Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа
Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.
Введение … 3
1. Методология стратегического планирования в органах
местного самоуправления … 5
1. Сущность стратегического планирования
на муниципальном уровне … 5
2. Принципы и этапы стратегического планирования … 8
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
2. Практические вопросы осуществления стратегического
планирования в муниципальных образованиях … 17
1. Сравнительный анализ стратегических планов развития
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список использованной литературы … 30
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет менеджмента
Специальность:080504
«Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа
По дисциплине: «Стратегическое территориальное планирование»
На тему:
Правовое и методическое обеспечение
стратегического планирования социально-экономического
развития муниципального образования
г. Якутск, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение … 3
местного самоуправления … 5
на муниципальном уровне … 5
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
планирования
в муниципальных образованиях
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список
использованной литературы … 30
Введение
Актуальность
темы исследования. Последнее десятилетие
знаменовалось в России разрушением
прежней неэффективной системы
жесткого директивного планирования,
что имело следствием известную
дезорганизацию как в экономике
страны, так и в городском хозяйстве.
Напротив, в городах развитых европейских
стран и США усилился интерес
к стратегическому планированию
как средству объединения усилий
частного и общественного секторов
в достижении определенных целей
развития города. Почти все города
и крупные, и малые стали разрабатывать
стратегии развития, стратегические
концепции развития, стратегические
планы или экономические
Западные
города, начиная с конца семидесятых,
все в большей мере осознавали
важность определенного воздействия
на рыночные процессы в местной экономике
и использования элементов
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории стратегического управления внесли известные отечественные ученые А.Г.Аганбегян, О.Т.Богомолов, П.Г.Бунич, А.Г.Гранберг, Т.И.Заславская, Л.В.Канторович, В.В.Кулешов, Д.С.Львов, С.С.Шаталин и др. В то же время в ряде западных государств концепции стратегического планирования были творчески переработаны в трудах зарубежных ученых-экономистов И.Ансоффа, П.Дракера, Ф.Котлера, В.В.Леонтьева, П.Портера, Дж.Стрикленда, А.А.Томпсона и др. Она эффективно реализуется в США, Японии, Германии, Франции, Швеции и других странах2.
Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.
Объектом исследования является система стратегического планирования в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются механизмы разработки и реализации стратегии муниципального развития.
Теоретическая база исследования составляют концепции и теоретические положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов в области разработки стратегии и стратегического планирования развития городов.
Эмпирической
базой исследования являются данные
материалы из периодических источников
и сети Интернет, а также законодательные
и нормативные акты Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации,
акты муниципальных образований
в области стратегического
Аргументация
выводов осуществлялись с применением
монографических, логических и аналитических
методов.
Глава 1. Методология стратегического планирования
в
органах местного
самоуправления
Причины перехода к практике стратегического планирования зарубежных городов можно охарактеризовать следующим образом3:
- рост безработицы;
- поляризация
доходов и возможностей
- дифференциация социальных статусов населения;
- снижение
занятости в отраслях
В
обычной практике городские власти
видели своим основным политическим
вопросом формирование годового бюджета,
задающего ключевые параметры деятельности
органом местного самоуправления. Недостаточность
такого подхода выявилась, во-первых,
в связи с ускорением и усложнением
процессов развития, во-вторых, в
связи с распространением общественно-частного
партнерства, потребовавшего координации
усилий множества организаций и
задания определенного
Стратегическое планирование в современных условиях - это самостоятельная функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды4. Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют.
В
отличие от текущего, стратегическое
планирование предполагает учет влияния
внешней среды на современное
и будущее состояние
Осознавая
остроту современных социально-
• выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
• определение вектора развития экономики муниципального образования;
•
выяснение в результате дискуссий
и обмена информацией наиболее вероятного
поведения государственных, общественных
и частных организаций, действующих
в сфере экономической
• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;
•
содействие субъектам экономической
политики в принятии ими конкретных
решений, позволяющих повысить целенаправленность
и скоординированность
Как
видим, среди мотивов формулирования
стратегии доминирует потребность
в лучшей координации и нацеленности
действий различных субъектов, работающих
в сфере экономической
Определенную
роль в актуализации разработки стратегических
планов в российских городах (например,
в Санкт-Петербурге) сыграла настоятельная
необходимость привлечения
Объекты и субъекты стратегического управления. С позиций системного подхода город как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность пяти взаимосвязанных макроподсистем. В состав каждой из них входит несколько подсистем, обеспечивающих решение задач стратегического управления городом, выделенных по признаку отрасли экономики или предмету управления. Взаимосвязь макро- и подсистем проиллюстрирована на схеме6.
Однако,
это - не единственный подход. Помимо группы
объектов выступать объектом стратегического
управления в городе могут территория
муниципального образования или
муниципальное хозяйство. Подход к
выделению территории муниципального
образования в качестве объекта
стратегического управления в городе
часто критикуется из-за разнородности
объектов, находящихся на территории
муниципального образования , относящихся
к различной
Субъект стратегического управления является сложным, так как представлен разными субъектами по составу и функциям7:
-
субъекты-заказчики (население,
-
субъекты-исполнители (
Стратегические планы, планы мероприятий и отраслевые планы должны гибко реагировать на меняющиеся условия и максимально учитывать интересы всех участников. Поэтому процесс планирования, установления целей и анализа организуется так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Для этого необходима активная позиция города как лидера и координатора. Очень важная роль в рассмотренных стратегия отводится принципу партнерства. Признано, что успешной сегодня может стать только всеохватывающая политика, объединяющая различные уровни власти, частный сектор и местное население, предполагающая региональное партнерство и международное сотрудничество между городами.