Проблема развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей и проблем в организации малого бизнеса в России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть место малого бизнеса в современной рыночной экономике;
изучение сущности малого бизнеса;
изучение особенностей организации малого бизнеса.
Исследование развития малого бизнеса в России.
выявление проблем малого бизнеса в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации малого бизнеса
Малый бизнес в современной рыночной экономике……………………….5
Исторические аспекты развития и характерные особенности малого бизнеса в России……………………………………………………………..17
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………..27
Глава 2. Характеристика малого предприятия ООО «ДМ сервис»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ДМ сервис»…………………………..32
2.2. Организационная структура ООО «ДМ сервис»…………………………….37
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «ДМ сервис»………………………..42
Глава 3. Методы усовершенствования
3.1. Перспективы дальнейшего развития………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

проблема малого бизнеса в России.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

        Каждое крупное структурное изменение  в экономике сопровождается массовым  высвобождением работников с  предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

        Важно учитывать, что малые  предприятия занимают традиционную  только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия  редко вмешиваются. Это производства  с применением ручного труда,  к которым относятся ремесленные  виды работ, народные промыслы  и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения  необходимыми материалами и сбыта  изделий, такие малые предприятия  дают значительную отдачу.

        Но так же важно отметить, что  крупное производство и не  противопоставляется малому, что  является одной из причин успешного  развития малого бизнеса в  странах с развитой рыночной  экономикой. В развитых странах  культивируется принцип кооперирования  крупных и малых предприятий,  причем крупные объединения не  подавляют малые фирмы, а взаимно  дополняют друг друга, особенно  в сфере специализации отдельных  производств и в инновационных  разработках. Не случайно в  США, к примеру, девять из  каждых новых десяти технологических  идей рождаются в малых фирмах.

        В самом деле, трудно рассчитывать  на устойчивое развитие экономики,  если в ней не могут развиваться  конкурентные начала, или крупный  и малый бизнес существуют  параллельно. Это неизбежно выталкивает  малый бизнес на обочину каких-то  торгово-посреднических операций, которые  характерны для современной России. А крупный бизнес становится  либо неповоротливым, либо практически  отрывается от потребностей экономики  и переходит на обслуживание  потребностей мирового рынка.  То есть возникает схема, которая  известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран  третьего мира.

       Совсем другая ситуация в странах,  где налажены устойчивые связи  крупного и малого бизнеса.  Часто приводят наглядный пример  автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских  концернов, которые имеют развитую  сеть субподрядчиков, куда входят  малые и мельчайшие предприятия  – сотни и тысячи таких предприятий.  Вот это все создает, с одной  стороны, стыковку малого и  крупного бизнеса, формирует у  малого предприятия уверенность  в том, что его продукция,  его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании  являются операторами мирового  рынка, естественно, они воспринимают  какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И  таким образом у малого бизнеса  возникает потребность держать  шаг вровень с потребностями  времени, обновлять свою технологию  и т.д. К сожалению реалии  российской экономики пока далеки  от этой идеальной картины.

        Опыт взаимодействия крупных  предприятий с малым бизнесом  – это в первую очередь взаимодействие  с малыми предприятиями, которые  создавались на базе раскрупления  или аккумуляции каких-то финансовых  ресурсов материального предприятия.  И вторая группа – это малые  предприятия, возникшие извне,  с которыми в дальнейшем удалось  установить связи крупным предприятиям.

        Сотрудничество это прошло в  два этапа. Первый этап –  это период поздней перестройки,  период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались  главным образом с вполне известными  целями – чтобы каким-то образом  сосредоточить ресурсы для последующего  участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода  таких фиктивных структур, которые  обеспечивали первоначальное накопление  капитала.

       Второй период – это уже  период приватизации, когда малые  предприятия создавались на ряде  крупных предприятий путем выделения  объектов инфраструктуры, в том  числе социальной, в самостоятельные  малые  предприятия.

