Автор: Александра Александра, 06 Ноября 2010 в 12:21, реферат
Методы решения проблем в группах позволяют вовлекать в процесс управления сотрудников различных функциональных служб предприятия, повышают их творческий интерес к работе и способствуют развитию корпоративной культуры в организации. Примером групповых решений на производстве могут быть многие проектные разработки, решения, принимаемые голосованием на всевозможных научно-производственных совещаниях, конференциях и т. п..
В настоящее время групповые методы решения проблем используются в различных сферах деятельности предприятий:
• управленческой,
• конструкторской,
• технологической,
• рекламной и других, где существует необходимость применения методов коллективного решения проблем.
Важная характеристика современного менеджмента – все более широкое использование коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений. Коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации. Вместе с тем, в процессах принятия коллективных решений могут возникать негативные психологические эффекты, или феномены. Их причина заключается в непосредственном межличностном взаимодействии всех участников процесса принятия решения.
Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. В виду чего, рассмотрение наиболее характерных и «опасных» явлений, которые возникают в процессах коллективного принятия решений, часто наблюдающихся в жизни организаций, и является целью данной курсовой работы.
Введение
1. Процесс коллективного решения проблем
1.2 Формирование команды и коллективная работа
2. Методы коллективного решения проблем
3. Феномены коллективного принятия решений
4. Порядок голосования и принятия решений Государственной думой
Заключение
Список использованной литературы
Однако
впоследствии более точное исследование
показало, что эффект «сдвига к
риску» — это только «одна сторона
медали». Группа действительно принимает
более рискованное решение, если
первоначально средняя
Руководители
организаций, предпочитающие коллективный
стиль решения проблем, должны учитывать
влияние эффекта поляризации. Практически
перед обсуждением важных проблем,
связанных, например, с выбором стратегии
предприятия, рискованными инвестиционными
проектами и другими
Понятие
«group-think», или «групп-мышление», носит
искусственный характер и введено
для обозначения деформаций или
искажений группового мышления, возникающих
при коллективном принятии решений.
Феномен «group-think» иначе
Суть феномена заключается в том, что изолированные от внешнего влияния и сплоченные группы часто принимают явно ущербные, а иногда абсурдные и катастрофические решения. Возникает вопрос: почему же индивиды, каждый из которых достаточно компетентен, умен и прозорлив сам по себе, объединившись в группу, принимают глупые и необдуманные решения? Это состояние часто сравнивают с заболеванием, охватывающим группу в процессе обсуждения и принятия решения.
И.
Джанис выделяет несколько причин,
или «предшествующих условий», которые
провоцируют возникновение «
В результате действия этих факторов в группе возникает стремление к принятию согласованного решения, которое не противоречит состоянию «группового духа». Это состояние имеет несколько проявлений, или симптомов, которые можно определить на групповом и процедурном уровнях.
На групповом уровне: | На процедурном уровне |
проявляется: | |
|
|
Исследователи
объясняют феномен «групп-
Чтобы избежать феномена «group-think» и его влияния на качество коллективных решений, рекомендуют следующие основные меры:
Во-первых, лидеры группы должны поощрять разногласия и здоровую критику, в том числе критику их собственных мнений и оценок.
Во-вторых, необходимо всячески препятствовать «давлению авторитетом» и носильному закреплению в умах людей чьих-то личных позиций и предпочтений. [4]
Например, известно, что на многих японских предприятиях при решении деловых проблем установлен следующий порядок: сначала высказываются самые младшие по рангу участники обсуждения, затем более старшие и т.д., пока очередь не дойдет до руководителя группы. Таким образом, никто не боится предложить решение, противоречащее мнению более влиятельных лиц.
В-третьих, целесообразно разделение большой группы на несколько более мелких групп, которые должны независимо друг от друга решить одну и ту же проблему.
В-четвертых, желательно, чтобы члены группы были ознакомлены с решаемой проблемой заранее, еще до ее непосредственного обсуждения. При этом они должны предварительно поделиться своими мнениями, а затем высказать их всей группе.
И
в-пятых, группы должны приглашать для
участия в собраниях
Не маловажную роль играет такой феномен, как конформизм, или конформность. Представляет собой одно из наиболее заметных явлений, возникающих в процессах принятия коллективных решений. Конформность определяется как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы и проявляется в том, что оценки и решения человека сближаются с позицией других членов группы, даже если эта позиция первоначально им не разделялась.
В психологии управления традиционно различают внешнюю и внутреннюю конформность.
