Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии ООО «Скала»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование методов анализа внутренней и внешней среды коммерческого предприятия.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов сущности и значения внутренней и внешней среды организации, в т.ч. методы анализа внутренней и внешней среды организации;
- проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Скала»;
- предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии ООО «Скала».

Содержание

Введение....................................................................................................3
Теоретические аспекты сущности и значения внутренней и внешней среды организации.....................................................................................6
Внутренняя среда организации..........................................................6
Внешняя среда организации..............................................................13
Методы анализа внутренней и внешней среды организации...........31
Проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Скала»...........................................................................37
Характеристика предприятия............................................................37
Анализ внутренней среды предприятия............................................40
Анализ внешней среды предприятия.................................................53
3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на
предприятии ООО «Скала»........................................................................56
3.1 Пути по улучшению финансовой среды и минимизации
предпринимательских рисков на предприятии........................................56
3.2 Экономическое обоснование мероприятий........................................67
Заключение..................................................................................................73
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

Методы анализа внешней и внутренней среды.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

 

Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных  точек.

П е р в а я  т о ч к а (ПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.

В т о р а я  т о ч к а (ПР=ПРр и В=Вд) характеризуется величиной возможных  потерь, равной ожидаемой прибыли, т. е. полной потерей прибыли, вероятность которой равна .

Точки 1 и 2 являются граничными, определяющими положение зоны допустимого риска.

Т р е т ь я  т о ч к а (ПР=ВР и В=Вкр) соответствует  величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр.

Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

Ч е т в е р  т а я т о ч к а (ПР=ИС и В=Вкт) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт.

Между точками 3 и 4 находится  зона катастрофического риска.

Потери, превышающие имущественное  состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.

Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.

Например, если вероятность  катастрофической потери выражается показателем, свидетельствующим об ощутимой угрозе потери всего состояния (например, при его значении, равном 0,2), то здравомыслящий осторожный предприниматель заведомо откажется от такого дела и не пойдет на подобный риск.

Таким образом, если при  оценке риска предпринимательской деятельности удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить четыре характерные точки (наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой, критической и катастрофической потери), то задачу такой оценки можно считать успешно решенной.

Значения этих показателей  в принципе достаточно, чтобы в  подавляющем большинстве случаев  идти на обоснованный риск.

Следует отметить, что  для ООО «Скала», оценивающему риск, больше свойствен не точечный, а интервальный подход. Важно знать не только, что вероятность потерять 1000 руб. в намечаемой сделке составляет, скажем, 0,1 или 10%. Будет также интересоваться, насколько вероятно потерять сумму, лежащую в определенных пределах (в интервале, например, от 1000 до 1500 руб.).

Наличие кривой вероятности  потери позволяет ответить на такой  вопрос путем нахождения среднего значения вероятности в заданном интервале потерь.

Вполне возможно и  другое проявление интервального подхода в форме «полуинтервального», весьма характерного именно для предпринимательского риска.

В процессе принятия ООО  «Скала» решений о допустимости и целесообразности риска важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и есть основной показатель риска.

Вероятность того, что  потери не превысят определенного уровня, есть показатель надежности, уверенности. Очевидно, что показатели риска и надежности предпринимательского дела тесно связаны между собой.

Предположим, ООО «Скала» удалось установить, что вероятность потерять 10000 руб. равна 0,1%, т. е. относительно невелика, и он готов к такому риску.

Принципиально важно  здесь то, что ООО «Скала» опасается потерять не именно, не ровно 10000 руб. Он готов идти на любую меньшую потерю и никак не готов согласиться на большую. Это естественная закономерная психология поведения предпринимателя в условиях риска.

Знание показателей  риска - Вр, Вд, Вкр, Вкт - позволяет выработать суждение и принять решение об осуществлении предпринимательства. Но для такого решения недостаточно оценить значения показателей (вероятностей) допустимого, критического и катастрофического риска. Надо еще установить или принять предельные величины этих показателей, выше которых они не должны подниматься, чтобы не попасть в зону чрезмерного, неприемлемого риска.

Обозначим предельные значения вероятностей возникновения допустимого, критического и катастрофического риска соответственно Кд, Ккр, Ккт. Величины этих показателей в принципе должна устанавливать и рекомендовать прикладная теория предпринимательского риска, но и само ООО «Скала» вправе назначить свои собственные предельные уровни риска, которые он не намерен превышать.

Можно ориентироваться  на следующие предельные значения показателей  риска Кд=0,1; Ккр=О,01, Ккт=0,001, т. е. соответственно 10, 1 и 0,1%. Это означает, что не следует  идти на предпринимательскую сделку, если в 10 случаях из ста можно потерять всю прибыль, в одном случае из ста потерять выручку и хотя бы в одном случае из тысячи потерять имущество.

В итоге, имея значения трех показателей риска и критериев предельного риска, сформулируем самые общие условия приемлемости анализируемого вида предпринимательства:

А. Показатель допустимого  риска не должен превышать предельного  значения (Вд<Кд).

Б. Показатель критического риска должен быть меньше предельной величины (Вкр<Ккр).

В. Показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня (Вкт<Ккт).

Следовательно, главное  в оценке хозяйственного риска состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь или хотя бы определении зон и показателей допустимого, критического и катастрофического риска.

Рассмотрим теперь способы, которые могут быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь.

В числе прикладных способов построения кривой риска выделим  статистический, экспертный, расчетно-аналитический.

Статистический способ состоит в том, что изучается  статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.

