Автор: Александра Александра, 06 Ноября 2010 в 12:21, реферат
Методы решения проблем в группах позволяют вовлекать в процесс управления сотрудников различных функциональных служб предприятия, повышают их творческий интерес к работе и способствуют развитию корпоративной культуры в организации. Примером групповых решений на производстве могут быть многие проектные разработки, решения, принимаемые голосованием на всевозможных научно-производственных совещаниях, конференциях и т. п..
В настоящее время групповые методы решения проблем используются в различных сферах деятельности предприятий:
• управленческой,
• конструкторской,
• технологической,
• рекламной и других, где существует необходимость применения методов коллективного решения проблем.
Важная характеристика современного менеджмента – все более широкое использование коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений. Коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации. Вместе с тем, в процессах принятия коллективных решений могут возникать негативные психологические эффекты, или феномены. Их причина заключается в непосредственном межличностном взаимодействии всех участников процесса принятия решения.
Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. В виду чего, рассмотрение наиболее характерных и «опасных» явлений, которые возникают в процессах коллективного принятия решений, часто наблюдающихся в жизни организаций, и является целью данной курсовой работы.
Введение
1. Процесс коллективного решения проблем
1.2 Формирование команды и коллективная работа
2. Методы коллективного решения проблем
3. Феномены коллективного принятия решений
4. Порядок голосования и принятия решений Государственной думой
Заключение
Список использованной литературы
В
специальной литературе описывается
еще ряд явлений, снижающих качество
групповых решений. С методологической
же точки зрения все рассмотренные
случаи имеют общее основание
– внутригрупповое
4. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Принятие решений с помощью голосования являлось настолько привычной процедурой для советских людей, что у многих никогда не возникало и тени сомнений в том, что результаты голосования могут выражать что-то иное, кроме как мнение большинства. И вполне естественным представлялся принцип демократического централизма, записанный в Уставе коммунистической партии, одним из постулатов которого было безусловное подчинение меньшинства большинству. Ведь мнение большинства закреплялось в сознании как мнение истинное, мнение объективное! [1]
Этот раздел курсовой работы содержит рассмотрение принятия решений государственной думой. Определимся с основными понятиями:
«1. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
2.
Голосование на заседании
3.
Голосование с использованием
электронной системы может
4.
Количественное голосование
6.
Альтернативное голосование
Пример: О проекте федерального закона № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». 3-чтение. 14.01.2009
Рис. 6 Итоги голосования
7.
Качественное голосование
8.
При проведении открытого
9.
В режиме поименного
10.
При проведении тайного
Таким образом, при тайном голосовании метод принятия решений в Гос. думе РФ – голосование, и решение согласно Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.
Система принятия решений путём голосования имеет как минимум один недостаток в сравнении с дискуссиями, что решения, принятые путём голосования, являются «полупостоянными», и для их отмены может потребоваться новое голосование, а решения, принятые путём обсуждения, являются гибкими и могут быть легко пересмотрены при изменении ситуации.
Голосования не являются хорошей заменой обсуждениям и поиску приемлемого для большинства участников решения в ходе дискуссии. Голосованиями следует пользоваться осторожно и тщательно продумывать последствия.
Голосования по принципу «за/против/воздержался» является действующим в системе принятия решений в Государственной Думе РФ. В целом во многих случаях этот принцип просто не работают, поскольку наш мир не чёрно-белый и вариантов выбора в большинстве ситуаций на самом деле значительно больше, чем предоставляет такое голосование. Обычно полезно попытаться найти компромисс или золотую середину между двумя взаимоисключающими вариантами (крайностями) или подумать, какие ещё могут быть предложены варианты выбора решения.
Пример: «О проекте федерального закона «О внесении изменений в федеральный бюджет на 2009 год». 2-е чтение. Поправка № 59. Увеличение студенческих стипендий в высших профессиональных учебных заведениях до 1500 рублей (выделить на эти цели 4 млрд. руб.)»
Рис. 7. Результаты голосований
Таким образом, рассматривая пример принятия поправки, выбирают из крайних точек, не рассматривая другие варианты.
В любой системы голосования, в которой есть «победители», автоматически означает, что все остальные становятся «проигравшими», «побеждёнными». Это разрушает, а не укрепляет дух взаимопонимания и сотрудничества. Члены голосования, ставшие меньшинством, считают себя не услышанными.
Голосования приводят к «групповщине» и «партийности». Так как рассматриваемый пример принятия управленческих решений итак характеризуется «партийностью» то, можно сказать следующее: «глядя на список участников голосования, люди выбирают, к кому приписать и себя». Проще всего влиться в группу, особенно если одна сторона очевидно «выигрывает». Так голосование разводит людей, которые не так сильно различались во мнениях, а кое-где имели общее мнение. Трудно отстаивать позицию, которая противоположна той, что разделяют уважаемые вами участники. Трудно занять позицию, которую разделяют не очень приятные вам участники.
Голосование,
как и другие методы принятия решений
группой людей, имеет свои достоинства
и недостатки, а так же определенные
особенности. Мной было рассмотрено голосование
на примере Государственной Думы и несмотря
на наличие влияние на результат определенных
человеческих факторов – это наиболее
оптимальный в данной ситуации способ.
Заключение
Процессы
принятия коллективных решений отличаются
неповторимым своеобразием, которое
возникает в результате межличностного
взаимодействия всех участников решения
проблемы. В этих процессах наиболее
ярко и отчетливо проявляются
социально-психологические
С усложнением общественной жизни и социальных институтов решения все чаще принимаются группами лиц: коллегиями, дирекцией, комиссиями экспертов, педагогическими советами или различными комитетами. На рост значения групповых решений, которые часто именуются коллегиальными или коллективными, влияют многие факторы. К ним относятся поляризация риска, групп - мышление, конформизм и другие явления. В связи с этим задача руководителей, организующих совещания по принятию решений, состоит в том, чтобы учитывать эти эффекты и своевременно «блокировать» их негативное воздействие на работу группы.
Результаты работы позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, при рассмотрении факторов ошибочных групповых решений необходимо исходить из взаимосвязи трех переменных: особенностей групповой дискуссии, типа решаемой задачи, а также характеристик самой группы. Кроме того, эти параметры должны рассматриваться в комплексе.
Во-вторых, одни и те же факторы в различных условиях могут приводить как к положительным, так и к отрицательным исходам.
Подводя итоги можно выделить основные факторы, от которых зависит качество решений принимаемых группой.
Во-первых, характер решаемой задачи;
во-вторых, состав группы;
в-третьих, процедура принятия решений в группе (она может быть формальной или неформальной).
Общее основание в проявлении феноменов при принятии управленческих решений является внутригрупповое взаимодействие. Группа состоит из отдельных индивидов, и разнонаправленность их целей, интересов, мотивов, различный уровень опыта, компетенции, информированности и подготовки, различная мотивация, наконец, различный эмоциональный настрой выступают основой описанных феноменов.
Список используемой литературы
Информация о работе Проблемы принятия управленческих решений в группах