Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Планирование кадровой политики любой фирмы или производства является сложным, многоуровневым процессом, который требует немалых финансовых затрат. Но значение человеческого фактора для работы предприятия в целом и для достижения материальных и социальных целей столь велико в сегодняшних условиях рынка, что существенные финансовые вливания оправдывают себя в кратчайшие сроки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1. Общая характеристика процесса повышения квалификации персонала как фактора развития предприятия…………………………………………………….6
1.2. Методы и формы повышения квалификации персонала в организации…..12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ ЗАВОДА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИТОГАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………………………..20
2.1 Анализ уровня квалификационной подготовки персонала в медико- санитарной части …………………..........................................................................20
2.2. Принятие решений по итогам повышения квалификации персонала……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………
5. Будущие доходы организации.
Повышение
квалификации — это инвестиции. Успех
организации в будущем складывается также
из трудового потенциала сотрудников,
максимального развития навыков и способностей
персонала в рамках структуры потребностей
организации
6. Социализация управленческого персонала.
Повышение квалификации обеспечивает формирование активного творческого отношения к труду у каждого работника, обеспечивает его полноценную включенность в систему разносторонних коллективных отношений.
7. Потребности сотрудников в самореализации.
Повышение квалификации способствует удовлетворению стремления сотрудников к постоянному изменению, росту, что, в свою очередь, изменяет требования сотрудников к организации и является одним из источников воспроизводства самой организации.
8. Приспособление персонала к изменяющимся условиям.
Повышение
квалификации персонала
Таким образом, ключевым моментом в управлении повышением квалификации руководителей и специалистов является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать управленческий персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в повышении квалификации отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела управления персоналом, самого сотрудника и его непосредственного руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе повышения квалификации.
Каждая из участвующих в этом процессе сторон должна учитывать факторы, под воздействием которых складываются потребности организации в развитии своего персонала5.
Этими факторами являются:
• динамика внешней среды;
• развитие
техники и технологии, влекущее за
собой появление новой
• изменение стратегии развития организации;
• создание новой организационной структуры;
• освоение новых видов деятельности;
• динамика
численности персонала
• распределение персонала по половому признаку;
• образовательный уровень;
• стаж работающих;
• квалификация служащих;
• текучесть кадров;
• периодичность фактической подготовки и повышения квалификации,
• потребность личности в образовании;
• определение места и времени подготовки персонала данной квалификации и требуемого количества;
• стоимость обучения и его эффективность;
• траектория
профессионально-
Существуют
следующие мероприятия для
• осуществление программы профессиональной ориентации;
• организация консультационной помощи персоналу;
__________________________
5 Макарова И.К. Управление персоналом предприятия., -М.: Юриспруденция, 2004.
• интервьюирование персонала при найме на работу;
• проведение
анкетного опроса сотрудников на
регулярной основе (например, ежемесячно);
• собеседование с сотрудниками по истечении
периода адаптации;
• организация специальных встреч, инициируемых либо сотрудниками, либо руководством организации;
• проведение деловой оценки и аттестации персонала;
• пересмотр выполняемых обязанностей.
Одними из основных методов определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развитая персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.
Потребности,
связанные с выполнением
Нужно
заметить, что для поставленной нами
цели также подходят
мероприятия по деловой оценке персонала,
поскольку предоставляют возможность
целостного рассмотрения работы исполнителя,
а также самого сотрудника (его сильных
и слабых сторон) и его соответствия выполняемой
работе. Наблюдения, совместная работа
и обсуждения предоставляют возможность
составить представление о сильных и слабых
сторонах персонала.
1.2. Методы
и формы повышения квалификации
персонала в организации.
Существуют различные формы, методы и подходы к профессиональному росту управленческого персонала. К ним относятся деловые игры, решение конкретных практических задач, анализ конкретных управленческих ситуаций, использование дискуссий, как инструмента получения новых знаний и выработка оптимальных вариантов управленческих решений, социально-психологический тренинг, программное обучение. Независимо от характера (практического или теоретического) повышения квалификации разработка методов переподготовки основывается на соблюдении ряда обязательных принципов.
