Автор: Александра Александра, 06 Ноября 2010 в 12:21, реферат
Методы решения проблем в группах позволяют вовлекать в процесс управления сотрудников различных функциональных служб предприятия, повышают их творческий интерес к работе и способствуют развитию корпоративной культуры в организации. Примером групповых решений на производстве могут быть многие проектные разработки, решения, принимаемые голосованием на всевозможных научно-производственных совещаниях, конференциях и т. п..
В настоящее время групповые методы решения проблем используются в различных сферах деятельности предприятий:
• управленческой,
• конструкторской,
• технологической,
• рекламной и других, где существует необходимость применения методов коллективного решения проблем.
Важная характеристика современного менеджмента – все более широкое использование коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений. Коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации. Вместе с тем, в процессах принятия коллективных решений могут возникать негативные психологические эффекты, или феномены. Их причина заключается в непосредственном межличностном взаимодействии всех участников процесса принятия решения.
Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. В виду чего, рассмотрение наиболее характерных и «опасных» явлений, которые возникают в процессах коллективного принятия решений, часто наблюдающихся в жизни организаций, и является целью данной курсовой работы.
Введение
1. Процесс коллективного решения проблем
1.2 Формирование команды и коллективная работа
2. Методы коллективного решения проблем
3. Феномены коллективного принятия решений
4. Порядок голосования и принятия решений Государственной думой
Заключение
Список использованной литературы
Способы получения новых идей, применяемые в различных компаниях
Пример N 1:
"Создание
нового знания также не просто
вопрос овладения любым
[И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 20.]
Пример N 2:
"...
компании типа Canon и Honda практикуют
множество видов коммуникации: беседы,
сборы, посиделки со спиртным
(так родился термин
[Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 97.]
Пример N 3:
"Успех
системы особо важных проектов
заставил изменить бизнес-
Собрания
по обновлению производственной стратегии
проводятся также ежемесячно, на них
присутствуют 20 человек, в том числе
президент, вице-президенты, директора
бизнес-групп и бизнес-отделов. В
компании Sharp такие собрания называются
NEWING, что понимается как «усилия
по созданию нового рынка». Руководители
каждой группы и каждого отдела предлагают
концепции новых продуктов, которые
и оцениваются с точки зрения
оригинальности и потребительского
спроса. Цуджи, президент Sharp, охарактеризовал
обычный настрой собрания следующим
образом: «В начале новым идеям и
концепциям мы чаще говорим "да",
чем "нет"». Этот позитивный настрой
поощряет новые идеи и вдохновляет
на дальнейшие усилия. Участники собраний
описывают их как «по-настоящему
напряженные, после них вы чувствуете
себя как выжатый лимон». На каждом
собрании рассматриваются два
[И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 240-241.]
Пример N 4:
Рассказывает копирайтер BBDO Moscow Cветалана Майбродская: "Вот одно из отличий рекламы от искусства. Вдохновением поэта нельзя управлять, это стихия. Но каждый профессионал-креатор владеет приемами, помогающими преодолеть ситуацию, когда не складывается, не придумывается, не рождается. Если все рождается легко, смысла в приемах нет.
Например,
недавно был случай, когда мы перебрали
миллион вариантов слогана, и
ни один не был принят. Чтобы вернуть
вдохновение и избавиться от чувства
несостоятельности, мы раздали подставки
под японские палочки, на которых
написали ключевые слова из брифа. Каждый
должен был придумать любые
[Журнал "Популярная психология", 2005 г. N 7, с. 11]
Пример N 5:
Получение инноваций в стиле Funky business:
Известные
авторы Кьелл А. Нордстрем, Йонас
Риддерстрале рассазывают о компании
Rubbermaid, которая разрабатывает и
выпускает пластмассовые
И
далее: "Натан Михруорлд из Microsoft
работает как помощник шеф-повара во
французском ресторане в
[Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 г., с. 174 и 230.]
Пример N 6
«Среднестатистический
менеджер вынужден переключаться с
одного вида деятельности на другой каждые
две минуты. «Переключателем» может
быть, например, телефонный звонок, электронное
письмо или стук в дверь. По Минцбергу,
постоянное существование в состоянии
«неполного внимания» к происходящему
притупляет остроту сознания. В свое
время Фрейд называл «шоком» (вопреки
обычному смыслу этого слова) события
психической жизни, которые до конца
не осознаются. «Такие события не проходят
через защитный механизм сознания и
„пробиваются" непосредственно
в подсознание, продырявливая его,
как пули стальную обшивку»,— писал
З. Фрейд. Если верить великому австрийцу,
жизнь, наполненная тысячами проскочивших
мимо событий, должна сделать менеджерское
подсознание похожим на дуршлаг.
«Необходима сильная
На
одной из самых известных картин
австрийского художника Густава
Климта Mulher Sentada изображена мастурбирующая
девушка. Почти все творения Климта
так или иначе обыгрывают идею
женской сексуальности. На авторских
семинарах Сергея Филоновича, декана
Школы менеджмента при Высшей
школе экономики, работы знаменитого
экспрессиониста используются для
обучения будущих управленцев
3. Феномены коллективного принятия решений
Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. Наиболее характерные и «опасные» явления, которые возникают в процессах коллективного принятия решений, часто наблюдающихся в жизни организаций, рассмотрим в данной части курсовой работы.
Понимание природы феномена, вероятно, позволит прогнозировать не только серьезность "дефекта" группового решения, но и сократить число неудачных исходов.
Феноменология
решения групповых задач
Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия.
Слово
«фасилитация» в английском языке
встречается нечасто и почти
исключительно в
Само это явление было зафиксировано еще в конце XIX в. в опытах французского физиолога К. Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х гг. в Берлине в школе Курта Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты - люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и большинство вставали из-за стола голодными». 1 [5]
При
исследовании вопроса о сравнительной
ценности групповых и индивидуальных
решений был обнаружен
Ранее
считалось, что коллективные решения
всегда обладают большей рискованностью,
чем индивидуальные. Открытие эффекта
«сдвига к риску» было достаточно
неожиданным для
Во-первых,
в условиях коллективного решения
проблем имеет место так
Во-вторых,
риск в сознании людей имеет положительную
ценность. Поэтому рискованное поведение
выше оценивается окружающими, чем
осторожное поведение, которое обычно
связывают с нерешительностью. Поскольку
любой человек желает, чтобы его
оценивали более высоко, то именно
в группе он начинает демонстрировать
рискованное поведение в
В итоге участники обсуждения как бы начинают соревноваться — «кто рискованнее», что непосредственно влияет на общую величину риска коллективного решения.
Информация о работе Проблемы принятия управленческих решений в группах