Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть проблемы кадрового менеджмента. Я выбрала одну проблему в рассмотрение - это оценка персонала, к нее так же входит рассмотрение оценка трудового потенциала работника.
В работе использовались следующие основные методы: сбор информации, ее направленное преобразование; теоретический анализ литературы по теме исследования.
Введение 3
Понятие кадрового менеджмента 4
Оценка трудового потенциала работника 7
2.1 Понятие и структура трудового потенциала 7
2.2 Оценка ТПР. Методы оценки 9
3. Оценка персонала: методы и инструменты 11
3.1 Критерии эффективности работы службы персонала 16
3.2 KPI — как метод управления подчиненными 19
Заключение 24
Литература 25
3 - мотивация.
Человек равнодушный и
Таким
образом, личная эффективность сотрудника
основывается на потенциале личности,
уровне компетенций и мотивации
(рис. 1).
Рис. 1. Личная эффективность. ГК «Институт Тренинга - АРБ Про»,
2009 ©
В
реальной жизни человек не автономен,
он является частью организации. Поэтому
эффективность компании в целом зависит
не только от личной эффективности каждого
сотрудника, но и от качества системы управления,
которая либо обеспечивает синергию «эффективностей»
сотрудников, либо наоборот способствует
снижению их личной эффективности (Рис.
2).
Рис. 2. Эффективность компании. ГК «Институт Тренинга - АРБ Про»,
2009 ©
Все перечисленные параметры (уровень компетенций, потенциал личности, мотивация, качество управления) определяют эффективность деятельности сотрудника и эффективность организации в целом.
Параметры, влияющие на личную эффективность
Условно их можно разделить на две зоны: «могу» и «хочу».
К зоне «могу» относятся характеристики персонала:
1. Актуальный уровень компетенции, т. е. то, что наши сотрудники умеют делать на данный момент.
2. Потенциал личности каждого сотрудника - чему еще можно научить, каковы его перспективы роста
К зоне «хочу» относятся параметры, влияющие на состояния персонала:
3. Мотивация - желание сотрудника прилагать усилия на работе, вовлеченность в работу организации.
Система оценки персонала
Если
компания оценивает персонал регулярно
и системно, то, как правило, эта
процедура принимает форму
Чаще всего регулярная оценка персонала недостаточно эффективна из-за:
- Нечетких критериев оценки
- Субъективного отношения тех, кто проводит оценку
- Недоверия персонала к результатам оценки
- Слабого влияния
результатов оценки на работу
сотрудника и его
Зачем мы оцениваем персонал?
Конечной целью оценки персонала является измерение параметров, на которые мы можем влиять, чтобы повысить общую эффективность компании. Такими параметрами является, например, индивидуальная эффективность каждого сотрудника; уровень знаний и навыков, необходимый для выполнения работы; вовлеченность сотрудников и т. п.
Если
какой-либо из этих параметров уходит
из поля внимания HR, то он сразу становится
неуправляемым. Иными словами, мы теряем
возможность влиять на эффективность
Компании.
Что - как оцениваем?
Каждый из ниже
перечисленных параметров оценивается
своими методами, своими инструментами
(Рис. 3).
Рис. 3. Параметры
для оценки.
Параметр № 1 - Уровень компетенций. Измеряется с помощью ассесмент-центров, профессиональных тестов и/или системы оценки 360 градусов.
Управление компетентностью строится через определение требуемых компетенций, а также их развитие. Для каждой должностной позиции определяется профиль успеха. Поведение сотрудника на рабочем месте наблюдается в течение отчетного периода. Далее оценивается поведение человека по результатам деятельности. Оцениваем, насколько в его деятельности проявлялись компетенции, заданные в профиле должности. Разрывы между требуемым и реальным уровнем компетенций свидетельствуют о необходимости мероприятий по их развитию.
По данным экспертов рынка, в 80% компаний внедрена модель компетенций, т. е. есть основа для проведения корректной оценки. Компания ОАО «Газпром добыча Уренгой» разработала и внедрила с помощью консультантов ГК «Институт Тренинга - АРБ Про» корпоративную модель компетенций и построила систему оценки сотрудников. Ассесмент-центры проводятся в компании внутренними силами, за исключением ассесмента для топ-менеджеров.
Есть примеры, когда подразделение бизнеса внедряет свою собственную модель компетенций, отличающуюся от корпоративной. Так, например, коммерческое управление крупного издательского дома при поддержке HR-подразделения компании и консультантов ГК «Институт Тренинга - АРБ Про» провели оценку сотрудников для выявления возможностей повышения эффективности этого подразделения. Оценка потенциала проводилась, чтобы выявить, кто из сотрудников может работать в области активных продаж. Результаты этой оценки использовались для планирования развития, продвижения и перемещения сотрудников внутри управления.
Альтернатива
дорогостоящим ассесмент-
Оценка 360 градусов хорошо работает в культурах со следующими особенностями:
1 В компании есть ценность «экспертиза».
2 Профессиональный уровень фактически является одной из ценностей.
3 В компании
построена культура доверия,
ГК «Институт Тренинга - АРБ Про» вывела на рынок новый продукт - On-line систему проведения оценки 360 градусов. Этот инструмент позволяет сократить до нуля временные затраты на анализ данных, а также значительно экономит средства на недешевую процедуру очной оценки.
Следующий инструмент, который многие компании используют для оценки компетенций - профессиональное тестирование. Здесь речь идет о создании системы тестов, позволяющих определить уровень профессиональных знаний. Разрабатывая как профессиональные тесты, так и личностные, нужно обращать внимание на определенные ключевые особенности этого процесса.
При составлении профессиональных тестов залогом успеха является привлечение внутренних (предметных) и внешних экспертов.
