Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть проблемы кадрового менеджмента. Я выбрала одну проблему в рассмотрение - это оценка персонала, к нее так же входит рассмотрение оценка трудового потенциала работника.
В работе использовались следующие основные методы: сбор информации, ее направленное преобразование; теоретический анализ литературы по теме исследования.
Введение 3
Понятие кадрового менеджмента 4
Оценка трудового потенциала работника 7
2.1 Понятие и структура трудового потенциала 7
2.2 Оценка ТПР. Методы оценки 9
3. Оценка персонала: методы и инструменты 11
3.1 Критерии эффективности работы службы персонала 16
3.2 KPI — как метод управления подчиненными 19
Заключение 24
Литература 25
9. Статистика. Не
секрет, в планировании и
Плюсы для сотрудников также очевидны. Основные:
Итак, какие КPI отдела подбора выявились по степени значимости?
Количественные показатели:
1. Это закрытые вакансии за период времени (месяц/ квартал/ полугодие/ год).
2. Процент соблюдения
сроков закрытия вакансий по
категориям. В каждой компании
может быть своя градация. У
нас крупная компания, и я разбила
все вакансии на четыре
высшее звено — топ-менеджмент (до директоров департаментов) и узкие специалисты — вакансии, где используется преимущественно прямой и нестандартный поиск) — до трех месяцев;
среднее звено
первого уровня — офисные вакансии
высокой и средней
среднее звено второго уровня — офисные вакансии низкой квалификации, производственно-складские вакансии средней квалификации — до одного месяца;
младшее звено
— производственно-складские
3. Процент сотрудников, прошедших испытательный срок.
4. Процент сотрудников, осуществивших карьерный рост.
5. Общий стаж работы найденных сотрудников.
А какие определялись качественные показатели? Здесь тоже полная ясность:
1. Соблюдение
корпоративных стандартов
2. Ведение дополнительных
проектов по адаптации и
3. Соблюдение
стандартов корпоративной
4. Самостоятельность в работе (в принятии решений).
5. Оценка руководителей подразделений-заказчиков.
После того как система КPI проработала три месяца, произошла корректировка количественных и качественных показателей, определен баланс между ними и их роль в достижении наибольшей эффективности работы как для отдельного сотрудника, так и отдела в целом.
Особенно сложно было внедрять качественные стандарты критериев.
Внешний вид, например, оценивать очень непросто: у всех свой вкус, доход, цели достижения удобства и комфорта, привлекательности. Тут было важно не обидеть человека, не задеть его индивидуальность. Поэтому, если внешний вид меня не устраивал совсем, — приходилось говорить, что мне делает замечание руководство, и для смягчения ситуации давать советы, где можно недорого купить качественные офисные вещи.
Та же ситуация возникла с соблюдением корпоративных стандартов, с заполнением отчетных форм, регламентом согласования кандидатов с другими отделами при выводе их на работу. Пришлось разрабатывать упрощенные схемы, делать памятки, чтобы в процессе работы было легче следовать регламентам.
Оставались и злостные нарушители дисциплины. Особенно интенсивно пришлось заниматься пропагандой здорового образа жизни. Несмотря на то, что коллектив в основном был женский, тем не менее курили 90% сотрудников, что особенно серьезно подрывало комплектацию коллектива зимой, так как курилки находились на улице. И потому были частыми простуды. А отсутствие на работе даже одного сотрудника оборачивалось увеличением нагрузки на остальных и снижением количественных и качественных показателей по отделу.
Иногда больничные длились больше месяца, а недолеченная ангина переходила в хроническое заболевание и требовала долгого лечения. Часто у менеджеров пропадал голос. Мало того, что это у нас и так профессиональное заболевание, а из-за курения дело оборачивалось серьезным ухудшением всей работы. Поэтому соблюдению корпоративных стандартов дисциплины придали большой вес, что вызвало понятное недовольство среди курящих. Зато была радость среди некурящих и неболеющих — им за это давались дополнительные баллы.
Только после нескольких месяцев постоянных индивидуальных и групповых бесед удалось убедить менеджеров, что их отношение к своему здоровью напрямую относится и к их профессионализму и лояльности к компании. Поэтому впоследствии в период осенних болезней и зимой многие стали заниматься профилактическими мерами и укреплять свой иммунитет. Пожалуй, этот момент, как ни покажется странным, был наиболее трудным для меня как для руководителя. Здесь даже не помог мой личный пример — я сама бросила курить! Так что борьба за здоровый образ жизни, как ни парадоксально, оказалась самым сложным делом.
В общем, у каждого сложился свой набор личных предпочтений. Но, используя индивидуальный метод, всегда находился компромисс — за счет других показателей, которые в итоге выравнивали всю ситуацию.
А что можно сказать об автоматизации?