К таким базисным принципам относят шесть требований6:
♦ обучаемый должен быть заинтересован в результате переподготовки;
♦ изучение нового должно подкрепляться практическим опытом;
♦ переподготовка должна подкрепляться практическим опытом и повторением, так как любое повышение квалификации требует времени для усвоения нового и обобщения накопленного материала;
♦ накопленный материал должен быть осмыслен. Этому призваны помочь соответствующие вопросы для обсуждения, тесты, задания;
♦ методы обучения должны быть как можно более разнообразны;
♦ материал должен быть приближен к конкретной деятельности работника. Преподаватель обязан делать все возможное, чтобы приблизить обучение к реальным рабочим ситуациям, так как после возвращения на работу управленец должен немедленно применить свои знания и умения на практике.
Рассмотрим четыре возможных метода обучения (включая как получение новых знаний, так и переподготовку).
Ученичество. Этот метод есть комбинация обучения на рабочем месте и вне работы. Оно требует кооперации наставников на рабочем месте и в школе
______________________
6 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.-М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000
(например, в воскресной), а также государственных служб.
Ученичество — это период тренинга и обучения, включающий как формальное аудиторное обучение, так и практический тренинг на рабочем месте. Период такого обучения может достигать нескольких лет. Слабое место системы ученичества в том, что время, отведенное для него, предопределено, и в нем не учитываются индивидуальные различия, проявляющиеся в период обучения.
Предварительное обучение. При этом методе учащиеся изучают дело в обстановке, имитирующей рабочую. Примером может служить тренажер, имитирующий кабину для тренировок пилотов лайнера.
Обучение на рабочем месте. Это наиболее распространенный метод: работник помещается в реальную рабочую ситуацию, работу и секреты мастерства ему показывает опытный работник или мастер. Этот метод особенно предпочтителен для менеджеров вследствие характера их труда.
Важнейшие методы обучения на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности и др.
Репетиторство и обсуждение. Один из лучших и наиболее используемых приемов обучения новых менеджеров — тот, при котором преуспевающие опытные менеджеры обучают новичков. Этот подход не только обеспечивает возможность учиться, он требует действительного делегирования прав, что и создает чувство доверия.
Переподготовка. Основная черта программ переподготовки состоит в том, что они дают частичный предварительный опыт человеку, готовящемуся в будущем занять определенное место, поскольку он выполняет часть действительной работы того, на кого эти обязанности возложены в настоящее время. Такое промежуточное положение в различных организациях именуется по-разному: ассистенство, дублерство, объединенное управление или ученичество для менеджеров.
Переводы и ротация. В данном случае обучаемые перемещаются по целой последовательности работ для расширения своего опыта. На предприятиях могут строиться планы передвижений, включая функциональные и географические перемещения.
Защитники
данного подхода утверждают, что
он расширяет кругозор руководителя,
ускоряет продвижение
4. Обучение вне рабочего места. В данном случае занятия проходят в классных комнатах, воскресных школах или где-либо еще. Предприятия с крупнейшими учебными программами часто используют этот метод.
По
мнению руководителей учебных
При
организации повышения
Особое место в системе повышения квалификации персонала занимают деловые игры. Основные отличия игровой имитации от реального эксперимента заключаются в наглядности последствий принимаемых решений, а также в изменении (ускорении) масштаба времени. С помощью такой игры появляется возможность повторить решение одной и той же хозяйственной производственной задачи, используя различные подходы.
Деловые игры — одно из основных методических средств,
________________________
7 Макарова И.К. Управление персоналом предприятия., -М.: Юриспруденция, 2004.
ориентированных
на определенное число
Среди интенсивных технологий повышения квалификации кадров заметное место занимают методы изучения наиболее актуальных проблем. Это так называемое проблемное обучение. Учебный материал подается слушателям в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Для решения проблем выдвигаются различные варианты, инсценировки. Как правило, содержание конкретной проблемы обуславливает комбинацию таких инсценировок.
Информация о работе Повышение квалификации персонала как фактор развития предприятия