Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию внутрифирменного планирования.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы внутрифирменного планирования;
2. Проанализировать внутрифирменное планирование на примере Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ»;
3. Выявить проблемы и дать рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии.
Введение………………………………………………………………...…..3
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования………..….5
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования на предприятии………………………………………………………………………5
1.2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования……………………………………………………………………..9
2. Внутрифирменное планирование на примере Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ»……………………………………………………………...…..16
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………….16
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………18
2.3. Анализ себестоимости, прибыли и финансового плана за период 2006-2008 г.г………………………………………...…………………..20
3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии………………………..….25
3.1. Проблемы внутрифирменного планирования на предприятии……………………………………………………………………..25
3.2. Рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования…………………………………………………….…………..…..27
3.3. Повышение эффективности внутрифирменного планирования путем управления денежными потоками организации……….31
Заключение……………………………...……………………………...…37
Список используемой литературы………………………...……….……39
Исходя из сложившейся ситуации с учетом значений факторов, приведенных в таблице 3.1, и принимая во внимание возможную группировку показателей, по указанным формулам произведены расчеты конечного остатка денежных средств и чистого финансового результата, которые могут быть получены в зависимости от осуществления каждого мероприятия. Определена также эффективность вложения денежных средств в каждое мероприятие. Порядок расчета:
Осуществление финансовых вложений, тысяч рублей
ΔОк = ΔВи + ΔОд х Стк0 - ΔФ = 26000 + 6000 х 0,3 - 20000 = 7800
ΔФр = ΔОч + ΔОд - ΔВи + ΔФ = 7800 + 6000 - 26000 + 20000 = 7800
Эр = (Фр/р) х 100 = 7800 / 20000 х 100 = 39
Закупка сырья, первый вариант, тысяч рублей
ΔОк = ΔВп - ΔОт - ΔС х Стк0 = 30950 - 20000 - 20000 х 0,3 = 4950
ΔФр = ΔОч - ΔС + ΔВнд + ΔДЗд + ΔОт = 4950 - 20000 + 1033 + 8359 + 20000 = 14342
Эр = (ΔФр/р) х 100 = 14 342 / 20 000 -100 = 71.
Закупка сырья, второй вариант, тысяч рублей
ΔОк = ΔВп - ΔОт - ΔС х Стк0 = 40728 - 20000 - 20000 х 0,3 = 14728
ΔФр = ΔОч - ΔС + ΔВнд + ΔОт = 14728 - 20000 + 2308 + 20000 = 12420
Эр = (ΔФр/р) х 100 = 12420 / 20000 х 100 = 62
Результаты расчетов обобщены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Значения показателей конечного остатка денежных средств, чистого финансового результата и эффективности вложения денежных средств в зависимости от мероприятий
Мероприятия | Конечный остаток денежных средств (Ок), тысяч рублей | Чистый финансовый результат (Фр), тысяч рублей | Рентабельность израсходованных денежных средств (Эр), % | ||
прирост (уменьшение) |
абсолютное значение | прирост (уменьшение) | абсолютное значение | ||
1.Осуществление финансовых вложений |
7800 | 154676 | 7800 | 12 659 | 39 |
2. Закупка сырья: | |||||
а) первый вариант | 4950 | 151 826 | 14342 | 19201 | 71 |
б) второй вариант | 14728 | 161604 | 12420 | 17279 | 62 |
Как видно из таблицы 3.2, закупка сырья при втором варианте обеспечит предприятию большее поступление денежных средств, а при первом варианте - большую рентабельность израсходованных денежных средств.