Когда система прижилась и пошли первые ростки результатов, стало понятно, что вручную отслеживать данную систему будет малоэффективно. Хорошо, что у нас есть свой отдел разработки программного обеспечения и совместно с ними мы сделали техническое задание для написания программы. Не буду подробно ее описывать — это тема для отдельной статьи.
В итоге в программе отражалось общее количество вакансий, даты открытия и планируемые даты закрытия, подразделения, ответственный менеджер и т. д. Это делало ситуацию с вакансиями прозрачной не только для меня, но и для вышестоящего руководства и всего отдела.
В программе формировались отчеты и по менеджерам, и по подразделениям, и по срокам. В общем, все необходимые для анализа параметры. В зависимости от того, по какому параметру нужны были данные о вакансиях, автоматически формировались отчеты. По каждой вакансии можно было писать комментарии. И в итоге встречаться с менеджером было достаточно всего раз в неделю, да и то лишь по тем вакансиям, которые у меня вызывали вопросы.
Всем известно, что руководителю часто приходится защищать бюджет своего подразделения. Аргументируя, допустим, оплату счетов по платным СМИ и профильным сайтам, я всегда могла предоставить отчет по эффективности этих расходов.
Отчет по категориям вакансий давал мне информацию — персонал какого уровня и специализации нужен в отдел в случае, если такая вакансия открывалась.
Надо отметить, что сотрудника, который не выполнял план по закрытию вакансий, не освобождало это от закрытия новых позиций. А те, которые закрывали все вовремя, не были перегружены, как в пословице «Кто тянет — на том и ездим». Да и личное поощрение закрытие вакансий в срок и качественно. В том числе, давая возможность заниматься дополнительными проектами для профессионального развития.
Система отчетности была построена исходя из сроков закрытия вакансий. До определенного момента я давала менеджеру возможность самостоятельной работы над этим и использовала минимальный контроль. Но если вакансия не закрывалась к середине планируемого срока, начинала подключаться сама, что серьезно ограничивало самостоятельность сотрудника. А это в итоге становилось для него главным стимулом планового закрытия. Так как обычно начинается с мониторинга и анализа кандидатов, резюме и так далее, то, конечно, серьезно вмешивается в личную рабочую среду подчиненного.
Для повышения мотивации подчиненных нужно хотя бы раз в год (в идеале — два раза в год) проводить индивидуальные беседы по планированию карьеры. На этой встрече можно обсудить, что нравится и что не нравится в компании, что хотелось бы изменить. Выяснить, чем хотелось бы заниматься и в каком направлении развиваться профессионально. Наметить планы по повышению квалификации, карьерного и финансового роста. И, основываясь на результатах года, спланировать, по каким критериям необходимо расти дальше. Такие беседы дают возможность прогнозирования дальнейшего развития подчиненного и повышения степени удовлетворенности сотрудника своей работой.
В
итоге: если в подразделении больше пяти
сотрудников и вы хотите полностью контролировать
все процессы и аргументированно решать
все оперативные и стратегические задачи,
— потратьте два-три месяца на разработку
и внедрение такой системы. В результате
эта система будет работать за вас.
Заключение
Управление кадрами — многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий специфические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производительности труда. В условиях рыночной экономики управление персоналом должно приобрести системность и завершенность на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и совершенствования существующих форм и методов кадровой работы.
Менеджмент заказывает оценку персонала, чтобы понимать, на кого в этот сложный период он может рассчитывать в первую очередь, на кого во вторую, а на кого вообще не стоит рассчитывать. Конечной целью оценки персонала является измерение параметров, на которые мы можем влиять, чтобы повысить общую эффективность компании. Такими параметрами является, например, индивидуальная эффективность каждого сотрудника; уровень знаний и навыков, необходимый для выполнения работы; вовлеченность сотрудников и т. п.
Существуют специальные системы оценки. В общепринятой бизнес-практике Key Performance Indicators (КPI) — это универсальный инструмент для системной оценки эффективности подразделения или даже конкретного процесса. Идея внедрить систему KPI (ключевые показатели эффективности) возникла в связи с тем, что идет увеличение роста всей компании, а так же увеличение штата отдела подбора и развития. Эта система позволяет систематизировать и упростить управление кадрами.
Для
эффективной работы кадров необходимо
поощрения и повышение
Кадровый
менеджмент – это необходимая
сторона деятельности любой организации.
На каждом этапе развития организации
перед менеджерами по кадрам стоят
особые задачи, которые должны решатся.
Литература
1. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знання- Пресс, 2006. – 876 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. – Спб.: Питер, 2007. – 832 с
3.Басовский Л. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 216 с.
4. Биннер Х. Управление организациями и производством: От функционального менеджмента к процессному / Хартмут Биннер; Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.
5. Беляев В.И. Практика менеджмента : учебное пособие / В. И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.
6. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П. Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 262 с.
7. Лабоцкий В. В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний) / В. В. Лабоцкий. – Минск: Соврем. шк.,2006. – 392 с.