Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель работы – исследование методов анализа внутренней и внешней среды коммерческого предприятия.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов сущности и значения внутренней и внешней среды организации, в т.ч. методы анализа внутренней и внешней среды организации;
- проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Скала»;
- предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии ООО «Скала».
Введение....................................................................................................3
Теоретические аспекты сущности и значения внутренней и внешней среды организации.....................................................................................6
Внутренняя среда организации..........................................................6
Внешняя среда организации..............................................................13
Методы анализа внутренней и внешней среды организации...........31
Проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Скала»...........................................................................37
Характеристика предприятия............................................................37
Анализ внутренней среды предприятия............................................40
Анализ внешней среды предприятия.................................................53
3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на
предприятии ООО «Скала»........................................................................56
3.1 Пути по улучшению финансовой среды и минимизации
предпринимательских рисков на предприятии........................................56
3.2 Экономическое обоснование мероприятий........................................67
Заключение..................................................................................................73
Список использованной литературы.....
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия;
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия. [13, с. 12]
2. SNW – анализ.
SNW – анализ – это
усовершенствованный SWOT-
Таблица 1.2 - Матрица SNW – анализа
Наименование стратегической позиции |
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
Стратегия организации |
|||
Бизнес-стратегии |
|||
Оргструктура |
|||
Финансы |
|||
Продукт как конкурентоспособность |
|||
Структура затрат |
|||
Дистрибуция как система реализации продукции |
|||
Информационная технология |
|||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
3. PEST – анализ.
Часто для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов. Существует два основных варианта STEP- и PEST – анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга. Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализа каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. Данный вид анализа может проводиться с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится в таблице 1.3 и табличная форма STEP-анализа (таблица 1.4). Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.
Таблица 1.3 - Четырехпольная матрица PEST – анализа
Политические факторы |
Экономические факторы |
1 |
1 |
2 |
2 |
…….. |
…….. |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
1 |
1 |
2 |
2 |
……… |
…….. |
Таблица 1.4 - Табличная форма для проведения STEP-анализа
Группы факторов |
События/факторы |
Опасность/ возможность |
Вероятность события или проявления фактора |
Важность фактора или события |
Влияние на компанию |
Программа действий |
Политические |
1 2 …. |
|||||
Окончание таблицы 1.4 | ||||||
Экономические |
1 2 …. |
|||||
Социальные |
1 2 …. |
|||||
Технологические |
1 2 ….. |
Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия. [13, с. 15]
2 Проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Скала»
2.1 Характеристика предприятия
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Скала».
Сокращенное наименование организации: ООО «Скала».
Общество является юридическим лицом и действует на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет в собственности обособленное имущество, расчетный, валютный и иные счета в банках.
Общество может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом, ответчиком и иной стороной в народном, арбитражном и третейском судах.
Местонахождение общества: 690011, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Борисенко, 51.
Вид деятельности: строительство, оптово-розничная торговля.
Цели перспективного развития Общества:
Основными источниками данных финансовой деятельности ООО «Скала» являются:
1. Бухгалтерский баланс (приложение 1). Представляет таблицу, в которой, с левой стороны (в активе), отражаются средства предприятия, а с правой (в пассиве) – источники их формирования.
2. Отчёт о прибылях и убытках (приложение 2). Характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчётный период. В отчёте содержатся показатели, отражающие все виды доходов, расходов и прибыли предприятия. Движение уставного фонда и другие отчётные формы, которые детализирует содержание отдельных статей бухгалтерского баланса, позволяют исследовать факторы, повлиявшие на финансовые показатели предприятия. Привлечённые данные финансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности.
ООО «Скала» предлагает потребителям товары и услуги, имеет стабильный источник дополнительных доходов.
Наиболее перспективные, в данный момент производственно-экономические показатели деятельности предприятия приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Производственно-экономические показатели деятельности предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Изменения |
Темп роста % |
Объем производства услуг |
27500 |
30360 |
2860 |
9 |
Покупатели, чел |
22000 |
24288 |
2288 |
9 |
Продажа, руб. |
530000 |
607200 |
77200 |
8,7 |
Численность рабочих, чел. |
40 |
50 |
8 |
8,6 |
Фонд заработной платы рабочих, тыс.руб. |
463200 |
543600 |
80400 |
8,5 |
Из таблицы видно, что объем производства услуг вырос на 9 % , а фонд заработной платы на 8,5%
Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за 2010-2011 гг.
Объем реализованных
услуг представлен в таблице 2.
Таблица 2.2 - Объем реализации
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. всего: |
15 225 203 |
24 929 291 |
В том числе объем выручки от реализации товаров, тыс. руб. Доля от общего объема выручки, % |
10 698 258 70,3% |
18 222 526 73,1% |
Исходя из табличных данных видно, что объем выручки в 2011 г. вырос (по сравнению с 2010 г. на 34 %) и составил 24 929 291 руб., в 2010 г. он составлял 15 225 203 руб. В том числе объем выручки от реализации товаров составил в 2011 г.- 18222526 руб. , а в 2010-11 698 258 руб. вырос (по сравнению с 2010 г. на 42 %)
Доля импорта в поставках ООО «Скала» в 4 кв. 2011 г. составляет 91% от общего объема поставок. Поставщики ООО «Скала», на долю которых приходится 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Процентная доля поставок
Полное фирменное наименование поставщика |
Отчетный период | |||
Доля импорта в объеме поставок, % |
Доля России в объеме поставок, % | |||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Corporation |
55 |
49 |
50 |
44 |
ОАО «Фасткомпани» |
22 |
34 |
19 |
31 |
ООО «Витэк» |
23 |
16 |
21 |
15 |
ООО « Ариадов Ко» |
10 |
Из таблицы следует, что доля импортных закупок товара у предприятия Corporation в общем объеме закупок ООО «Скала» за 2010-2011 годы колебалась от 88 до 40 %.
За годы успешного сотрудничества между ООО «Скала» и Corporation сложились партнерские взаимоотношения, ООО «Скала» провело обучение достаточного количества высококвалифицированного технического персонала на базе своего основного поставщика.
Основными потребителями услуг ООО «Скала» являются частные лица. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающееся направление деятельности компании. Кроме этого, ООО «Скала» успешно работает с большим количеством корпоративных компаний, в числе которых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.
Для снижения рисков ухудшения
сбыта вследствие описанных выше
факторов ООО «Скала» будет
2.2 Анализ внутренней среды предприятия
1. Организационная структура предприятия.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. На рисунке 4 представлена организационная структура предприятия.
Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Скала»
2. Уровень управленческой подготовки руководителей организации.
Руководитель предприятия, а также руководители всех подразделений имеют высшее образование. Высокий образовательный уровень работников руководящего звена обеспечивает высокий профессионализм и компетентность управленцев в любых вопросах, касающихся деятельности ООО «Скала».