Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:44, курсовая работа
Цель работы – изучение темы «Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства» на примере учреждения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить теоретические аспекты социального партнерства;
2. Провести анкетирование на предприятии (МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4») для оценки социального партнерства;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Конфликтная ситуация….…………………………………………….5
1.1. Понятие конфликтной ситуации. Восприятие конфликтной ситуации……………………………………………………….…...5
1.2. Структура конфликтной ситуации. Предмет конфликта. Причины конфликта…………………………………..………………………6
Глава 2. Предупреждение и урегулирование конфликтов……………………11
2.1. Методы профилактики конфликтов в организации. Способы
разрешения конфликтов…………………………………………...12
2.2. Роль коллектива в преодолении конфликтов. Методы
управления конфликтами………………………………………..18
Глава 3. Социальное партнерство………………………………………………22
3.1. Социальное партнерство и его уровни…………………………...22
3.2. Социальное партнерство как официальная модель
трудовых отношений……………………………………………...26
Глава 4. Анализ конфликтных ситуаций в учреждении на примере МОУ
«Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4»……………………………………………………………………..28
4.1. Краткая характеристика «Специальная (коррекционная)
образовательная школа VIII вида №4»…………………………...28
4.2. Оценка конфликтной ситуации в «Специальная (коррекционная)
образовательная школа VIII вида №4» с помощью анкетирования………………………………………………………29
4.3. Рекомендации для эффективного взаимодействия сотрудников
внутри учреждения………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………..36
Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижение частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса, предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон.
2.2. Роль коллектива в преодолении конфликтов. Методы
управления конфликтами
Основой конфликта всегда
являются противоречия между интересами
субъектов. Поэтому лучший и наиболее
результативный путь разрешения конфликтов
– устранения такого рода противоречий.
Но гораздо важнее и и эффективнее
предупреждение нежелательного конфликта,
чем его прекращение или
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия. В его основе находятся совместная трудовая деятельность людей, необходимость согласования и соотнесения действий различных работников, взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие в коллективе.
Обеспечение с помощью общения совместной деятельности предполагает выработку единой стратегии взаимодействия людей, что возможно только на основе согласование их позиций, обмена информацией, установления взаимопонимания. Отсюда вытекает функция общения – познание людьми друг друга.
Важная сторона
Общение является главнейшей потребностью личности. Все современные формы жизнедеятельности имеют коллективный характер. Человек не может поддерживать свое существование, не вступая в контакты с другими людьми. Весь его опыт доказывает преимущества хороших отношений с окружающими.
Объективные и субъективные причины «трудного» общения. В коллективе нередко встречаются ситуации такого «трудного» общения. Ингода они имеют явный характер – вплоть до возникновения острых конфликтов, когда людям не удается прийти не только к взаимоприемлемому решению, но даже к простому взаимопониманию. В любом случае трудности во взаимодействии сказываются и на эффективности совместной деятельности, и на отношениях в коллективе.
Особенности коллектива и их влияние на конфликтность. Одним из обстоятельств, способствующих тому, что организационные проблемы переходят в трудности межличностного общения и взаимодействия, становятся причинами разногласий между людьми, является склонность людей приписывать определенный личностный характер официальным, служебным отношениям, зависящим на самом деле не от личных особенностей работника, а от занимаемой им позиции в организационной системе взаимодействия и предписываемых этой позицией соответствующих действий.
Любая управленческая деятельность является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления с последовательным преодолением рассогласований в ходе реализации производственных задач.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. Такой метод особенно полезен, когда человек желает передать что – то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.
Структурные методы воздействует преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из – за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п.
Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или иначе развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам.
Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений.
Ответные агрессивные действия – методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.
От эффективности управления конфликтом зависит многое в деятельности организации: масштаб дисфункциональных последствий, устранение или сохранение причин конфликта, возможность последующих столкновений и проч.
Глава 3. Социальное партнерство
Трудовые решения в организациях складываются по поводу разнонаправленных интересов их субъектов. С одной стороны, это работодатели (собственники, предприниматели, цель которых получить максимальную прибыль), с другой стороны – наемные работники, заинтересованные в максимально высокой оплате своего труда, безопасных условиях работы, фиксированном рабочем дне, надежном сохранении места работы.
Регулирование социально – трудовых отношений в организации (предприятии) и состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания интересов предпринимателя и наемного работника, создать отношения социального партнерства, призванную снять социальную напряженность, защитить права работников.
Социальное партнерство – это определенный способ сотрудничества, достижение компромисса при разрешении конфликтов в процессе согласования интересов наемных работников и работодателей.
Система социального партнерства охватывает несколько уровней:
Соглашения и коллективные договоры в экономической сфере выполняют важные функции, среди которых:
Субъектами системы
Трудовой договор призван защищать интересы обеих сторон. Он направлен на стабилизацию трудовых отношений, на то, чтобы разрешать возникающие противоречия путем достижения компромисса, т.е. безболезненно. Коллективно – договорное регулирование трудовых отношений ставится действующим механизмом балансировки интересов работников и работодателей.
Итак, вполне очевидно, что
серьезной альтернативной конфронтационной
модели трудовых отношений в организациях
является модель социального партнерства.
Она требует своего дальнейшего
совершенства. Но и на нынешнем этапе
ее функционирования можно осуществлять
регулирование социально –
Содержание социального партнерства характеризуют:
Предметами
социального партнерства
Социальное партнерство направлено на решение основных вопросов социально – трудовых отношении. К ним, в частности, относятся:
Первыми шагами на пути к
социальному партнерству в
Профессиональные союзы – исторически необходимый и неизбежный институт цивилизованного общества. Они существовали и будут существовать до тех пор, пока есть система наемного труда, порождающая объективный конфликт интересов собственника средств производства и собственника рабочей силы – наемного работника.
В современной России насчитывается
более 100 профсоюзов, действующих в
различных отраслях. Почти половина
из них входит в самое крупное
профсоюзное объединение –
Защитная деятельность профсоюзов в Российской Федерации, как и во всем мире, охватывает три основных направления:
Эти ориентиры являются основополагающими на коллективных переговорах и в содержании заключаемых соглашений и коллективных договоров.
В свою очередь соглашения и коллективные договоры выполняют три функции:
Профсоюзы
вправе участвовать в организации
и проведении коллективных действий
– собраний, митингов, демонстраций,
уличных шествий, пикетирования, забастовок
и других подобных акций с целью
урегулирования трудовых споров, защиты
социально – трудовых прав и интересов
работников, привлечения общественного
внимания к острейшим проблемам
социально – экономической
Указанные слагаемые системы
социального партнерства, как свидетельствует
практика развитых стран, помогают обеспечить
взаимную заинтересованность наемных
работников и предпринимателей в
эффективном экономическом