        Как показали беседы с руководством  крупных предприятий и анализ  ситуации, подавляющая часть этих  малых предприятий, сегодня либо  умирают, либо стали полностью  самостоятельными и фактически  превратились в серьезного конкурента  материнским предприятиям.

        Выяснилось, что и малые предприятия  не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность  самого процесса принятия решения  на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых  корпорационных связей по этой  цепочке передает на экономику  малого предприятия воздействие  неблагоприятного финансового положения  крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает  заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются  иметь долю крупных предприятий  в своих договорах возможно  более низкой, потому что если  крупное предприятие упадет на  колени, то малое – ляжет ничком.

        Стимулировать кооперацию можно  только путем разумной промышленной  политики и стимулирования развития  малого предпринимательства самого  по себе. Будет здоровый малый  бизнес, поднимется немного крупная  промышленность, – и эти кооперационные  связи возникнут сами собой.  Тогда, очевидно, можно будет уже  ставить вопрос о том, что  или мы нуждаемся в развитии  определенных отраслей, то надо  будет уже говорить о стыковке  малого и крупного бизнеса  в этой отрасли и в этом  комплексе. Искусственно такие  конструкции создавать нельзя.

    1. Проблемы малого бизнеса в России

       При переходе к рыночной экономике у  России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать.

       Большинство проблем в полной мере относятся  к малому бизнесу.

       Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями.

       Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идёт о создании широкого нового сектора народного  хозяйства почти на пустом месте. В течении десятилетий такой  сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У  основной массы населения, жившей «от  получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для  того, чтобы открыть собственное  дело.

       Положение сейчас могло бы измениться в позитивную сторону, если перейти, наконец, к делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса.

       Следующая проблема – это законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она  несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Трудность  в том, что, во-первых, нет сводной  единой законодательной основы сегодняшней  деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь  далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в  конечном счёте, будет убедительно  решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости  специальных законодательных мер  регулирования малого бизнеса.

       В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы всё больше «задвигать»  его в старые рамки планово-административной системы с её едва ли не всеохватным  планированием и жёсткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

       Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учёта результатов  их работы, практически отсутствует  отчётность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению. 

       Материально-техническая  база обеспечения малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объёме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют.

       В сфере малого бизнеса также проблемой  является сложность с получением помещений и крайняя высокая  арендная плата.

       Ещё одна важная проблема – кадры. С  обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом. Ощущается нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов.

       Круг  не простых проблем связан и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения  в условиях нынешнего переходного  периода оказалась практически  подорванной. Требуется, по сути, строить  эту систему заново по отношению  ко всему обществу, а по от ношению  к предпринимателям – новому социальному  слою – тем более.

       Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению  структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего, продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определённое накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление.

       Общероссийской  общественной организацией малого и  среднего предпринимательства «Опора России» было выявлено, что главным источником финансирования малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления и лишь 16 % пользуются полученными в банке кредитами.

       Кредитуя  малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение  кредита. Самое неприятное состоит  в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время  обслуживаются в данном банке, имеют  не больше привилегий, чем новые клиенты.

       Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет  предприятиям малого бизнеса сократить  издержки на управление банковскими  счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение  определённых льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

       Можно выделить несколько причин, которые  в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством  кредитования. Во-первых, как уже  говорилось, это отсутствие льгот  при кредитовании предприятия.

       Во-вторых, предприятия малого бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного  пакета документации и длительностью  сроков рассмотрения их заявок.

       В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное  сокращение сроков кредитования, занижение  стоимости залогов при одновременном  сужении перечня имущества, принимаемого в залог.

       В-четвёртых, предприятия малого бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания.

       Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утверждён комплекс первоочерёдных мер по развитию малого бизнеса в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

       На  Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и Формирование инфраструктуры малого предпринимательства.

       Дальнейшее  развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика малого предприятия ООО  «ДМ сервис»

2.1. Характеристика деятельности ООО «ДМ сервис»

       ООО «ДМ сервис» работает с 1 марта 2010 года, находится по адресу: Московская область г. Электросталь улица Северная д. 5.

Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в России