Автор: Александра Александра, 06 Ноября 2010 в 12:21, реферат
Методы решения проблем в группах позволяют вовлекать в процесс управления сотрудников различных функциональных служб предприятия, повышают их творческий интерес к работе и способствуют развитию корпоративной культуры в организации. Примером групповых решений на производстве могут быть многие проектные разработки, решения, принимаемые голосованием на всевозможных научно-производственных совещаниях, конференциях и т. п..
В настоящее время групповые методы решения проблем используются в различных сферах деятельности предприятий:
• управленческой,
• конструкторской,
• технологической,
• рекламной и других, где существует необходимость применения методов коллективного решения проблем.
Важная характеристика современного менеджмента – все более широкое использование коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений. Коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации. Вместе с тем, в процессах принятия коллективных решений могут возникать негативные психологические эффекты, или феномены. Их причина заключается в непосредственном межличностном взаимодействии всех участников процесса принятия решения.
Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. В виду чего, рассмотрение наиболее характерных и «опасных» явлений, которые возникают в процессах коллективного принятия решений, часто наблюдающихся в жизни организаций, и является целью данной курсовой работы.
Введение
1. Процесс коллективного решения проблем
1.2 Формирование команды и коллективная работа
2. Методы коллективного решения проблем
3. Феномены коллективного принятия решений
4. Порядок голосования и принятия решений Государственной думой
Заключение
Список использованной литературы
Все известные (наиболее значимые) методы, используемые при постановке и формулировании проблем, обработке и анализе информации, а также поиске и анализе решений, можно условно разделить на 4 группы.
1. Метод проб и ошибок
Суть данного метода заключается в бессистемном переборе всевозможных вариантов, как правило, в привычном для человека, решающего проблему, направлении. Применяется такой метод обычно для решения несложных задач, он экономически нецелесообразен, т.к. на решение проблемы уходит много времени и средств.
Рис. 3. Метод «Проб и ошибок»
2. Методы психологической активизации творчества
Эти методы активизируют процесс выдвижения новых идей и поиск решения. Основной целью данных методов считается принцип предпочтения количества выдвигаемых идей их качеству на этапе генерирования, который отделен от процесса оценки.
3. Методы систематизированного поиска
Данные методы позволяют упорядочить перебор вариантов и увеличивать их число. Они основаны на использовании различных аналитических подходов (системного и функционального). Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих задач, но область применения этих методов ограничена, т.к. их трудно использовать при решении сложных задач, и они не гарантируют получение оптимального решения, потому что нет критериев оценки полученного результата.
4. Методы направленного поиска
Это
алгоритмические методы, при использовании
которых процесс мышления не хаотичен,
а четко организован и
Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном ниже рис. 3 изображены зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.
Рис.4. Зависимости трудоемкости решения задачи от ее сложности
Для
решения сравнительно простых задач
целесообразно использовать методы,
относящиеся к двум первым группам.
Методы направленного поиска специально
создавались для решения
Индивидуально каждый может решать проблемы, интуитивно выбирая различные варианты своих действий. Для того чтобы решать проблемы в группе, нужны специальные методы, позволяющие участникам работать конструктивно, иначе вряд ли группа добьется хороших результатов.
В мировой практике (Япония, европейские страны, США) с успехом используются принципы и методы коллективного решения проблем. В процессе групповой работы используются в основном методы систематизированного поиска, психологической активизации творчества и методы, называемые «инструменты качества».
Для каждого этапа процесса решения проблем в группе предлагается использовать один или несколько различных методов. Необходимо заметить, что некоторые из данных методов могут применяться на разных этапах. На рисунке 3 представлена структура соотношений методов и этапов процесса решения проблем в группах.
Рис. 5 Структура соотношений этапов и методов процесса решения проблем
Следует
заметить, что т. к. процесс решения
проблем осуществляется группой, то
важно определиться с правилами
коллективного обсуждения. Наиболее
эффективным при групповой
Рассмотрим кратко методы коллективного решения проблем для каждого этапа процесса.
Постановка и формулировка проблемы. Необходимо уделить особое внимание постановке и формулировке проблемы формулирование реальной проблемы, иначе дальнейшее рассмотрение и реализация проблемы неправильно определенной задачи не принесет желаемых результатов, и группа потратит время впустую. Определить имеющиеся на предприятии проблемы можно различными методами.
