Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение инструментов и механизма действия долгосрочных управленческих решений на примере ООО «АмурМеталл».
Для достижения данной цели можно выделить следующие задачи:
1) дать характеристику управленческих решений;
2) рассмотреть этапы разработки и принятия долгосрочных управленческих решений;
3) более подробно остановиться на решениях о капитавложениях (инвестициях), как наиболее значимого элемента долгосрочных управленческих решений;
4) рассмотреть решения о реструктуризации бизнеса и освоении новых видов продукции;
5) на примере ООО «АмурМеталл» рассмотреть принятие инвестиционных решений
Введение 6
1 Теоретические основы принятия долгосрочных управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений и их классификация 9
1.2 Этапы разработки и принятия управленческих решений 12
1.3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений 18
1.4 Принятие решений о реструктуризации бизнеса 22
1.5 Принятие решений о производстве нового продукта 24
1.6 Понятие инвестиций и их классификация 26
1.7 Принятие решений о капиталовложениях 29
2 Принятие решений о капиталовложениях на примере ООО «АмурМеталл»
2.1 Основные технико-экономические показатели ООО «АмурМеталл» 42
2.2 Организация бухгалтерской службы в ООО «АмурМеталл» 44
2.3 Принятие решений о капиталовложениях в ООО «АмурМеталл» 47
Заключение 49
Библиографический список 51
3) более подробно остановиться на решениях о капитавложениях (инвестициях), как наиболее значимого элемента долгосрочных управленческих решений;
4) рассмотреть решения о реструктуризации бизнеса и освоении новых видов продукции;
5) на примере ООО «АмурМеталл» рассмотреть принятие инвестиционных решений
Объект исследования: ООО «АмурМеталл».
Источниками информации для изучения принятия долгосрочных управленческих решений послужили учебники, учебные пособия, нормативные акты, законы, журналы и электронные ресурсы.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие управленческих решений и их классификация
Важной задачей управленческого учета является сбор, обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии менеджерами своевременных и качественных управленческих решений.
Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий - это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.
С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы.
Под решением же понимаются:
1) элемент множества возможных альтернатив;
2) нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;
3) устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса;
4) регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели;
5) нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);
6) реакция на раздражитель.
В наиболее обобщенном виде - это один из возможных способов достижения цели, признанный наиболее эффективным по определенному критерию.
В качестве критерия принимается количественный или качественный показатель, например в экономике - это прибыль, трудовые затраты, время достижения цели и др. Показатель, значение которого характеризует предельно достижимую эффективность по данной задаче, называется критерием оптимальности[1].
Управленческие решения целесообразно группировать на основе классификационных признаков, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация управленческих решений
Признак классификации | Вид управленческих решений |
Объект управления | - маркетинговые - производственные - финансовые - кадровые |
Характер процесса принятия решения | - интуитивные - основанные на суждениях - рациональные |
Количество альтернатив | - стандартные -бинарные - многоальтернативные - инновационные |
Сроки действия | - постоянны (о технике безопасности) - длительного действия (должностная инструкция) - периодические (ежеквартальные) - краткосрочные (диспетчирование) - разовые (о премировании) |
Частота принятия решений | - единовременные - циклические -частые |
Форма | - письменные -устные |
Содержание | - производственные -социально-политические - экономические - организационные - технические |
Возможность автоматизации | - программируемые (связаны с большим объемом информации) - поддающиеся частичной автоматизации - принимаемые на основе только логического обоснования - неисследованные (на основе интуиции и опыта работы) |
Время наступления последствий для объекта управления | - стратегические - перспективные - текущие -оперативные - стабилизационные |
Природа и специфика способов воздействия на объект управления | - политические - экономические - технические |
Число субъектов, влияющих на принятие решения | - определяющие - конкурентные -адаптирующие |
Технология разработки решения | - организационные - компромиссы |
Прогнозная эффективность | - ординарные - синергетические - асинергетические |
Степень важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений | - решения в реальном масштабе времени - решения, принимаемые в течении одного из этапов - решения, не имеющие явных ограничений по времени их приятия |
Состав и сложность реализации решений | - простые - процессные |
Характер учета изменения условий реализации решения | - гибкие - жесткие |
1.2 Этапы разработки и принятия управленческих решений
Принятие решения – это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения – это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Данный процесс – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий называют технологией процесса выработки и реализации решений.
Типовой процесс принятия решений включает:
- предварительное формулирование проблемы;
- определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
- выявление и установление ограничений;
- составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
- сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
- точное формулирование поставленной задачи;
- анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
- разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
- оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
- принятие решения;
- доведение решения до исполнителей;
- выполнение решения и оценка результата.
М Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, за которым следуют реализация решений и обратная связь, и отмечают, что фактическое число этапов определяется самой проблемой.
Этапы принятия решений.
1. Диагностика проблемы.
Диагностика проблемы – анализ величин и соотношений параметров организационно-
Первый этап в диагностировании проблемы – выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы болезни организации – низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров.
Второй этап – установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, для чего могут быть использованы как формальные методы, так и неформальные.
Третий этап – определение характера проблемы.
Проблема имеет функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-
- при переходе на выпуск нового товара или услуги;
- при изменении рыночного сектора;
- при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения;
- при изменении форм собственности;
- при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы организационно-
Проблема имеет структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организационно-
- при изменении маркетинговой стратегии;
- разработке схожего с выпускаемым нового товара;
- перехода на новый тип договорных отношений с существующими партнерами.
Проблема носит параметрический характер, если она может быть устранена изменение только параметров организационно-
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Весьма важное условие правильного формирования альтернатив решений и выбора наиболее предпочтительной – определение ограничений и формулировка критериев принятия решений.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:
- ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);
- кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);
- финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);
- ограничения научно-технического прогресса;
- рыночные ограничения (жесткая конкуренция);
- правовые и морально-этические ограничения;
- ограничения полномочий.
3. Определение альтернатив.
В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы, то есть сформировать «поле альтернатив». Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценит каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
4. Оценка альтернатив.
После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы. Оценка альтернатив включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. В силу неизбежности негативных последствий, связанных с любой альтернативой, почти все важные управленческие решении разрабатываются с учетом компромисса.
Для сравнения решений используются критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие – качественную характеристику. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.
Важный момент в оценке решений – определение вероятности осуществления каждого из них в соответствии с намерениями. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности и риска.
5. Выбор альтернативы.
Если предыдущие этапы разработки управленческих решений выполнены тщательно, альтернативные решения взвешены и оценены, то руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями. Нередко в случае решения сложных проблем приходится идти на компромисс.
6. Реализация решений.
Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. Для успешного разрешения проблемы с помощью выбранной альтернативы необходимо в процессе реализации решения эффективно организовать и мотивировать исполнителей.
7. Обратная связь (контроль выполнения решения).
После того как решение начало действовать, необходимо установить обратную связь для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь – это поступление информации о том, что происходило до, в процессе и после реализации решения. Она позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.
Информация о работе Принятие долгосрочных управленческих решений на примере ООО «АмурМеталл»