Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:46, курсовая работа
Менеджмент – это социальный и технический прогресс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.
Рассмотрим сущность и характерные черты современного менеджмента.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Потребность управления в деятельности человека…………………… 4
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………….. 4
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………. 8
1.3. Школы менеджмента…………………………………………….. 12
2. Современная система взглядов на менеджмент……………………... 25
2.1. Условия эффективного экономического развития
систем управления организациями в России…………………... 25
2.2. Особенности российского менеджмента……………………….. 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы……………………………………………………….. 40
Комплексная трактовка
– крупное теоретико-
С начала 80-х гг. XX в. в теории управления постепенно встает необходимость в новой крутой ломке сложившейся системы управления. В 1986 – 1989-х гг. ставится вопрос: а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей модели социализма, внутренняя логика развития которой неизбежно ведет общество в тупик?
Вопрос этот ставится
в публикациях таких авторов,
как В. Селюнин,
А. Стрелянян, А. Ципко, С. Шаталин, Н. Шмелёв
и др.
События августа 1991 г. внесли
ясность в ситуацию противостояния
и ознаменовали собой завершение
социалистического этапа
В XX в. Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение – от социализма к капитализму. В том и другом случаях глобальный переход представлял собой прежде всего управленческую революцию. Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917 и 1991 гг. происходило «сверху» и представляло собой не естественно-историческое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.
В первой и второй управленческих революциях выгоды от переворота получила небольшая группа людей, стоящих у власти. В 1917 г. это была большевистская элита, ориентированная на установление диктатуры пролетариата и отвергавшая ценности западного общества, а в 1991 г. – демократическая элита, отвергавшая ценности большевизма и пытавшаяся установить в стране политический плюрализм западного типа.
Таким образом, первая и вторая управленческие революции совершались с диаметрально противоположных позиций, преследовали разные цели, ориентировались на различные идеалы и принципы. Обе революции совершались «сверху» меньшинством населения. В том и в другом случаях революции совершала группа интеллектуалов, состоящая в оппозиции к правящей политической элите: в 1917 г. – в оппозиции к Временному буржуазному правительству, в 1991 г. – в оппозиции к советскому партийному руководству. После того, как революция совершалась, находящиеся в оппозиции интеллектуалы захватывали власть и становились правящей управленческой элитой.
Через некоторое время (5 – 7 лет) в правящей элите намечался серьезный отход от провозглашенных целей и идеалов. В. Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализма и провозгласил новую экономическую политику (НЭП). Б. Ельцин через такое же количество лет отошел от шоковой терапии и повернул к новой социальной политике. В ее основе лежали принципы, которых придерживались коммунисты.
Таким образом, после первой и второй управленческих революций оппозиционное меньшинство, которое захватывало в России власть, через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических, а иногда и политических претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, для которых главными вопросами были удержание власти в своих руках и решение насущных хозяйственных вопросов.
Как только в управленческой элите происходил перелом прагматизма, немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х гг. В. Ленин открыл в стране около десяти научных институтов менеджмента и НОТ, которые в течение 5 – 7 лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента. В начале 1990 г. при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.
Сравнивая революции в России и США, можно отметить, что с формальной точки зрения в России произошло то же самое, что и в США, – вытеснение класса собственников на периферию. Однако на самом деле между американской и русской революциями есть серьезные различия. Американская революция была мирной, а русская – военной, которая закончилась гражданской войной и уничтожением нескольких миллионов человек; были уничтожены класс капиталистов и менеджеров. Власть в обществе в России, как и в Америке, получили не собственники. Но это лишь формальное сходство. В России класс капиталистов уничтожили, а в США оставили в живых. В России после революции собственность осталась в руках государства, а в США – в руках граждан.
В результате управленческой
революции 1991 г. государственная власть
стала вновь частной. Произошел
обратный переворот: в Россию вернулся
класс капиталистов-
Таким образом, в результате второй управленческой революции контроль над производством перешел от наемных работников, роль которых выполняли партийные чиновники, к частным собственникам. Цели и объективные результаты второй управленческой революции в России были прямо противоположны целям и результатам первой управленческой революции. Однако содержание первой и второй революций оставалось одним и тем же – переход политической и экономической власти от одной части управленческой элиты к другой.
Ни первая, ни вторая революции в России не привели к созданию рыночного общества западного типа. Несмотря на то, что в ходе первой и второй революций кадровый состав управленческой элиты обновлялся на 70 – 80 %, принципы и методы руководства экономикой и людьми оставались старыми.
Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава. Ни одна управленческая революция не разрушила традиций косности и рутины, которые складывались на протяжении тысяч лет в русском менталитете руководителей и которые превратились в устойчивую традицию.
Заключение
Менеджмент имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень НТП и пр., специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.
Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране.
Увлечение концепциями менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского или какого-либо еще опыта в Россию. Понимать, знать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовать идеи менеджмента.
Существует два мнения
в понимании российского
Что же благоприятствует и что затрудняет менеджмент в России?
Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджменту. Экономические связи зависят от политических процессов. Процессы рыночных механизмов происходят неравномерно в разных регионах.
Система подготовки профессиональных кадров менеджеров находится в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.
Высокий научно-интеллектуальный потенциал России способствует менеджменту, однако часто происходит столкновение западной и российской организационных культур.
Традиции технократического
подхода в управлении препятствуют
менеджменту в России. Этот подход
характеризуется смещением
В России деформированная структура экономики. В народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, в то же время остаются неразвитыми предприятия среднего и малого бизнеса.
Переходный период, в котором существуют и действуют прежние и новые методы управления, также создает трудности для российского менеджмента.
Российский менталитет также характеризуется определенными особенностями в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации.
Список литературы
Информация о работе Потребность управления в деятельности человека