Метод «бритва Оккама» - его лучше всего использовать при поиске проблем предприятия, которые еще не стоят остро, но их необходимо обозначить и определить, какие из них следует решать в первую очередь.[6]
Диаграмма сродства - позволяет сгруппировать родственные данные в структуре рассматриваемой проблемы, а также точнее определить формулировку. Данный метод лучше всего применять для рассмотрения формулировок проблем, касающихся любых улучшений или изменений процессов, а также деятельности организации в целом.
Древовидная диаграмма - применяется, когда в процессе постановки проблемы необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы, или когда неясны сформированные пожелания потребителей в отношении продуктов.
Следует отметить, что на данном этапе и в предложенных методах широко используется принципы мозгового штурма .
Анализ проблемы. Для эффективного анализа проблем применяются методы, признанные на практике наиболее подходящими для работы в группе.
Диаграмма «рыбьи кости» (или иначе она называется причинно-следственной диаграммой Исикавы) была разработана японскими учеными для научно-исследовательской работы, а затем предложена для решения проблем качества на производстве. С помощью этой диаграммы можно определить все причинно-следственные связи, влияющие на проблему.
Диаграмма шести слов основана на применении формулирования вопросов по известной формуле 5 W1H (вопросы со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда? Как?). [5]
Использование
данной диаграммы позволяет
Диаграмма связей - позволяет установить связи в сложной проблеме, которые трудно рассмотреть при помощи диаграммы «рыбьи кости».
Сбор данных. Часто после определения и анализа проблемы участникам группы не хватает информации, которая бы давала полное представление о существующей ситуации. В принятии решений необходимо всегда опираться на факты, а не на интуицию. Не всегда сбор информации нужно проводить, но в случае, когда это необходимо, данный этап может стать наиболее важным в процессе решения проблем. Наиболее простым методом, позволяющим легко собрать нужную информацию, является один из простых инструментов качества - контрольные листки.
Иногда на основе собранной информации можно данных сразу сделать
данных выводы о существующей ситуации. Когда это невозможно – нужно обязательно провести анализ данных. Наиболее лучший способ представления данных визуальный, оформленный в виде построенных по результатам полученных данных - графиков и диаграмм. Участникам групп по решению проблем предлагается ознакомиться с двумя наиболее распространенными и удобными для коллективной работы методами: диаграммой Парето и гистограммами .
Диаграмма Парето - помогает определить, какие из имеющихся элементов проблемы оказывают наибольшее влияние на возникновение проблемы.
Гистограммы - помогают увидеть, стабильно ли протекает процесс или работает система, а также в какой степени он подвержен вариабельности.
Задачей данных методов является обнаружение в собранной информации определенных закономерностей, помогающих сделать выводы и принять эффективные решения.
Поиск решений. Задачей данного этапа является поиск альтернативных решений осуждаемой проблемы и оценка их с целью дальнейшего. рассмотрения. Для поиска решений могут быть использованы методы, основанные на принципах мозгового штурма (метод «бритва Оккама», диаграмма сродства, древовидная диаграмма).
После
того как определены все возможные
варианты решений, необходимо их предварительно
оценить. Для этого участникам коллективного
решения проблем следует
Анализ силового поля - применяется при рассмотрении проблемы как баланс двух противоположно направленных сил (силы и факторы содействующие решению проблемы и препятствующие ее решению).
Модифицированный метод Дельфи - это процесс, в результате которого участники группы приходят к согласию относительно выбора решения проблемы, не прибегая к открытой дискуссии. [4]
Матричная диаграмма - служит для выявления важности различных связей между данными, характеризующими варианты решения проблемы.
Обмен мнениями — предназначен для конструктивного обсуждения вариантов решения проблем, когда участники распадаются на два противостоящих лагеря, каждый из которых твердо придерживаются своего варианта решения проблем.
Коллажи и фантазии - метод используется в случаях, когда проблемы и мнения участников группы о них очень сложно сформулировать словами.
