Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы «Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства» на примере учреждения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить теоретические аспекты социального партнерства;
2. Провести анкетирование на предприятии (МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4») для оценки социального партнерства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Конфликтная ситуация….…………………………………………….5
1.1. Понятие конфликтной ситуации. Восприятие конфликтной ситуации……………………………………………………….…...5
1.2. Структура конфликтной ситуации. Предмет конфликта. Причины конфликта…………………………………..………………………6
Глава 2. Предупреждение и урегулирование конфликтов……………………11
2.1. Методы профилактики конфликтов в организации. Способы
разрешения конфликтов…………………………………………...12
2.2. Роль коллектива в преодолении конфликтов. Методы
управления конфликтами………………………………………..18
Глава 3. Социальное партнерство………………………………………………22
3.1. Социальное партнерство и его уровни…………………………...22
3.2. Социальное партнерство как официальная модель
трудовых отношений……………………………………………...26
Глава 4. Анализ конфликтных ситуаций в учреждении на примере МОУ
«Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4»……………………………………………………………………..28
4.1. Краткая характеристика «Специальная (коррекционная)
образовательная школа VIII вида №4»…………………………...28
4.2. Оценка конфликтной ситуации в «Специальная (коррекционная)
образовательная школа VIII вида №4» с помощью анкетирования………………………………………………………29
4.3. Рекомендации для эффективного взаимодействия сотрудников
внутри учреждения………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КЭРИ!!!!! (Автосохраненный).docx

— 63.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный  федеральный университет

им. М.К.Аммосова»

Финансово-экономический  институт

Кафедра социологии и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конфликтология»

на тему «Предупреждение  и преодоление конфликтных ситуаций в  

организации посредством  социального партнерства»

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Саввинова Кэрэчээнэ Егоровна

2 курс, гр. УП-09

Научный руководитель:

к., философ. наук

доцент кафедры СиУП ФЭИ

Попова Людмила Николаевна

Работа представлена:

«__»_________2011г. 

Работа оценена:

«__»________

 

 

 

 

 

Якутск 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Конфликтная ситуация….…………………………………………….5

    1. Понятие конфликтной ситуации. Восприятие конфликтной ситуации……………………………………………………….…...5
    2. Структура конфликтной ситуации. Предмет конфликта. Причины конфликта…………………………………..………………………6

Глава 2. Предупреждение и  урегулирование конфликтов……………………11

2.1.     Методы профилактики  конфликтов в организации. Способы

разрешения конфликтов…………………………………………...12

2.2.     Роль коллектива  в преодолении конфликтов. Методы 

                       управления конфликтами………………………………………..18

Глава 3. Социальное партнерство………………………………………………22

3.1.     Социальное  партнерство и его уровни…………………………...22

3.2.    Социальное  партнерство как официальная  модель 

трудовых отношений……………………………………………...26

Глава 4.  Анализ конфликтных  ситуаций в учреждении на примере МОУ

«Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4»……………………………………………………………………..28

4.1.     Краткая  характеристика «Специальная (коррекционная)

образовательная школа VIII вида №4»…………………………...28

4.2.     Оценка конфликтной  ситуации в «Специальная (коррекционная)

образовательная школа VIII вида №4» с помощью анкетирования………………………………………………………29

4.3.     Рекомендации  для эффективного взаимодействия  сотрудников 

внутри учреждения………………………………………………...34

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы…………………………………………..36

Приложение  (опросник К.Томаса «Поведение в конфликте»)

 

Введение 

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме «Предупреждение  и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального  партнерства» в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данной курсовой работы является – МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4», а предметом выступает – предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций посредством социального партнерства.

Цель работы – изучение темы «Предупреждение и преодоление  конфликтных ситуаций в организации  посредством социального партнерства» на примере учреждения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть и изучить теоретические аспекты социального партнерства;
    2. Провести анкетирование на предприятии (МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №4») для оценки социального партнерства;
    3. На основе данных анкетирования сформировать краткую рекомендацию сотрудников учреждения.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение и библиографический список, приложение.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

С первого по третьи главы раскрывает общие теоретические аспекты, а в четвертой части главы определяется практическая значимость оценки конфликтных ситуаций посредством социального партнерства на примере ООО «Мир здоровья». В заключении сделаны выводы о проделанной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конфликтная  ситуация

    1. Понятие конфликтной ситуации. Восприятие конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия,  связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной стороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятие «частично понятого» и «ложного» конфликтов.

В частично понятом конфликте  оценка сторонами ситуации существенно  расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы). В  ложном конфликте объективная конфликтная  ситуация полностью отсутствует  между, субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны  ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство. Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной  не всегда обуславливается какими –  либо действиями другой стороны.