Внешняя конформность (публичная) – это демонстративное подчинение мнению лидера или большинства группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания других лиц, входящих в группу. Иными словами, человек занимает своеобразную позицию соглашательства с лидером или с большинством группы, однако это объясняется не тем, что их взгляды действительно совпадают, а совсем другими причинами: стремлением избежать конфликтов и противоречий, недостаточной компетентностью, слабостью характера, отсутствием личных взглядов, нежеланием думать и тратить силы на решение проблемы. Занимая такую позицию, субъект не включается конструктивно в групповую дискуссию, а лишь активно подчеркивает свое согласие с другими участниками, имеющими, как правило, более высокий статус, причем это согласие совершенно не подкрепляется какими-либо аргументами. Более того, публично повинуясь и соглашаясь с лидером или большинством, человек сохраняет неизменным собственное мнение. По этой причине внешняя конформность получила название феномен ложного согласия. Вместе с тем в процессах принятия коллективных решений отчетливо проявляется и другая поведенческая установка — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки господствующему мнению и любой ценой утверждать противоположную точку зрения. Это объясняется желанием «выделиться», подчеркнуть свою значимость и особую роль в группе. Такое поведение носит название феномен демонстративного несогласия. В этом случае отдельные участники группы формально ведут себя «с точностью до наоборот»: они активно отрицают любые мнения, не совпадающие с их «точкой зрения», и нарочито противопоставляют себя группе. Однако, по сути, их поведение также не основано на каких-либо содержательных и заслуживающих внимания аргументах и преследует цель привлечь к себе внимание более авторитетных членов группы.
Внутренняя конформность (личная) - это действительное изменение решений или оценок человека под влиянием большинства и даже меньшинства группы. Для исследования внутренней конформности проводились многочисленные эксперименты, которые показали, что у людей появляется склонность к конформизму, когда им противостоит даже незначительное большинство группы. Это явление можно назвать эффектом согласия с большинством.
В дальнейшем исследователи пошли еще дальше. Они поставили вопрос: как меньшинство группы влияет на поведение большинства? Чтобы ответить на него, были проведены эксперименты, в которых испытуемые находились в большинстве, а подставные лица, намеренно дававшие неправильные ответы, составляли явное меньшинство группы. Оказалось, что меньшинство способно влиять на большинство и заставлять его соглашаться с собой. Это интересное явление получило название эффект влияния меньшинства. Однако такое влияние возможно при одном условии: меньшинство должно занимать твердые, последовательные и согласованные позиции. Только в этом случае оно может иметь влияние на мнение большинства. Так, в очередном эксперименте группа состояла из четырех испытуемых и двух «подставных». Если подставные лица единодушно давали неверные ответы, то обнаружилось, что в среднем в 8 % случаев испытуемые соглашались с ними. Если же меньшинство начинало колебаться, то большинство группы соглашалось с ним только в 1 % случаев.
Дальнейшие
исследования показали, что устойчивость
и последовательность – не единственный
фактор влияния меньшинства. Оказалось,
что решения большинства
Например,
при обсуждении проблемы на собрании
«свои люди», находящиеся в меньшинстве,
будут оказывать большее
Люди менее склонны к конформизму, если они:
Уверены в своей компетентности в данной области: информационное социальное влияние является низким.
Имеют высокий социальный статус.
Строго придерживаются своих взглядов и не меняют своего мнения.
Не любят или не уважают «источник» социального влияния. [Словаре TREKO.RU]
Деформации групповых решений изучались рядом исследователей, при этом было обнаружено явление, которое можно определить как "преднамеренная экспансия конфликта" [19]. Суть его состоит в том, чтобы посредством намеренного нагнетания напряженности достичь такой ситуации, при которой на заключительных фазах принятия решения ведущую роль играли бы не содержательные аргументы, а эмоциональные и межличностные факторы. В результате маскируется очевидная вне усиления напряженности некомпетентность некоторых членов группы, наиболее заинтересованных в таком усилении. Отметим, что этот прием достаточно часто используется и руководителями.
Не мало важную роль играет статус участника при принятии решений, таким образом, малая группа больше прислушивается к предложениям участников, обладающих высоким статусом, «...поэтому они обычно оказывают непропорционально сильное воздействие на групповые решения и суждения, в то время как людей с более низким статусом чаще всего игнорируют, даже если они предлагают разумные и творческие решения. Так, исследование Е.П. Торренса, было посвящено решениям, принимаемым экипажами самолётов-бомбардировщиков. При возникновении различных проблем экипаж больше всего прислушивается к мнениям и советам, которые исходят от пилота, а не от хвостового стрелка (военнослужащего низкого ранга). Это имело место даже в тех случаях, когда последний предлагал верные решения». Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005 г., с. 293.
Информация о работе Проблемы принятия управленческих решений в группах