После предварительной оценки вариантов решения остается немного альтернатив, которые необходимо рассмотреть более серьезно на предмет эффективности реализации. Альтернативы предлагается обсудить с точки зрения затрат на реализацию, а также по нематериальным (неколичественным) критериям, которые влияют на будущую деятельность предприятия. Главная цель данной оценки - выявить необходимые изменения в части ресурсного обеспечения, практики управления и организации принятого решения. На данном этапе возможно участие специалистов, которые помогут оценить эффективность реализации того или иного решения.
Реализация решения - практически самый важный этап. Целью данного этапа является определение того, что включает в себя проект реализации принятого решения и рассмотрения методов, позволяющих распланировать, выполнять и контролировать ход работ. Для этого лучше всего использовать методы построения логической и стрелочной диаграмм. Кроме того, рассматриваются основные правила исполнения проекта.
Логическая диаграмма - строится по принципам построения древовидной диаграммы (детализация планируемых мероприятий по уровням) и диаграммы связей (установление связей между уровнями и отдельными мероприятиями). [5]
Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшей и успешной реализации цели. [4]
Мониторинг и наблюдение. На данном этапе осуществляется оценка результатов результативностью реализуемого решения и его оценки с целью внесения необходимых корректив. Нельзя рассматривать принятое решение как окончательное, так как не все сразу можно оценить и предвидеть. Кроме того, даже если все предусмотрено, свои коррективы могут внести изменения внешней среды. Наблюдения за процессом реализации позволяют выявить и более существенные моменты, такие как неправильно сформулированная проблема, причина ее вызывающая, а также выбранное решение.
Существуют еще масса различных методов коллективного принятия решений от простого голосования до различных творческих, попытаемся синтезировать имеющуюся информацию в обобщенную таблицу.
Название метода | Суть метода | Примечание |
Абсолютное
большинство;
"квалифицированное большинство" |
Принимается вариант,
которому отдали свои голоса более 50% членов
группы.
Для квалифицированного большинства, решение принимается в случае, если за него отдано не менее двух третей голосов. |
принятие решения большинством 99 против 1 не гарантирует того, что это решение будет отвечать интересам большинства. |
Шесть думающих шляп | Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Эффективно решает проблему, заставляя всех участников думать параллельно. Надевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса. | Умение видеть ситуа-цию и решение с неско-льких точек зрения. Позволяет отстранить свое эго от мышления. Для эффективного при-менения требуется развитое воображение и тщательная тренировка. |
Кейс-метод | Пошаговый разбор ситуаций | Отличается простотой и эффективностью |
Конференция идей | совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности. Проводится в 3 этапа: Подготовка, проведение конференции, подведение итогов. | Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжитель-ности не более 30-45 мин. |
Методы контро-льных вопросов и коллективного блокнота | Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. В вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов для решения поставленной задачи | |
Корабельный совет или Совещание пиратов | Максимально использование опыта, знаний и фантазии всех без исключения участников совещания. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы. | для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности. |
"Развивающее консультирование" или метод коучинг | Предназначенный
для раскрытия потенциала человека
с целью максимального |
Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек. |
Метод "PDPC" - "Блок-схема процесса приня-тия решений". | Метод PDPC обеспечивает
детальное планирование, отображая
последовательность действий на пути
от постановки задачи к ее решению.
Оценивая развитие событий и разнообразие возможных результатов, помогает определить, когда и какие процессы использовать, чтобы уменьшить риск практически в любом деле и получить требуемый результат. Позволяет прослеживать весь процесс от определения целей до успешного завершения проекта. |
Позволяет планировать
и контролировать процесс обеспечения
конкурентного преимущества в условиях
повышенной конкуренции на рынке.
Не всегда протекает в соответствии с намеченным планом. |
"6 сигм" | Применяется в
деятельности предприятий любых
размеров и любой направленности
при решении проблем, связанных
с качеством продукции, затратами
и поставкой. Позволяет выявлять потенциа-льные
дефекты, которые могут возникнуть при
применении продукции или оказании услуг;
определять причины их появления;
вырабатывать действия по устранению этих причин. |
Концепция ориентиро-вана на вовлечение в процесс совершенство-вания всех сотрудников, каждый из которых выполняет определен-ную роль. |
Информация о работе Проблемы принятия управленческих решений в группах