Правовое и методическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.

Содержание

Введение … 3
1. Методология стратегического планирования в органах
местного самоуправления … 5
1. Сущность стратегического планирования
на муниципальном уровне … 5
2. Принципы и этапы стратегического планирования … 8
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
2. Практические вопросы осуществления стратегического
планирования в муниципальных образованиях … 17
1. Сравнительный анализ стратегических планов развития
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список использованной литературы … 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СТП.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 

Факультет менеджмента

Специальность:080504 «Государственное и муниципальное управление» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Стратегическое территориальное планирование»

На тему: Правовое и методическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования 
 
 
 
 

                                                 Выполнила: Соловьева  Е.В.

                                                 студентка группы ГМУ-08-2в

                                                 Проверила: Ноева Е.Е. 
 
 
 
 
 
 

г. Якутск, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение              … 3

  1.  Методология стратегического планирования в органах

      местного  самоуправления       … 5

    1. Сущность стратегического планирования

     на  муниципальном уровне        … 5

    1. Принципы и этапы стратегического планирования     … 8

1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов  … 11

  1.  Практические вопросы осуществления стратегического

      планирования  в муниципальных образованиях    … 17

    1. Сравнительный анализ стратегических планов развития    

     городов Хабаровска и Якутска       … 17

2.2.   Проблемы при разработке документов стратегического

     планирования          … 25

Заключение           … 28

Список  использованной литературы       … 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования. Последнее десятилетие  знаменовалось в России разрушением  прежней неэффективной системы  жесткого директивного планирования, что имело следствием известную  дезорганизацию как в экономике  страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских  стран и США усилился интерес  к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей  развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать  стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.

     Западные  города, начиная с конца семидесятых, все в большей мере осознавали важность определенного воздействия  на рыночные процессы в местной экономике  и использования элементов планирования развития городов. Российские местные  власти, напротив, по мере приватизации теряли рычаги прямого административного  управления экономикой, отказывались от директивных планов социально-экономического развития в пользу рыночных механизмов1.

     Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории стратегического  управления внесли известные отечественные  ученые А.Г.Аганбегян, О.Т.Богомолов, П.Г.Бунич, А.Г.Гранберг, Т.И.Заславская, Л.В.Канторович, В.В.Кулешов, Д.С.Львов, С.С.Шаталин и  др. В то же время в ряде западных государств концепции стратегического  планирования были творчески переработаны в трудах зарубежных ученых-экономистов  И.Ансоффа, П.Дракера, Ф.Котлера, В.В.Леонтьева, П.Портера, Дж.Стрикленда, А.А.Томпсона и др. Она эффективно реализуется  в США, Японии, Германии, Франции, Швеции и других странах2.

     Целью исследования является определение  теоретических методологических основ  стратегического планирования  в  органах местного самоуправления, а  также выявление практических проблем  в процессе осуществления стратегического  планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы  к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив  предпосылки и необходимость  стратегического планирования, этапы  и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов  на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.

      Объектом  исследования является система стратегического  планирования в муниципальном образовании.

      Предметом исследования являются механизмы разработки и реализации стратегии муниципального развития.

     Теоретическая база исследования составляют концепции и теоретические положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов в области разработки стратегии и стратегического планирования развития городов.

     Эмпирической  базой исследования являются данные материалы из периодических источников и сети Интернет, а также законодательные  и нормативные акты Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, акты муниципальных образований  в области стратегического планирования.

     Аргументация  выводов осуществлялись с применением  монографических, логических и аналитических  методов. 
 
 
 
 

Глава 1. Методология стратегического  планирования

в органах местного самоуправления 

    1. Сущность  стратегического  планирования на муниципальном  уровне

     Причины перехода к практике стратегического  планирования зарубежных городов можно  охарактеризовать следующим образом3:

  1. Глобализация процессов развития;
  2. Усложнение внутренней и внешней среды городов;
  3. Усиление социальных конфликтов и проблем, из них традиционно:

    - рост  безработицы;

    - поляризация  доходов и возможностей населения;

    - дифференциация  социальных статусов населения;

    - снижение  занятости в отраслях промышленности (в 80е годы до 30%).