С точки  зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов:

  1. Конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по – разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
  2. Конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме;
  3. Чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

Таким образом, в конфликтном  взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т.д.1 

Учет социальной среды  позволяет рассматривать конфликт как ситуацию социальную. В нее  включаются не только ближайшее окружение  сторон конфликта, но и социальной группы, представителями которых они  являются (в сфере высшего образования  – студенты, преподаватели, различные  уровни администрации и т.д.)2

 

    1. Структура конфликтной ситуации. Предмет конфликта

Конфликт – не одномоментный  акт, а всегда процесс, происходящий в определенных границах. Он имеет  внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в которой  возникает и развивается.

Известны две модели описания конфликта  – структурная и процессуальная:

    1. Концентрирует внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта, и на установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение;
    2. Модель, как следует из ее названия, делает акцент на процессе протекания конфликта, т.е. на его возникновение, последующих стадиях и фазах, конечном исходе. Часто используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности структуры и динамики конкретного конфликта, оттенить его социально – психологическую специфику.

При выявлении структуры  конфликта полезно применение картографического  метода. Его смысл состоит в  графическом изображении слагаемых  конфликта, определении основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликтной ситуации, а также  всех причастных к конфликту, констатации  интересов и опасений сторон.

В конфликты в той или  иной форме могут быть вовлечены  три стороны: руководство фирмы, которому предстоит осуществить  болезненную операцию по увольнению трети сотрудников, чтобы тем  самым избежать банкротства коммерческой организации; служащие фирмы, фамилии  которых попали в список увольняемых  и чьи интересы, таким образом, оказались затронутыми непосредственно; служащие фирмы, которым не грозит увольнение, но они тем не менее озабочены  результатами рассмотрения заявлений, увольняемых в комиссии по трудовым спорам и судебных инстанциях, а  также перспективой продолжения  работы в сокращенном составе. 3

Конфликтная ситуация включает в свою структуру ряд  элементов. Важнейший из них – это непосредственные участники (стороны, оппоненты, субъекты) конфликта. Другой непременный элемент – проблема, требующего своего решения, основная причина, «яблоко раздора», т.е. предмет конфликта.

Сторонами выступают как  отдельные лица, так и социальной группы, другие общности, организации. В конфликте могут взаимодействовать  индивид с индивидом, группа с  группой, часть организации с  другой ее частью и т.д. в повседневной трудовой деятельности в деловых  отношениях часто возникают ситуации, когда круг вовлеченных в конфликт не ограничивается теми, кто непосредственно  противостоит друг другу в стремлении осуществить свои интересы.

Предмет конфликта – это всегда та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними  жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в организации и т.п.

Предмет конфликта должен отвечать ряду условий. Ему надлежит быть неделимым, т.е. не распадаться  на самостоятельные проблемы, доступным  каждому участнику в плане  получения необходимых для определения  в своей позиции сведений, объектом непосредственных контактов и прямого  взаимодействия оппонентов. Субъект  противоборства, воспринимая конфликт как той или иной сложности  проблему,  при возникновении  конфликтной ситуации с неизбежностью  должен, во – первых, считаться с  более широкой сетью социальных связей, несущих не только преимущества, но и возможные потери; во – вторых, полностью осознавать собственные  интересы и готовность пойти на риск ради их осуществления; в – третьих, с пониманием относиться к позиции, занимаемой другими участниками  конфликта.4

Причина конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества  причин конфликтов можно выделить общие  и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

  • социально – политические и экономические причины, связанные с социально – политической и экономической ситуацией в стране;
  • социально – демографические причины, отличающие различия в установках и мотивах людей, обусловленных их полом, возрастом принадлежностью к этническим группам и др.;
  • социально – психологические причины, отражающие социально – психологические явления в социальных группах: взаимоотношение, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;
  • индивидуально – психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

Причины конфликтов часто  обнаруживают в себя в конкретных конфликтных ситуациях.5

Организация в широком  смысле представляет собой социальную систему, устойчивую форму объединения  людей – индивидов, групп и  иных общностей, причастных к определенной совместной деятельности, а также  условия их взаимодействия друг с  другом. Это более или менее  сложное структурное образование, которому свойственны упорядоченность, формализация и стандартизация социальных связей и отношений, интеграция составляющих его элементов и их функций.

В обычном, узком смысле слова  организация есть способ организационного построения, призванного гарантировать  прочности объединения определенного  числа людей и соответствующую  структуру. Ей присущ ряд отличительных черт: целевая природа, поскольку организация создается для реализации тех или иных целей и характеризуется прежде всего через это целедостижение распределения членов организации – участников совместной деятельности – по статусам и ролям в интересах достижения поставленной цели; функциональная специализация, основанная на общественном разделении труда и форм деятельности; наличие управляющих подсистем или звеньев, которые,  используя свои специфические средства регулирования и контроля, обеспечивают координацию совместной деятельности, придание организации стабильности.

Информация о работе Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства