Правовое и методическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.

Содержание

Введение … 3
1. Методология стратегического планирования в органах
местного самоуправления … 5
1. Сущность стратегического планирования
на муниципальном уровне … 5
2. Принципы и этапы стратегического планирования … 8
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
2. Практические вопросы осуществления стратегического
планирования в муниципальных образованиях … 17
1. Сравнительный анализ стратегических планов развития
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список использованной литературы … 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СТП.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Муниципальное образование — это сложная  система, существующая в условиях нестабильности внешней среды. Как поставить  реальные цели и достичь их в этих рамках? «То, что планируется, делается» — это часто цитируемое высказывание известного западного экономиста Петера Драккера в полной мере относится к муниципальному управлению. При отсутствии долгосрочного плана развитие подведомственной территории будет хаотичным и неясным, а управление превратится в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов.

     Данный  недостаток восполняет стратегическое управление, важным элементом которого является стратегическое планирование, получившее широкое распространение  в бизнес-системах западных стран  и утверждающееся в последние  годы в государственном и муниципальном  управлении.

     К настоящему времени в России сложился определенный опыт стратегического  управления городами. Его начало приходится на 90-е годы прошлого столетия (в  результате продолжавшей в течение 1997 года масштабных работ Санкт-Петербург  стал первым городом в России, разработавший  Стратегический план). Формировался он на основе заимствований из практики стратегического планирования европейских  и американских городов, в частности  Антверпена, Штутгарта, Бранденбурга, Мюнхена, Барселоны, Бирмингема, Сан-Франциско  и других25.  Ставшая за последние десятилетия обычной для западных городов практика разработки стратегических планов применяется в России в необычном контексте. С одной стороны - общий экономический кризис и незавершенные реформы, с другой стороны - печальный опыт как жесткого административного планирования социалистического периода, так и анархии первых посткоммунистических лет. Все это создает особые условия для разработки стратегического плана и в то же время обостряет потребность в таком плане.

     В муниципальных структурах могут  применять разные алгоритмы стратегического  планирования. Общая методология  стратегического планирования в  городах предполагает проведение предпланового  анализа, SWOT- анализа, определение миссии и целей, формулировку показателей  и способов достижения целей, разработку конкретных(ой) программ(ы) для стратегического  плана, реализацию стратегического  плана и  мониторинг достижения целей.

     Почти все региональные столицы и крупнейшие города обзавелись собственными стратегическими  планами развития. В массе своей  эти документы напоминают декларацию о намерениях, с указанием на то, «что» надо сделать, но без объяснения того – «как». Они совмещают очень  общие перспективы и очень  частные программы, без достаточной  стыковки первого со вторым и объяснения каким образом плановая деятельность различных городских структур работает на стратегические цели26.

     При разработке документов стратегического  планирования органы местного самоуправления сталкиваются с множеством трудностей. Некоторые из них мало зависят  от самих органов местного самоуправления: проблемы методологического характера, законодательные пробелы, отсутствие финансирования, несоответствие полномочий, а также ограничения рамками  периода избрания времени реализации утвержденных стратегий; другие вполне могли бы быть ими решены: вовлечение в процесс стратегического планирования гражданского общества, воспитание кадров, повышение качества предплановых анализов и самих планов, мониторинг реализации стратегических планов. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  
  1. Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов  России: поиск концептуальных решений // Городской альманах, вып.2, 2006.
  2. Ветлугин С.Ю. - Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики / Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики, Номер N 1/2 (13/14), 2005.
  3. Динисламов И. Подходы к определению миссии и главной цели развития в стратегических планах городов. // http://www.citystrategy.leontief.ru/about/strkaz.zip.
  4. Жихаревич Б.С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке стратегического плана Санкт-Петербурга. // Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах: Сборник, СтП, 2003.
  5. Жихаревич Б.С. Организационные структуры стратегического планирования/По материалам семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия», 28 июня - 1 июля.
  6. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы / Авт. Х. Боссель. Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. № 670.
  8. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.10.2008 г. № 1043.
  9. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6.09.2006 N 411
  10. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/В.А.Костин, Н.Б.Костина. - Екатеринбург, 2007.
  11. Стратегический план г. Хабаровска, утвержденный решением Хабаровской городской Думы от 26 сентября 2006 г. №306 от 10 июня 2003 г. № 40/6 (с изменениями от 22 января 2008 г.).
  12. Стратегический план развития города Петрозаводска до 2010 года.
  13. Стратегическое управление - Регион Город Предприятие. Под ред. Львова Д.С., Гранберга А.Г., Егоршина А.П.- М, 2004.
  14. Стратегия развития г.Якутска, утвержденная решением Якутской городской Думы от 26.06.2003 № 410
  15. Структурные матрицы и их применение для исследования систем  / Л. Г. Шатихин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1991
  16. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований  в современных условиях. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. // Вестник Научно-исследовательского центра  корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета –  № 3. – 2009.
  17. Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона  //  ЧиновникЪ. –  № 2. – 2004.
  18. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Учеб. пособие для преподавателя. - М., 2007..
  19. Федеральный закон от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ
  20. Чистяков В.М. Прогнозно-аналитические исследования и проектирование сценариев при разработке концепции социально-экономического развития крупного города/Методические материалы.

Информация о работе Правовое и методическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования