Проблемы и рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию внутрифирменного планирования.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы внутрифирменного планирования;
2. Проанализировать внутрифирменное планирование на примере Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ»;
3. Выявить проблемы и дать рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования………..….5
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования на предприятии………………………………………………………………………5
1.2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования……………………………………………………………………..9
2. Внутрифирменное планирование на примере Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ»……………………………………………………………...…..16
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………….16
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………18
2.3. Анализ себестоимости, прибыли и финансового плана за период 2006-2008 г.г………………………………………...…………………..20
3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии………………………..….25
3.1. Проблемы внутрифирменного планирования на предприятии……………………………………………………………………..25
3.2. Рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования…………………………………………………….…………..…..27
3.3. Повышение эффективности внутрифирменного планирования путем управления денежными потоками организации……….31
Заключение……………………………...……………………………...…37
Список используемой литературы………………………...……….……39

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………...…..3

     1. Теоретические основы внутрифирменного  планирования………..….5

           1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования на предприятии………………………………………………………………………5

           1.2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования……………………………………………………………………..9

     2. Внутрифирменное планирование на  примере Автомобильного завода  ОАО «КАМАЗ»……………………………………………………………...…..16

           2.1. Краткая характеристика предприятия……………………….16

           2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………18

           2.3. Анализ себестоимости,  прибыли и финансового плана  за период 2006-2008 г.г………………………………………...…………………..20

     3. Проблемы и рекомендации по  совершенствованию внутрифирменного  планирования на предприятии………………………..….25

           3.1. Проблемы внутрифирменного планирования на предприятии……………………………………………………………………..25

           3.2. Рекомендации  по совершенствованию внутрифирменного  планирования…………………………………………………….…………..…..27

           3.3. Повышение эффективности  внутрифирменного планирования путем управления денежными потоками организации……….31

     Заключение……………………………...……………………………...…37

     Список  используемой литературы………………………...……….……39 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     На  современном этапе экономических  преобразований одной из важнейших  задач формирования эффективной  системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

     Актуальностью данной темы является то, что сущностью внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Планирование  призвано обеспечить взаимодействие между  отдельными структурными подразделениями  предприятия, включая всю технологическую  цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

     Объектом  данной курсовой работы является исследование системы внутрифирменного планирования деятельности предприятий.

     Предметом работы является организационно-экономические отношения субъектов хозяйствования, складывающиеся в процессе внутрифирменного планирования.

     Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию внутрифирменного планирования.

     В соответствии с поставленной целью  исследования необходимо было решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть теоретические основы внутрифирменного планирования;

     2. Проанализировать внутрифирменное  планирование на примере Автомобильного  завода ОАО «КАМАЗ»;

     3. Выявить проблемы и дать рекомендации  по совершенствованию внутрифирменного  планирования на предприятии.

     Наиболее  существенный вклад в развитие теории и практики внутрифирменного планирования внесли отечественные ученые М.М. Алексеева, И.Э. Берзинь, М.И. Булгаков, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.П. Грузинов, В.Д. Камаев, Г.Я. Киперман, A.M. Ковалевский, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Н.П. Лебединский, Л.Е. Стариков, Э.А. Уткин и др., а также зарубежные специалисты Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, П. Друкер, Б. Карлоф, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Мескон, Т. Питере, М. Портер и др.

     Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, теории организации внутрифирменного планирования, общего и стратегического менеджмента. 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

     1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования на предприятии 

     В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, огромное значение приобретает  внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

     По  мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных  рыночных отношений заключается в:

     – научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности;

     – выборе наилучших способов их осуществления  на основе наиболее полного выявления  требуемых рынком видов, объемов  и сроков выпуска товаров;

     – выполнении работ и оказании услуг  с установлением таких показателей  их производства;

     - распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. [4, С.123].

     Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем  сравнительной оценки альтернатив  в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

     Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

     - стратегию и тактику деятельности  фирмы;

     - прогноз развития внешнего окружения; 

     - цели функционирования;

     - другие системообразующие факторы [2, С.16.].

     Если  долгосрочное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для  этого ресурсы и этапы решения  поставленных задач, то разрабатываемые  на его основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

     Процесс планирования направлен на оптимальное  соотношение между производством  и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.

     План  включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием их приоритетности, систему средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

     Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом  реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

     Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

     Практическое  значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что  с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

     В процессе планирования, принимаются  решения:

     - о миссии и целях организации;

     - о состоянии внешней среды  и ее влиянии на будущее  организации;

     - о стратегии и тактике достижения поставленных целей;

     - о бюджете организации;

     - о выборе инвестиционных проектов;

     -о  целевых рыночных сегментах и  позиционировании товаров или  услуг на целевых рынках;

     - о стратегии ценообразования;

     - о каналах сбыта и распределения продукции;

     - о разработке новых видов товаров  и услуг;

     - о способах проведения рекламных  кампаний.

     Планирование  как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной  альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

     - всегда представляет собой предварительное  принятие решений, направленных  на достижение требуемых результатов  в перспективе; 

     - должно быть гибким и способным  адаптироваться к постоянным  изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;

     - направлено на достижение желаемого  состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных  действий и сокращение неиспользованных  возможностей;

     - роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования. [8, C.34]

     Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные  планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия.

     Такими  инструментами могут считаться:

     − план сбыта – устанавливается  на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

     − план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;

     − план создания производственных мощностей;

     − план инвестиционной деятельности;

     − план по персоналу;

     − план материально-технического снабжения;

     − план материальных запасов;

     − финансовый план;

     − план ликвидностей;

     − план по рекламе;

     − плановый баланс – представляет собой  данные сравнения экономико-финансового  состояния предприятия с его  обязательствами;

     − план результатов – содержит расчетные  данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;

     − план по экологии.

Информация о работе Проблемы и рекомендации по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятии