Причина необходимости внедрения системы менеджмена качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика проблематики разработки СМК 5
1.1 СМК, стандарты ISO 5
1.2 Технологии, применяемые при создании СМК 8
2 Постановка задачи СМК 10
2.1 «Пирамида» документов СМК 10
2.2 Шаги по созданию СМК 12
2.3 Задачи, решаемые функционированием СМК 13
2.4 Улучшение качества услуг на основе применения методик SERVQUAL и «SERVPERF» 13
3 Внедрение СМК на предприятия Казахстана 16
Заключение 22
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Основной  предпосылкой формирования казахстанского рынка строительных материалов, изделий  и конструкций являются высокие темпы строительства и наличие ресурсов для производства строительных материалов. Влияние на развитие отрасли оказывают потребности населения в строительных материалах для строительства жилья и других необходимых в быту домохозяйства построек, а также потребности народнохозяйственного комплекса в строительных материалах, изделиях и конструкциях для строительства предприятий, офисов, производственных комплексов и ремонта жилых зданий государственного и общественного фонда, административных, культурно-бытовых зданий, промышленных и гидротехнических сооружений.

     Одной из крупнейших строительных компаний в Казахстане является акционерное  общество по изготовлению и монтажу  стальных конструкций «Имсталькон». Структура компании включает 4 завода металлоконструкций в городах Караганда, Тараз, Усть-Каменогорск, Рудный и 15 строительно-монтажных управлений в различных городах Казахстана. Руководство АО «Имсталькон» в 2000 году приняло стратегическое решение о необходимости внедрения системы менеджмента качества.

     Объективными условиями выступили требования иностранных заказчиков к наличию на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества. Сейчас в Казахстане много иностранных инвесторов, осуществляющих крупные инвестиционные проекты в отраслях добычи нефти и газа, металлургии. Они работают в соответствии с международными стандартами качества и требуют соответствующего качества от подрядных организаций. Особое внимание обращают на качество металлоконструкций, как основы (каркаса) любого производственного или социального объекта.

     Субъективными факторами внедрения системы  менеджмента качества является построение эффективной системы менеджмента. В условиях перманентно изменяющейся рыночной конъюнктуры руководство  компании выбрало самый логичный путь: построение такой системы менеджмента, которую потом не надо перестраивать. Так пришли к стандартам ИСО. В 2001 году были внедрены системы менеджмента качества на базе МС ИСО 9000:1994 в исполнительном аппарате АО «Имсталькон», на Алматинских монтажных фирмах № 1 и № 2, Карагандинском и Жамбылском заводах металлоконструкций. В 2003 году эти предприятия получили сертификат МС ИСО 9000:2000. В 2003—2005 годах остальные филиалы АО «Имсталькон» также сертифицировали свои системы менеджмента качества.

     Системы менеджмента качества всех предприятий АО «Имсталькон» были сертифицированы органом независимой оценки и сертификации — британской компанией BM TRADA. Было проанализировано функционирование системы менеджмента качества в производстве металлоконструкций. В качестве объекта исследования был выбран Карагандинский завод металлоконструкций (КЗМК) АО «Имсталькон», так как этот завод является крупнейшим предприятием производства металлоконструкций в Казахстане. Кроме того, результаты реализации системы менеджмента качества на КЗМК стало возможным проанализировать в динамике.

     Система менеджмента качества Карагандинского  завода представлена  следующими процессами в таблице 2.

     Таблица 2

     СМК Карагандинского завода металлоконструкций

     1.      Договорная  работа.
     2.      Закупки.
     3.      Разработка технической и технологической документации.
     4.      Производство  металлоконструкций.
     5.      Анализ  финансово-хозяйственной деятельности.
     6.      Внутренний  аудит системы менеджмента качества.
     7.      Анализ  со стороны руководства.
     8.      Управление  персоналом.
     9.      Управление инфраструктурой.
     10.      Управление  производственной средой.

     Одним из первых затруднений оказалась  реализация принципа процессного подхода, который требовался МС ИСО 9000. Сложным  оказалось, во-первых, осознание сущности процессного подхода, понимание  сути самого процесса, а также того, что в виде процесса можно представить абсолютно любую деятельность и любое действие, что облегчает управление ей. Во-вторых, для оценки результативности процессов предприятиям необходимо было разработать систему измерений процессов. Особую трудность при разработке системы измерений вызвало определение ключевых показателей функционирования ряда процессов. В-третьих, проблемным стал механизм перехода от функционального подхода в управлении к процессному, который включает не только принципиально новый подход в управлении, но и в какой-то мере перестройку сознания руководителей и работников предприятия.

     Кроме осознания и реализации на практике процессного подхода значительное затруднение вызывало осуществление  принципа полного вовлечения работников всех уровней в деятельность по обеспечению качества, которое дает возможность использовать способности каждого с максимальной выгодой. В процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятиях компании складывалась ситуация, когда необходимость внедрения, а в дальнейшем — поддержания и совершенствования системы менеджмента качества до конца осознавалось только частью работников — высшим руководством и менеджерами по качеству. Другие работники предприятия воспринимали внедрение системы менеджмента качества как навязанную им идею руководства.

