Проблема развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей и проблем в организации малого бизнеса в России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть место малого бизнеса в современной рыночной экономике;
изучение сущности малого бизнеса;
изучение особенностей организации малого бизнеса.
Исследование развития малого бизнеса в России.
выявление проблем малого бизнеса в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации малого бизнеса
Малый бизнес в современной рыночной экономике……………………….5
Исторические аспекты развития и характерные особенности малого бизнеса в России……………………………………………………………..17
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………..27
Глава 2. Характеристика малого предприятия ООО «ДМ сервис»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ДМ сервис»…………………………..32
2.2. Организационная структура ООО «ДМ сервис»…………………………….37
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «ДМ сервис»………………………..42
Глава 3. Методы усовершенствования
3.1. Перспективы дальнейшего развития………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

проблема малого бизнеса в России.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  организации малого бизнеса

    1. Малый бизнес в современной рыночной экономике……………………….5
    2. Исторические аспекты развития и характерные особенности малого бизнеса в России……………………………………………………………..17
    3. Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………..27

Глава 2. Характеристика малого предприятия ООО  «ДМ сервис»

2.1. Характеристика деятельности ООО «ДМ сервис»…………………………..32

2.2. Организационная структура ООО «ДМ сервис»…………………………….37

2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «ДМ сервис»………………………..42

Глава 3. Методы усовершенствования

3.1. Перспективы дальнейшего развития………………………………………….44

Заключение………………………………………………………………………….46

Список  использованной литературы…………………………………………..49 

Введение 

     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и, особенно, в создании новых разнообразных  по специализации и направлениям малых предприятий.

     Актуальность  работы состоит в том, что, как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

     Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства.

     Целью нашей работы является изучение особенностей и проблем в организации малого бизнеса в России.

     Для выполнения цели были поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть место малого бизнеса в современной рыночной экономике;
  2. изучение сущности малого бизнеса;
  3. изучение особенностей организации малого бизнеса.
  4. Исследование развития малого бизнеса в России.
  5. выявление проблем малого бизнеса в России;

    Объектом  работы является малое предпринимательство  в России.

    Предмет  - особенности организации малого бизнеса.

         В первой главе нашей работы проводится теоретический обзор аспектов организации малого бизнеса.

       Методологической  основой послужили работы Холодова Л.О., Бородиной В.В., Власовой В.М., Булатовой  А.С. и др.

       В написании работы мы опирались на сведения и статьи таких журналов как «Экономист», «Финансы и статистика», «Налоговый вестник», «Российский экономический  журнал».

       Во  второй главе работы представлена характеристика ООО «ДМ сервис», в том числе  характеристика деятельности, особенности  организационной структуры, анализ конкурентоспособности, перспективы  дальнейшего развития. 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации  малого бизнеса 

    1. Малый бизнес в современной  рыночной экономики

       Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

       При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так, международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.2

     Рассмотрим  меры отнесения фирм к категории  малого бизнеса на примере некоторых  стран:

  1. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
  2. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
  3. В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
  4. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.3
  5. В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.4

     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причём в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

     В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.5

       В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства  ещё не достигло уровня развитых в  рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё  весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

     В России под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на  транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

     В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.6

     В последние годы было замечено, что, начиная с определённого момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Ещё Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.7

     Эти рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические  разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров.

     Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в России