Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа
Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере городов Хабаровска и Якутска, по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Якутске.
Введение … 3
1. Методология стратегического планирования в органах
местного самоуправления … 5
1. Сущность стратегического планирования
на муниципальном уровне … 5
2. Принципы и этапы стратегического планирования … 8
1.3. Характеристика основных элементов стратегических планов … 11
2. Практические вопросы осуществления стратегического
планирования в муниципальных образованиях … 17
1. Сравнительный анализ стратегических планов развития
городов Хабаровска и Якутска … 17
2.2. Проблемы при разработке документов стратегического
планирования … 25
Заключение … 28
Список использованной литературы … 30
• быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам),
• стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн).
Такая специфическая цель крайне важна для формирования четкого имиджа города.
В
некоторых случаях для
В силу наличия в городах разных условий, приоритетные направления в стратегиях и политике городов различны. Тем не менее, они, как правило, без труда могут быть сведены в несколько групп. Группы частично пересекаются, так как набор групп в городах не одинаков и в разных городах одно и то же направление может быть отнесено, например, либо к содействию экономической деятельности, либо к поддержке малого и среднего бизнеса, либо к поддержке системы образования. Предлагаемая классификация17 включает 13 направлений, сгруппированных в 4 блока.
Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности:
•
совершенствование
• глобальные проекты обновления и развития;
• локальные проекты обновления и развития.
Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития:
• поддержка бизнеса;
• поддержка инноваций, распространение технологий;
• содействие занятости;
• содействие малым и средним предприятиям;
•
поддержка профессионального
• экологизация экономики (устойчивое развитие).
Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации:
• поддержка туризма;
• внутрирегиональная кооперация;
• маркетинг города.
Четвертый
блок. Совершенствование управления:
совершенствование структуры и методов
управления городом.
ГЛАВА
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1.
Сравнительный анализ
стратегических планов
развития городов
Хабаровска и Якутска
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов. Правовой основой использования методов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Хабаровска, как указано в главе «Основные методы разработки стратегии» Стратегического плана Хабаровска18, является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В методическом отношении разработчики Стратегического плана развития Хабаровска опирались также на «Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований» (Москва, 2002 г.), подготовленные научно-методическим центром «Города России» Минэкономразвития России и Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Стратегия развития г. Якутска19, исследования, проведенные для ее разработки, опираются на материалы ненормативного характера, большинство из которых международные источники: «Показатели устойчивого развития: структура и методология», «Показатели устойчивого развития: теория, методика, практическое использование, Хартмут Боссель», другие методические материалы и отчеты, доклады ООН, Хартия городов Европы по устойчивому развитию и т.п.
В обоих документах, по сути отсутствует перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработан стратегический план. В качестве правовой основы могли бы быть использованы ратифицированные РФ международные правовые акты, Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, которые бы укрепили соответствие содержания стратегического плана, а именно:
-
Декларация прав человека и
иные международные документы;
- Конституция РФ;
- иные (локальные) концептуальные документы по стратегическому планированию.
Можно заключить, что стратегический план Хабаровска имеет более основательное нормативно-правовое обеспечение, так как цель и подцели стратегии развития города корреспондируют с основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок. Основополагающие принципы развития Хабаровска находятся в русле требований Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по изучению населенных пунктов (HABITAT).
Под целями стратегического плана, или стратегическими целями, понимаются действия, направленные на решение существующих проблем или уменьшение их остроты.
Декларируемая главная стратегическая цепь развития города Хабаровска заключается в «обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан». Качество жизни в стратегическом плане определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.
Стратегическая цель развития Хабаровска осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение динамического равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов всех тех, кто работает или учится в городе, кто посещает его в поисках развлечений, культуры, информации, знаний.
Одним
из важных элементов городской политики
является обеспечение гармонии между
современным
Глобальная цель разбивается на пять подцелей, критерием деления служит сфера деятельности: социальная цель, инновационная, социально-экономическая, хозяйственная и управленческая цели.
«Миссия
Хабаровска в обозримой перспективе видится,
как трансформация города из исторически
сложившегося индустриально-хозяйственно-
Цель стратегии развития Якутска сформулирована как «улучшение качества жизни городского населения, создание в городе благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни, формирование в городе экономического среды и климата, благоприятных для хозяйствования и предпринимательской деятельности». Дерево целей развития, в основании которого идея города, привлекательного для определенных категорий населения, содержит цели:
-
повысить качество жизни
-
центр привлекательный для
-
центр высоких медицинских
- устойчивое развитие;
- столица алмазного комплекса республики.
Стратегический план Якутска не формулирует миссии города. Но миссия муниципального управления и не должна обязательно входить в состав стратегического плана, так как она предшествует ему, выполняет роль ориентира при его составлении.
Одно
из основных требований к миссии и
основным стратегическим целям заключается
в том, что они не должны быть расплывчатыми
и абстрактными. Миссии в концентрированной
форме выражают смысл существования
организаций, городов, их предназначение.
По стилю и содержанию миссия, должна
быть понятной, пригодной к использованию,
сочетаться с целями. Однако, миссия
Хабаровска (трансформация в многофункциональный
центр с научно-производственно-
Местной
специфики хватает в
Стратегический план г.Хабаровска до 2020 г. концентрируется на восьми ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях, выявленных на основе анализа конкурентных преимуществ Хабаровска, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества. На основе ключевых направлений, охватывающих социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, предложены 27 программ, которые должны реализовываться через систему конкретных проектов:
Направление 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала.
Программа: Хабаровск - здоровый город
Программа: Образование - основа развития, залог успеха
Программа: Город для души: Хабаровск - культурный, спортивный и туристический центр
Программа: Хабаровск - город комфортной социальной среды
Программа: Здоровое поколение Хабаровска
Направление 2. Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов
Программа: Новая жизнь крупных заводов. Промышленная политика города
Программа: Хабаровск - межрегиональный центр инновационной деятельности и инновационных услуг
Программа: Финансовый центр Дальнего Востока
Программа: Занятость. Развитие трудового потенциала
Направление 3. Развитие среды проживание горожан
Программа: Развитие новых форм управления жилищным фондом
Программа: Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения
Направление 4. Развитие рынков товаров и услуг
Программа: Производство потребительских товаров
Программа: Аграрный комплекс
Программа: Торговые технологии - современная культура потребления
Программа: Высокое качество услуг - новый уровень обслуживания, новое качество индустрии сервиса