Проблема развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей и проблем в организации малого бизнеса в России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть место малого бизнеса в современной рыночной экономике;
изучение сущности малого бизнеса;
изучение особенностей организации малого бизнеса.
Исследование развития малого бизнеса в России.
выявление проблем малого бизнеса в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации малого бизнеса
Малый бизнес в современной рыночной экономике……………………….5
Исторические аспекты развития и характерные особенности малого бизнеса в России……………………………………………………………..17
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………..27
Глава 2. Характеристика малого предприятия ООО «ДМ сервис»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ДМ сервис»…………………………..32
2.2. Организационная структура ООО «ДМ сервис»…………………………….37
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «ДМ сервис»………………………..42
Глава 3. Методы усовершенствования
3.1. Перспективы дальнейшего развития………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

проблема малого бизнеса в России.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

       Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

       Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

        Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

        Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

        Тем на менее заложенные  основы  рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

        Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

         В этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует  какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

         Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто  бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

        Если учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного  предприятия, может быть сдано  в аренду кооперативом. Вид созданного  предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

        В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким  видам малых предприятий учредительство  и вид малых предприятий совпадают.

         Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое  явление существует уже свыше  10 лет. Действующие законодательные  и нормативно-правовые акты направлены  на государственную поддержку  малых предприятий  с целью  создания благоприятных условий  для их функционирования, в первую  очередь предоставления льгот  по налогообложению. Так, постановлением  Правительства Российской Федерации  от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по  поддержке и развитию малых  предприятий в РСФСР”, были определены  критерии отнесения предприятий  к категориям малых, предусмотрена  возможность установления определенных  налоговых льгот, а также создания  фондов финансовой поддержки  за счет бюджетных средств.

         В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках”, Правительство  РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

         А в июне 1995 г. был принят  федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший  общие положения поддержки малых  предприятий, формы и методы  государственного стимулирования, а также регулирования деятельности  субъектов малого предпринимательства.

         Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и  развитию малого предпринимательства.  В апреле 1994 г. Правительством  РФ одобрена целевая Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства в  России на 1994 - 1995 гг.

         В ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы  финансово-кредитной поддержки,  информационное и консультационное  обеспечение малых предприятий,  содействие в реализации контрактов  для обеспечения государственных  нужд и др.

        В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.

         Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет  особых приоритетов для малого  и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему  развитию малого бизнеса в  России.

     Средства  на поддержку малых и средних  предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический  спад.

         Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

     В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

       Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

       Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

       Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

       Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

       Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

       Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

       Так же, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

        В ряду функций малого предприятия,  прежде всего, важно отметить  экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

        Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

        Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах  с развитой рыночной экономикой.

        Малые предприятия, как правило,  появляются при необходимости  изготовления небольших партий  продукции с постоянно обновляемой  номенклатурой и ассортиментом  выпускаемых изделий, использования  незначительных источников сырья  и материалов в условиях ограниченного  количества потребителей. Таким  образом, малые предприятия при  сравнительном насыщении рынка,  находят себя в доработке продукции  с учетом индивидуальных запросов  заказчика, производстве мелочей  или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

        Хотелось бы особенно обратить  внимание на две большие группы  малых предприятий, имеющих разные  функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность  которых направлена на интенсивное  и экстенсивное развитие экономики.

        Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

        Эту “доводку крупных преобразований”  призваны обеспечивать малые  предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в России