     В конце 2002 года был проведен анкетный опрос среди менеджеров среднего звена (руководителей подразделений) Карагандинского завода металлоконструкций. В результате опроса большинство респондентов отметили, что осознают необходимость внедрения системы менеджмента качества. При этом обозначилось явное непонимание сущности внутреннего аудита и, как следствие, нежелание участвовать в его проведении. Многие работники предприятия высказали мнение о необходимости внедрения системы менеджмента качества в связи с тем, что наличие сертифицированной системы менеджмента качества является неотъемлемым требованием иностранных заказчиков, следовательно, сертификат МС ИСО 9000 обеспечит предприятию гарантированный объем работ. При этом только несколько участников анкетирования указали, что системы менеджмента качества — это не только необходимый сертификат, но и международный опыт управления. Таким образом, вовлечению работников препятствовала недостаточная степень осознания ими важности и необходимости внедрения системы менеджмента качества. Особенно заметно это было среди рабочих. На предприятии требовалось обучение и повышение квалификации в области управления качеством и нового поколения руководителей, ИТР.

     За период с конца 2003 года по I полугодие 2005 года 8 работников предприятия (среди которых первые руководители, менеджеры среднего звена и «белые воротнички») прошли обучение в органе международной сертификации BM TRADA Сertification и Казахстанско-Российском СП «Интерсертифика — ЦентрАзия». Кроме того, менеджером по качеству регулярно проводятся внутренние курсы по проблемам поддержания и совершенствования СМК.

     В сентябре 2005 года был проведен повторный анкетный опрос среди руководителей подразделений. Только один респондент повторил свою прежнюю мысль о непонимании важности и сущности внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Повышение осознания важности и сущности системы менеджмента качества среди работников предприятия очевидно. Хотя, на предприятии, 4 года имеющем сертифицированную систему менеджмента качества, среди менеджеров среднего звена таких прецедентов быть вообще не должно.

 

      Заключение

 

     Во-первых, наиболее часто встречающимися причинами  снижения результативности процессов  системы менеджмента качества предприятия являются недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников, воздействие «человеческого фактора» и недостаточная разработанность процесса. Во-вторых, процесс «Производство металлоконструкций» подвержен воздействию всех выделенных причин снижения результативности. В-третьих, наиболее разработаны и адаптированы процессы «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Управление персоналом».

     Очевидно, что основные процессы системы менеджмента  качества предприятия поддерживать на должном уровне труднее, чем управляющие и поддерживающие процессы.

     Однако  в целом Карагандинский завод  металлоконструкций имеет «работающую» систему менеджмента качества, внедрение  которой дало предприятию следующие  выгоды:

     — по имеющейся на заводе статистике более 80% заказчиков требуют наличие у предприятия сертификата МС ИСО 9000:2000;

     — предприятие демонстрирует способность  выпускать продукцию требуемого качества (МС ИСО 9000 допускает, что термин «качество» может сочетаться с такими прилагательными как «плохое», «хорошее» и «отличное», но в целом о качестве говорится «требуемое», такое, которого требует заказчик. Качественная продукция не обязательно высшего качества. Существуют потребности, а следовательно, и заказы на разные требуемые уровни качества. Но КЗМК при заказе любого уровня качества обеспечивает несущую способность конструкций, их геометрические параметры. Различия в качестве, как правило, только в степени отделки);

     — на предприятии четко распределены ответственность и полномочия сотрудников;

     — повысилась управляемость компании на всех этапах производства;

     — усилился операционный контроль на всех этапах производства;

     — отрабатываются внутренние взаимодействия между процессами (подразделениями), что сокращает сроки производства;

     — улучшилась прослеживаемость контрактов;

     — при заключении контрактов более  четко стали устанавливать требования к продукции;

     — ужесточился входной контроль качества закупаемых материалов;

     Завод отдает предпочтения поставщикам, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества (стимулирование получение сертификата поставщиками).

     Система менеджмента качества, соответствующая  требованиям ИСО 9001:2000, является гарантом стабильности деятельности организации. Она придает уверенность самой  организации и создает доверие к ней со стороны потребителей. Потребители уверены, что предприятие может поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям заказчика.

     Современные подходы к менеджменту качества стимулируют участников хозяйственной  деятельности к внедрению международных стандартов систем качества, что положительно скажется на экспортно-импортной деятельности предприятий Казахстана. Проблема внедрения систем качества становится ключевой для казахстанских предприятий, если их целью является выход на международный рынок и установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами.

     В теории и практике управления качеством  выделены две проблемы: качество продукции  и менеджмент качества.

     Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.

     Значение  качества продукции состоит в  том, что только качественная продукция  открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

     Различного  рода конкурсы с присуждением их победителям  почетных наград широко используются в мировой практике.

     Основная  цель премий — помочь предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность  отечественной промышленности на мировом рынке.

     Качество  является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно  складывается из технического уровня продукции и полезности товара для  потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом, конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Информация о работе Причина необходимости внедрения системы менеджмена качества