Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:27, курсовая работа
Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.
Введение 3
1 Общая характеристика проблематики разработки СМК 5
1.1 СМК, стандарты ISO 5
1.2 Технологии, применяемые при создании СМК 8
2 Постановка задачи СМК 10
2.1 «Пирамида» документов СМК 10
2.2 Шаги по созданию СМК 12
2.3 Задачи, решаемые функционированием СМК 13
2.4 Улучшение качества услуг на основе применения методик SERVQUAL и «SERVPERF» 13
3 Внедрение СМК на предприятия Казахстана 16
Заключение 22
Список литературы 28
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.
Достаточно
высокая надежность приобретенного
потребителем оборудования обеспечит
пропорциональность производственного
процесса, что важно для предотвращения
аварийных и внеплановых
Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.
До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.
Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.
Значение
повышения качества хорошо иллюстрируется
на примере Японии. После Второй
мировой войны японские промышленники
занимались активно поисками путей
повышения эффективности
Изучая
опыт различных стран, японские управляющие
обратили внимание на то, что преуспевающие
фирмы предъявляют высокие
Потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.
ISO
9001:2000 - это международный стандарт,
обобщающий передовой мировой
опыт в области управления
производством, содержит
В XX веке сформировалось представление о правах потребителя, в том числе, о праве на полную и достоверную информацию о качестве покупаемого товара. Было признано, что потребитель является слабой стороной в отношении с изготовителем: если последний знает, что он произвел, то первый видит только внешнюю сторону товара. Чтобы защитить потребителя, необходимо было провозгласить его право на информацию и обязать изготовителя ее предоставлять.
В начале века право на получение потребителем информации о качестве товара осуществлялось на основе спецификаций (технических условий), где устанавливались основные характеристики продукции и методы их контроля. Предполагалось, что продукция выпускалась, если результаты контроля (испытаний) подтверждают выполнение требований спецификаций.
При серийном (массовом) изготовлении продукции для указанных целей стали применять статистические методы выборочного контроля, смысл которых прост: если правильно взять некую часть (выборку) из партии, то можно сделать достаточно надежные выводы о качестве всей партии.
Стандарты ISO находятся как бы на пересечении двух направлений: развития менеджмента качества и защиты права потребителя на информацию. Собственно, стандарты и построены по этому принципу. МС 9001 — 9003 — это модели для целей сертификации, а МС 9004-1, 2, 3, 4 — это руководства по построению систем и элементов систем качества. Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ISO серии 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем, в стандартах ISO серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок — просто отсутствует.
Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ISO серии 9000, является сертификат на систему.
В результате, во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле, так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.
О популярности стандартов ISO серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 году в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 году их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицировано около 150 тыс. систем.
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ISO серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ISO серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.
Зачем предприятия тратят время и немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)?
Интеграция
стран на равноправной основе в мировую
экономику возможна только при условии
использования международных
Вступление Казахстана в ВТО откроет свободный доступ на казахстанский рынок иностранным компаниям. Продукция и услуги большинства казахстанских компаний окажутся неконкурентоспособными из-за несоответствия международным требованиям, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен по причине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Во всем мире за большие деньги сертификат получили огромное количество предприятий.
Европейские
предприятия делят своих
- абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001:2000);
- относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрения);
- не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует).
Кроме
того, внедрение СМК на основе ISO
9001:2000 приводит к повышению
Выгоды от внедрения СМК на основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации:
- Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах;
-
Обязательное условие для
-
Упрощение и удешевление
-
Повышение имиджа компании в
глазах иностранных и
- Снижение непроизводительных затрат;
- Повышение качества продукции/услуг;
- Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности;
- Повышение ответственности и дисциплинированности персонала;
- Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах;
1. Международные стандарты. «Система менеджмента качества. Требования». ИСО 9000 2000;
2.
Международные стандарты. «
3.
Международные стандарты. «
4. Журнал «Стандарты и качество» // №10, 1995 г;
5. Круглов М.Г. «Менеджмент систем качества» изд. «Деловая книга», М., 1997 г;
6. Джуран Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М., 1993;
7. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «дело и Сервис», 2002;
8. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 1/ Санкт-Петербургский университет экономики и финансов;
9. Версан В. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества / В. Версан // Стандарты и качество – 2005;
10. Другова З.К. Разработка системы внутреннего контроля для повышения качества управления деятельностью аптечной организации: Методические рекомендации / З.К. Другова, A.M. Битерякова, М.В. Малаховская // Томск: Изд-во ТПУ, 2006.
Информация о работе Причина необходимости внедрения системы менеджмена качества