Использование профессиональных тестов, разработанных HR специалистами, часто оборачивается неуспехом, т. к. они не могут досконально разбираться во всех профессиональных областях. Поэтому роль внутреннего HR в обеспечении соблюдения методологии и валидизации теста, а роль экспертов - в создании качественных заданий, позволяющих оценить выбранные профессиональные компетенции. Параметр № 2 - Потенциал личности. Связан с индивидуальными особенностями человека и состоит из трех элементов: интеллектуального, волевого и коммуникативного. Он в большой степени генетически обусловлен и является базисом для развития профессиональных компетенций.
Все, что связано с потенциалом личности, относится к области управления кадровым потенциалом: выделение ключевых категорий персонала (кадровый резерв, пул талантов, группы HiPo (high potential)). Потеря этих людей для компании чревата недостижением целей, как краткосрочных, так и долгосрочных. Управление талантами становится приоритетной задачей HR-департамента. К управлению талантами относится управление карьерой этих людей, их ожиданиями, вовлеченностью, эффективностью, что является прямым рычагом воздействия на общую эффективность компании. Потенциал личности можно увидеть, оценив критические личностные компетенций у сотрудника на конкретной позиции. Например, критической компетенцией может быть «Достижение цели и Ответственность». Эта компетенция формируется на ранних стадиях становления личности и плохо поддается развитию. Но она составляет базу для развития профессиональных компетенций, например, руководителя подразделения, и поэтому является критической. Информация об уровне развития критических компетенций у сотрудников может быть использована, как основа для принятия решения о создании кадрового резерва компании. Сотрудников с высоким уровнем развития критических компетенций стоит рассматривать, как перспективных, и увольнять в последнюю очередь.
Потенциал личности оценивается с помощью ассесмент-центра и методов психодиагностики.
Два параметра, - вовлеченность (№ 3) и качество управления (№ 4) - попали в России «в трудную ситуацию». Надо признать, что даже в экономически благоприятный период вовлеченность персонала и качество управления были в российских компаниях не на самом высоком уровне. При этом выстроенную методологию и автоматизированный процесс анализа вовлеченности персонала имеют только международные компании (по данным компании «Амплуа-Брокер», 2009 г.) В последние 2-3 года об автоматизации и разработке методологии задумываются и крупные российские холдинги. Остальные компании, говоря об опросах персонала и оценке удовлетворенности сотрудников, имеют в виду, скорее, ручную рассылку анкет, составленных HR-специалистом компании, и обработку этих анкет, позволяющую получить «общую температуру по больнице». Несмотря на кустарный подход, такую оценку необходимо продолжать делать, постепенно переходя к более отлаженным и выверенным процедурам.
В период нестабильности и неопределенности организациям необходимо мотивировать своих людей, развеять тревогу, вызванную событиями на рынке. Принципиальное значение имеет удержание ключевых сотрудников. Во-первых, ряд компаний (новые и сильные старые) готовы переманить хороших людей, которые всегда в цене, рассчитывая «купить» их дешевле. Во-вторых, даже у высокоэффективных сотрудников производительность падает пропорционально мотивации и вовлеченности падает. Поэтому заниматься вовлеченностью однозначно надо. А для этого - измерять вовлеченность сотрудников, их удовлетворенность системой управления, влиять на эти показатели, отслеживать динамику.
По результатам исследования Watson Wyatt (), сотрудники компании, в которой проходит реструктуризация, вовлечены в среднем на 50% меньше, чем сотрудники других компаний. В то же время, если люди доверяют менеджменту, то в процессе реструктуризации они в 4,5 раза больше вовлечены в работу, готовы работать на общий результат компании.
С одной стороны управление вовлеченностью персонала нужно, чтобы наращивать эффективность, с другой стороны - чтобы создавать в компании определенную среду, комфортную для людей. Если ранее мы говорили об управлении деятельностью людей, то здесь акцент смещается на управление состоянием.
Традиционно, оценка состояния не относится к понятию оценки персонала. Но с точки зрения главной задачи любого HR-подразделения - влияние на эффективность всей компании в целом - оценка состояния персонала является важным показателем. Подход ГК «Институт Тренинга - АРБ Про» заключается в том, что для полного управления эффективностью необходима диагностика сотрудников и организации как системы. Оценка состояния персонала дает возможность оценить качество системы управления человеческими ресурсами. Параметр качество управления включает в себя оценку целей, которые ставят в компании, специфику стиля руководства, способы оценки со стороны руководства и особенности системы мотивации. Здесь, прежде всего, имеется в виду восприятие этих аспектов управления сотрудниками компании. Имея результаты исследования этих параметров, мы можем влиять на них, чтобы повышать уровень привлекательности компании для сотрудников.
Основным инструментом измерения мотивации и качества управления являются исследования удовлетворенности персонала, опросы и анкетирование.
Эффективность
работы каждого отдельного подразделения
и каждого отдельного человека измеряется
с помощью KPI's. Ключевые показатели
эффективности являются основным элементом
management by objective - системы управления по
целям, которая часто лежит в основе регулярной
оценки персонала. Через управление по
целям создаются условия для достижения
целей. Есть практика, когда проводится
полугодовое ревью - сотрудники оценивают
промежуточные цели, корректируют их вместе
с руководителем в зависимости от того,
как изменилась ситуация внутри компании.
В рамках процедуры ежегодной оценки,
исходя из стратегических ориентиров
бизнеса, стратегические цели каскадируются
на ту глубину структуры, которую выбрали
в компании. Устанавливая KPI, следует использовать
количественные показатели, которые можно
измерить за определенный период времени.
В России использование системы KPI увеличилось
в последние 3-4 года и сейчас является
достаточно распространенной практикой.