Если статистический массив достаточно представителен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, которая и есть искомая кривая риска.

Определяя частоту возникновения  некоторого уровня потерь путем деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число случаев и те предпринимательские сделки, в которых потерь не было, а был выигрыш, т. е. превышение расчетной прибыли. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными.

Экспертный способ, известный  под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Наиболее желательно, чтобы эксперты дали свои оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым затем можно было бы найти средние значения экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей.

Можно даже ограничиться получением экспертных оценок вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках. Иными словами, надо установить экспертным образом показатели наиболее возможных допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности.

По этим четырем характерным  точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь. Конечно, при небольшом массиве экспертных оценок график частот недостаточно представителен, а кривую вероятностей, исходя из такого графика, можно построить лишь сугубо приближенным образом. Но все же определенное представление о риске и характеризующих его показателях будет, а это уже намного больше, чем не знать ничего.

Расчетно-аналитический  способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей предпринимательского риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску.

Элементы теории игр  в принципе применимы ко всем видам предпринимательского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового риска на основе теории игр пока не созданы.

И все же можно, например, исходить из гипотезы, что имеет  место закон распределения потерь. Однако и в этом случае предстоит  решить непростую задачу построения кривой риска.

В заключение еще раз  можно отметить, что методы анализа  и оценки предпринимательского риска во многом еще надлежит разрабатывать, создавать.

 

2.3 Анализ внешней среды предприятия

 

В таблице 2.6 представлены данные о потребителях и поставщиках.

Таблица 2.6 - Показатели потребителей и поставщиков ООО "Скала"

Наименование

2011 г.

2011 г.

Основные потребители  услуг

(государственные предприятия,  коммерческие предприятия, частные  лица)

(государственные предприятия,  коммерческие предприятия, частные  лица)

Основные поставщики

ООО «Гросс» (Владивосток), ООО «Монтаж Плюс» (Новосибирск)

ООО «Гросс» (Владивосток), ООО «Монтаж Плюс» (Новосибирск)


 

Анализ коммерческой деятельности проведен на основе анализа  конкурирующих между собой предприятий, ООО «Скала» и ООО «Промстрой». Коммерческая деятельность ООО «Скала» и ООО «Промстрой» базируется на исследованиях и анализе происходящих рыночных процессов, спроса, товарного предложения, конъюнктуры рынка.

Поскольку маркетинг  – это способ убедить массы  сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу – продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Попытаемся ответить на вопрос: «Выполняют ли предприятия  ООО «Скала» и ООО «Промстрой» комплекс выше перечисленных мероприятий, необходимых для маркетинговой деятельности?». Оба предприятия в силу специфики своей организации – это предприятия строительной отрасли,  они определяют свою маркетинговую деятельность как, стратегию направления бизнеса и способов достижения основных задач. В настоящее время ООО «Скала»  ставит перед собой цель увеличить долю рынка, путем повышения известности услуг среди потребителей на целевом рынке, путем увеличения затрат на продвижение работ, посредством проведения рекламных акций. Для предприятия ООО «Скала» цена – наиболее важный показатель рыночной деятельности, поскольку её основная функция – обеспечить прибыль от реализации оказываемых услуг. Уровень цен в условиях дальневосточного рынка в значительной степени определяется ценой поставщиков на стройматериалы и средним прожиточным уровнем. Сегодня ценовая конкуренция все более уступает место неценовым формам конкуренции: конкуренции качества, системы обслуживания, торговых марок и т.д.   кроме того, агрессивность ценовой политики довольно опасна, т.к. вызывает серьезную отрицательную реакцию со стороны конкурентов. Первоначально для определения ценой политики ООО «Скала» воспользовалось политикой «пробных цен». Это позволило произвести расчет базисного уровня цен на оказываемые услуги. ООО «Скала»  использует метод фиксированных цен, когда на тот или иной товар уже сложилась средняя цена. В своей ценой политике ООО  «Скала»  придерживается: стратегии дифференцированных цен, что позволяет «поощрять» покупателей и стимулирует продажу услуг; стратегии единых цен, которая укрепляет доверие покупателей, она легко применима, удобна; стратегии гибких цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательской способностью.

В таблице 2.7 представлен PEST-анализ предприятия ООО «Скала».

Таблица 2.7 - PEST-анализ предприятия ООО «Скала»

Политика

     Р

Экономика

       Е

1

Изменение законодательства РФ

 

1

Инфляция

 

2

Государственное регулирование  в отрасли

 

2

Динамика занятости

 

3

Государственное регулирование  конкуренции

 

3

Платежеспособный спрос

 
     

4

Затраты предприятия

 
     

5

Затраты на энергетику предприятия

 
     

6

Затраты на сырье предприятия

 
     

7

Затраты на коммуникации

 

Социум

S

Технология

        T

1

Изменения в базовых  ценностях

 

1

Новые продукты

 

2

Изменения в стиле  и уровне жизни

 

2

Развитие технологий

 

3

Отношение к труду и отдыху

       

4

Демографические изменения

       

5

Религиозные факторы

       

6

Влияние СМИ

       

 

Применяя разные ценовые стратегии в сочетании различных их видов, ООО «Скала», в зависимости от конкретной ситуации на рынке и своих маркетинговых стратегических задач, занимает позиции рентабельного и платежеспособного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

3 Предложения  по совершенствованию системы  управления рисками на предприятии ООО «Скала»

 

Информация о работе Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии ООО «Скала»