Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа
Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.
Введение … 3
1. Методология стратегического планирования в органах
местного самоуправления … 5
1. Сущность стратегического планирования
на муниципальном уровне … 5
2. Принципы и этапы стратегического планирования … 8
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
2. Практические вопросы осуществления стратегического
планирования в муниципальных образованиях … 17
1. Сравнительный анализ стратегических планов развития
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список использованной литературы … 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальное образование — это сложная система, существующая в условиях нестабильности внешней среды. Как поставить реальные цели и достичь их в этих рамках? «То, что планируется, делается» — это часто цитируемое высказывание известного западного экономиста Петера Драккера в полной мере относится к муниципальному управлению. При отсутствии долгосрочного плана развитие подведомственной территории будет хаотичным и неясным, а управление превратится в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов.
Данный
недостаток восполняет стратегическое
управление, важным элементом которого
является стратегическое планирование,
получившее широкое распространение
в бизнес-системах западных стран
и утверждающееся в последние
годы в государственном и
К настоящему времени в России сложился определенный опыт стратегического управления городами. Его начало приходится на 90-е годы прошлого столетия (в результате продолжавшей в течение 1997 года масштабных работ Санкт-Петербург стал первым городом в России, разработавший Стратегический план). Формировался он на основе заимствований из практики стратегического планирования европейских и американских городов, в частности Антверпена, Штутгарта, Бранденбурга, Мюнхена, Барселоны, Бирмингема, Сан-Франциско и других25. Ставшая за последние десятилетия обычной для западных городов практика разработки стратегических планов применяется в России в необычном контексте. С одной стороны - общий экономический кризис и незавершенные реформы, с другой стороны - печальный опыт как жесткого административного планирования социалистического периода, так и анархии первых посткоммунистических лет. Все это создает особые условия для разработки стратегического плана и в то же время обостряет потребность в таком плане.
В муниципальных структурах могут применять разные алгоритмы стратегического планирования. Общая методология стратегического планирования в городах предполагает проведение предпланового анализа, SWOT- анализа, определение миссии и целей, формулировку показателей и способов достижения целей, разработку конкретных(ой) программ(ы) для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.
Почти все региональные столицы и крупнейшие города обзавелись собственными стратегическими планами развития. В массе своей эти документы напоминают декларацию о намерениях, с указанием на то, «что» надо сделать, но без объяснения того – «как». Они совмещают очень общие перспективы и очень частные программы, без достаточной стыковки первого со вторым и объяснения каким образом плановая деятельность различных городских структур работает на стратегические цели26.
При
разработке документов стратегического
планирования органы местного самоуправления
сталкиваются с множеством трудностей.
Некоторые из них мало зависят
от самих органов местного самоуправления:
проблемы методологического характера,
законодательные пробелы, отсутствие
финансирования, несоответствие полномочий,
а также ограничения рамками
периода избрания времени реализации
утвержденных стратегий; другие вполне
могли бы быть ими решены: вовлечение
в процесс стратегического