  1. Стремление продвинуться в решении городских классических проблем, в т.ч.: улучшение инфраструктуры города (транспортной и иной инфраструктуры);
  2. Возрастание роли муниципального управления в процессе принятия решений в государстве;
  3. Кризис теории планирования и управления территориями.

     В обычной практике городские власти видели своим основным политическим вопросом формирование годового бюджета, задающего ключевые параметры деятельности органом местного самоуправления. Недостаточность  такого подхода выявилась, во-первых, в связи с ускорением и усложнением  процессов развития, во-вторых, в  связи с распространением общественно-частного партнерства, потребовавшего координации  усилий множества организаций и  задания определенного направления  приложения усилий.

     Стратегическое  планирование в современных условиях - это самостоятельная функция  управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды4. Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют.

     В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния  внешней среды на современное  и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития5.

     Осознавая остроту современных социально-экономических  проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости  разработки стратегий, ориентированных  на решение проблем занятости, экономического развития и обновления городов.  В качестве целей разработки стратегии  на муниципальном уровне обычно называют следующие:

     • выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;

     • определение вектора развития экономики  муниципального образования;

     • выяснение в результате дискуссий  и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих  в сфере экономической политики;

     • определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных  предприятий;

     • содействие субъектам экономической  политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.

     Как видим, среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность  в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление  о деятельности властей в сфере  экономики, приоритетных направлениях, которые будут поддерживаться и  стимулироваться. С другой стороны, стратегия должна нацелить работу многочисленных институтов, занятых реализацией  экономической политики. То есть стратегия  рассматривается как средство координации  усилий и достижения взаимопонимания. В Великобритании наличие годового плана действий в экономической  сфере является обязательным для  местных властей по закону.

     Определенную  роль в актуализации разработки стратегических планов в российских городах (например, в Санкт-Петербурге) сыграла настоятельная  необходимость привлечения заемных  средств международных финансовых институтов.

     Объекты и субъекты стратегического  управления. С позиций системного подхода город как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность пяти взаимосвязанных макроподсистем. В состав каждой из них входит несколько подсистем, обеспечивающих решение задач стратегического управления городом, выделенных по признаку отрасли экономики или предмету управления. Взаимосвязь макро- и подсистем проиллюстрирована на схеме6.

     Однако, это - не единственный подход. Помимо группы объектов выступать объектом стратегического  управления в городе могут территория муниципального образования или  муниципальное хозяйство. Подход к  выделению территории муниципального образования в качестве объекта  стратегического управления в городе часто критикуется из-за разнородности  объектов, находящихся на территории муниципального образования , относящихся  к различной подведомственности.

     Субъект стратегического  управления является сложным, так как представлен разными субъектами по составу и функциям7:

     - субъекты-заказчики (население, органы  местного самоуправления, бизнес  сообщество, общественные организации);

     - субъекты-исполнители (специальные  ораны, созданные для исполнения  решений субъекта-заказчика). Как,  например, в Санкт-Петербурге Генеральный  Совет по стратегическому планированию - высший орган системы стратегического  планирования, образуется для обсуждения  и утверждения всех ключевых  решений, связанных с разработкой  и реализацией Стратегического  плана. Или орган, руководящий  работами по разработке и реализации  стратегического плана - Исполнительный  комитет стратегического плана8. 

    1. Принципы  и этапы стратегического  планирования

     Стратегические  планы, планы мероприятий и отраслевые планы должны гибко реагировать  на меняющиеся условия и максимально  учитывать интересы всех участников. Поэтому процесс планирования, установления целей и анализа организуется так, чтобы привлечь возможно более  широкий круг лиц и организаций. Для этого необходима активная позиция  города как лидера и координатора. Очень важная роль в рассмотренных  стратегия отводится принципу партнерства. Признано, что успешной сегодня может  стать только всеохватывающая политика, объединяющая различные уровни власти, частный сектор и местное население, предполагающая региональное партнерство  и международное сотрудничество между городами.

Информация о работе Правовое и методическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования