст, пол. Используя  данный метод подбора персонала  производится мониторинг анкет, составляют список возможных претендентов на должность, исходя из заявленных руководством формальных признаков. При этом общение с  работодателями и соискателями чаще осуществляется по телефону. Эффективность  подобного метода, естественно, невысока. Сегодня во многих российских регионах скрининг практически не используют.     Другой метод подбора персонала начала 90-х годов - рекрутинг. В данном случае подбор происходит также по формальным признакам (должность, опыт работы, заработная плата и т. д.). Однако в отличие от скрининга данный метод предполагает живое общение сотрудника кадрового  отдела или иного специалиста с возможным претендентом на рассматриваемую должность (в том случае, если его анкетные данные совпадают с требованиями работодателя).     

        Сегодня на смену традиционным скринингу  и рекрутингу приходят новые методы подбора персонала. Бизнес в России, так же, как и на Западе, становится все более проектным: при смене  собственника на предприятии часто  меняются и методы работы руководства, профиль деятельности предприятия, внедряются новые технологии. В связи  с этим все чаще возникает потребность  в сокращении определенного количества сотрудников, работавших на предприятии  ранее. Простое увольнение работников чревато конфликтом. А потому необходимы специалисты, которые умеют грамотно уволить с минимальными негативными  последствиями.   

        Работодатели  пришли к выводу, что необходимо содействие в последующем трудоустройстве  сотрудников, являющихся профессионалами  в своем деле, но вынужденно сокращенных  компанией по тем или иным причинам. В этом случае у компании появляется шанс вернуть сотрудника, когда в  этом возникнет потребность. Так  появилось направление outplacement - трудоустройство  сокращаемого персонала фирмы. В  России, правда, данное направление  пока не прижилось: по сей день высок  спрос на профессионалов высокого уровня, а значит, хороший специалист в  состоянии сам найти себе достойную работу.   

        Другие  современные способы привлечения  персонала - подбор временного персонала  и лизинг персонала.  Подбор временного персонала - подбор на временную работу: для проведения промо-акций, замена какого-либо сотрудника (чаще секретаря или бухгалтера) по причине болезни.

             Лизинг персонала предполагает  несколько иной подход к подбору  персонала. Появились специализированные  компании, включающие работника  в штат и предоставляющие данного  сотрудника другой компании. В этом случае работник трудится в команде последней, которая в случае увольнения не несет моральной и материальной ответственности за сокращенного (сотрудник является штатным работником другого предприятия). В основном лизинг персонала применим к таким работникам, как грузчики, уборщики. Не секрет, что данная категория работников требует четкого "отсева" по определенным качествам: моральная устойчивость, работоспособность. В последнее время также возникла необходимость обучения данной категории персонала современным профессиональным технологиям, правилам сервиса.   С каждым годом все большую популярность завоевывают электронные доски вакансий. Сегодня действуют порядка 10 российских job-сайтов, самые крупные из которых одновременно размещают около 500 тыс. резюме и 20 тыс. вакансий.     Очевидно, что успешное функционирование предприятия напрямую зависит от правильности формирования трудового коллектива. Важным условием эффективного труда является привлечение и отбор работников с точки зрения профессиональной подготовки, личных качеств, ценностных установок. В зависимости от численности персонала все компании решают проблему подбора индивидуально. Рассмотрим основные источники покрытия потребностей в персонале.

        Поиск внутри организации. В данном случае речь идет не о первичных должностях, а о вакантных местах руководителей  среднего и высшего уровня. Вакансии появляются вследствие ротации персонала  или введения новых должностей по мере развития компании. В этих условиях руководство обращает свое внимание на уже работающих в организации  сотрудников. Этот метод не требует  финансовых затрат, способствует укреплению преданности персонала компании, кандидатам не нужно интегрироваться  в организацию. Однако такой прием  ограничивает выбор, не дает притока  свежих сил, способствует возникновению  местничества руководителей подразделений, которые будут стремиться сохранить свои лучшие кадры для себя или избавляться от неугодных.

             Подбор с помощью сотрудников.  Метод используется для заполнения  должностей рядовых специалистов  и набора рабочих. Он не требует  финансовых издержек, обеспечивает  высокую степень совместимости  вновь принятого персонала с  компанией за счет его тесных  контактов с уже работающими  специалистами. Однако рядовые  сотрудники, рекомендующие кандидатов, не являются профессионалами  в подборе персонала, могут  не знать должностных обязанностей  по вакансии, что не позволяет  подбирать персонал высокого  профессионального уровня. Подбор  с помощью сотрудников способствует  развитию семейственности и кумовства.  В основе подбора по знакомству  лежит не профессионализм нанимаемого  персонала, а личная выгода  рекомендующего: либо желание сделать  доброе своему другу, знакомому,  либо стремление иметь на работе  своего союзника, компаньона и  т.д. 

        Объявления  в средствах массовой информации. Гарантируют широкий охват потенциальных  кандидатов на вакансии при относительно небольших затратах. Сегодня имеется  достаточный выбор изданий, освещающих рынок труда, развитая сеть сайтов в  Интернете. Здесь все зависит  от тиража, периодичности выхода, системы  распространения, имиджа издания, возможности  доступа к Интернету, посещаемости сайта, простоты пользования, демократичности  процедуры регистрации на сайте. Необходимо помнить, что в одних  изданиях эффективнее работает реклама  по тем или иным вакансиям, а в  других - по другим. Многое зависит и  от текста объявления, насколько он привлекателен, понятен соискателю.

        То  же самое касается объявлений, размещенных  в Интернете. Надо отметить, что в  последнее время повально увлекаются Интернетом как соискатели, так и  сотрудники компаний (и работодатели, и кадровые агентства). Например, специалисты IT-технологий отдают предпочтение Интернету. При этом обращает на себя внимание тот факт, что сайты, посвященные вопросам трудоустройства, множатся, как грибы после дождя. Полное перечисление их займет не один печатный лист.