Для того чтобы система управления работала в режиме предупреждения нежелательных ситуаций, а не в режиме исправления последствий, необходимо оперативно следить за формированием каждого показателя, своевременно выявлять возможные отклонения. Это определяет значение оперативного анализа в целом, и денежных потоков предприятия в частности. Относительно денежных потоков значение оперативного анализа усиливается еще и тем, что денежные средства являются самыми мобильными активами предприятия. Они связаны почти со всеми финансово-хозяйственными процессами, происходящими на предприятии, поэтому, чтобы не допускать существенных отклонений плановых показателей от реального состояния денежных потоков, эти показатели необходимо периодически (иногда и довольно часто) уточнять. Обязательным условием для проведения оперативного анализа является наличие плана. Из всевозможных планов денежных потоков одним из самых совершенных и надежных признается платежный календарь. Объясняется это тем, что реалистичный прогноз денежных средств можно составить только на относительно короткий промежуток времени, поскольку факторов, влияющих на поступление и выплату денежных средств, много, они комплексные и не могут быть оценены за пределами короткого отрезка времени. Следует отметить, что конкретный период времени, на который должен составляться платежный календарь, однозначно не определен. Как отмечает Э. Хелферт: «Выбор временных интервалов, охватываемых денежным бюджетом, зависит от природы фирмы и условий ее коммерческой деятельности. Если изменения за день, скорее всего, будут большими, например, в банковском деле, необходимо составить план-прогноз на каждый день. В других случаях достаточно еженедельного, ежемесячного или даже ежеквартального прогнозов». Максимальный срок, который рассматривается как возможный для составления платежного календаря, - один год с поквартальной или помесячной разбивкой. В условиях экономической нестабильности в стране платежный календарь целесообразнее составлять на один квартал с помесячной разбивкой и ее детализацией по дням. Платежный календарь представляет собой количественное выражение ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период времени в разрезе их конкретных статей с выделением временных параметров. Бюджетирование денежных средств (составление платежного календаря) позволяет определять моменты времени, в которые у предприятия будет недостаток или избыток денежных средств.
Излишне накопленные суммы денежных средств отрицательно влияют на финансовую устойчивость предприятия. Во-первых, обладая абсолютной ликвидностью, денежные средства могут не обеспечивать предприятию той рентабельности, которую оно могло бы иметь от размещения их в каком-либо прибыльном объекте. Во-вторых, при хранении денежные средства теряют свою реальную стоимость из-за инфляции. Поэтому для повышения рентабельности капитала предприятию необходимо снижать ликвидность своих хозяйственных средств в выгодных пределах.
Однако
на результаты финансово-хозяйственной
деятельности предприятия отрицательное
воздействие оказывают как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:
Внутрифирменное планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием.
В
современных условиях становления
рыночных отношений внутрифирменное
планирование приобрело качественно
новые черты и особенности. Это
обусловлено огромными
В целом, внутрифирменное планирование – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
Процесс внутрифирменного планирования включает:
-
формирование общих целей (
-
определение конкретных целей
и задач предприятия и его
отдельных подразделений на
- установление путей и средств их достижения;
-
обоснование потребности в
-
контроль за достижением
Использование методов внутрифирменного планирования, передовых способов разработки и контроля выполнения плана - основной путь развития современного производственного менеджмента.
Основные черты процесса планирования различаются в зависимости от видов планирования. Основные виды планирования: стратегическое и тактическое. Стратегическое и тактическое планирование – процессы далеко неоднозначные. Стратегия – это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Тактическое планирование – это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Мировой
опыт подсказывает, что в качестве универсального
инструмента внутрифирменного планирования
целесообразно использовать такой новый
для управленческой системы России документ,
как бизнес-план. В отличие от технико-экономического
обоснования бизнес-план, как показал
первый опыт его применения в менеджменте
российских компаний, охватывает практически
все проблемы, с которыми хозяйствующий
субъект сталкивается на рынке, помогает
менеджерам в разработке и выборе оптимальных
вариантов управленческих решений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6. Абрютина М.Л. Экономика предприятия. М.: «Дело и сервис», 2004.– 524с.
7. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002 г. – 560с;
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е издание/. – Минск: ООО «Новое знание», 2001 г.- 688с.
9. Скляренко В. К, Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528с.
10. Морозова, Т.Г., Пикулькин, А.В., Тихонов В.Ф. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 328 с.
11. Абчук В.А., Менеджмент. Учебник / В.А. Абчук – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2004. – 265с.
12. Вершигора Е.Е., Менеджмент. Учебное пособие / Е.Е. Вершигора – М.: Инфра – М., 2008. – 521с.
13. Веснин В.Р., Менеджмент. Учебное пособие / В.Р. Веснин – М.: Проспект, 2004. – 648с.