        Отбор сотрудников через агентства  по подбору персонала. Этот метод  становится все более привлекательным  для компаний, так как всю черновую работу агентства берут на себя, а работодателю остается только диктовать  свои требования и рассматривать  предоставляемых кандидатов. При  обращении в агентства успех  подбора зависит от того, насколько  четко сформулированы требования к  кандидатам, насколько правильно  их понимает менеджер агентства, работающий с компанией-заказчиком, от его оперативности  в работе. Здесь нужно подчеркнуть, что от качества выполнения заказа агентством зависит срок подбора  требуемого специалиста. Стоит отметить немаловажный момент: услуги агентств, как правило, платные и требуют  немалых затрат работодателя.

        Самопроявившиеся  кандидаты. Многим специалистам служб  персонала приходится сталкиваться с такими кандидатами. Это, как правило, те соискатели, которые предлагают себя "по случаю". Прочитав объявление о какой-то вакансии, они предлагают себя просто так, на всякий случай, без  объявления должности, на которую претендуют. Издержки метода минимальны, как и  вероятность того, что в данный момент времени кто-то из таких кандидатов будет востребован компанией.

          Отбор в учебных заведениях. Использование  метода дает, с одной стороны,  приток "свежей крови" в компанию, однако требует больше времени  на вхождение специалиста в  должность в силу недостаточности  профессионального опыта. Сегодня  все больше предприятий обращают  взоры на выпускников, прежде  всего из-за того, что происходит  адаптация системы обучения к  нуждам рынка. Организации готовы  растить для себя кадры из  числа молодых специалистов, постепенно  познающих все этапы производства "с нуля". Период временщиков, когда персонал набирался на короткий промежуток времени для получения "быстрых" денег, проходит. Многие предприятия начинают вкладывать деньги в персонал, как это делается во всем мире. Данный метод имеет хорошую перспективу, его результаты не замедлят сказаться.

             Государственная служба занятости.  Эта организация призвана, во-первых, снижать социальную напряженность  в обществе, с чем она с успехом  справляется, исходя из экономических  возможностей страны, а во-вторых, способствовать трудоустройству  незанятого населения. Однако  следует признать, что потенциал  государственной службы используется  далеко не полностью. Этому  есть свое объяснение. Не все  работодатели готовы к сотрудничеству  с государственной службой занятости  в силу непрозрачности экономики  и размещают заявки, как правило,  только на низкоквалифицированный, малооплачиваемый персонал. Следовательно,  и доверие к службе у населения  не растет. Но стоит государственной  службе занятости активнее включиться  в подбор специалистов по вакансиям,  публикуемым предприятиями в  средствах массовой информации, как отношение изменится и  со стороны работодателей, и  со стороны соискателей. Использование  государственной службы занятости  при подборе персонала позволяет  вести сфокусированный поиск  кандидатов при отсутствии финансовых  издержек. Следует признать, что  не существует единственного  оптимального метода, который бы  в полной мере позволял быстро, эффективно, с минимальными затратами  осуществлять поиск необходимых  специалистов. Менеджеры по персоналу,  приступая к подбору требуемых  кандидатов, должны учитывать множество  факторов. Для успешного поиска  следует использовать, как правило,  несколько методов, что способствует  сокращению срока подбора, повышению  качества подбираемого персонала,  сокращению финансовых издержек. При использовании нескольких методов количество соискателей, из которых можно будет отобрать высококлассных специалистов, также будет большим.  

        Приём на работу является необходимой частью управления персоналом. Этот процесс  состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем и  квалификации кандидата. Поскольку  работодатель предлагает место, гарантирующее  определённое вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определённым требованиям. Если требования, предъявляемые  организацией и требования кандидата  хотя бы частично совпадают, то проводится их сопоставление. Процесс приёма на работу обычно требует уступок в  требованиях обеих сторон. При  управлении персоналом, на стадии отбора происходит процесс, с помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или нескольких людей, наиболее подходящих по имеющимся критериям  на вакантное место. При этом конечно  же должна обеспечиваться удовлетворённость  самих работников и возможность  полного раскрытия и использования  их возможностей. Каждый приём работника  на работу влечёт за собой большие  затраты для организации, ошибки при приёме увеличиваются многократно.    На отбор влияют многие факторы, его процедуры, как правило, несколько отличаются в государственном и частном секторе. Так, в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство. В частом секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение, но не до такой степени, как в государственных организациях, здесь всё же целью отбора персонала является отбор по достоинствам. На мой взгляд, это связано с тем, что эффект от деятельности госслужащих направлен на общество, а в силу свой исторический специфики наша госслужба одна из самых забюрократизированных. Отчитываться данные служащие должны перед народом, а настоящая бюрократия показывает, как чиновники относятся к народу. Поэтому для них и не так важно качество нанимаемого сотрудника, по сравнению с менеджерами на коммерческих фирмах, где все отношения уже, и отчитываться приходиться перед тем, кто непосредственно заинтересован в результате дела, а, соответственно, и в качестве нанимаемых работников. Следующим обстоятельством, влияющим на процесс отбора, является рынок рабочей силы. Если желающих много, то выбирать метод отбора сложнее; если желающих не много, выбор сравнительно прост. Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы, особенно там, где оно расположено. На процесс отбора влияют условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы. Менеджеры по персоналу, анализируя эффективность методов отбора, обычно используют такой показатель, как коэффициент отбора. Он определяется как отношение количества отобранных работников, к количеству желающих, из которых осуществляется отбор.

Информация о работе Процедура отбора и подбора персонала