Потребность управления в деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это социальный и технический прогресс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.
Рассмотрим сущность и характерные черты современного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Потребность управления в деятельности человека…………………… 4
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………….. 4
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………. 8
1.3. Школы менеджмента…………………………………………….. 12
2. Современная система взглядов на менеджмент……………………... 25
2.1. Условия эффективного экономического развития
систем управления организациями в России…………………... 25
2.2. Особенности российского менеджмента……………………….. 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы……………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Потребность управления в деятельности человека…………………… 4

1.1. Понятие менеджмента…………………………………………….. 4

1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………. 8

1.3. Школы менеджмента…………………………………………….. 12

2. Современная система взглядов на менеджмент……………………... 25

2.1. Условия эффективного экономического развития

        систем управления организациями в России…………………... 25

2.2. Особенности российского менеджмента……………………….. 31

Заключение……………………………………………………………….. 38

Список литературы……………………………………………………….. 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; это еще и функции, и вид деятельности по руководству людьми в разных организациях; это еще и собирательная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

При этом управление имеет  двоякий смысл:

  1. Управление – производительный труд.
  2. Управление – деятельность по надзору и контролю.

Менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления организацией.

Менеджмент – это социальный и технический прогресс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

Рассмотрим сущность и характерные черты современного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Потребность  управления в деятельности человека.

1.1. Понятие  менеджмента

 

Философы древности  полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение иерархии между людьми.

А. Смит утверждал, что «для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Вся жизнь человека –  это бесконечная цепочка его  деятельности, которая разнообразна и многообразна. Никакая деятельность невозможна без организации. Чтобы организовать ее, необходимо предвидеть результат деятельности, оценить действия по результату, проконтролировать и просто заинтересовать в деятельности. Все это – управление, которое сопровождает деятельность человека.

В нашей жизни главную роль играет производственная деятельность, благодаря которой мы живем, строим карьеру, самоутверждаемся и реализуем свои цели.

Совместная работа требует  согласования действий с действиями других людей. В этом случае управление выходит за рамки нашей собственной деятельности, оно выделяется как часть совместной деятельности, а впоследствии обособляется. Таким образом, встает необходимость в управляющем, который определяет общую цель, согласует деятельность различных людей посредством организации их труда, контроля, мотивации и т.п.

Трудно установить с  определенной точностью, какова этимология термина «менеджмент». В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не умеющий руководить. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos – народ, ago – веду). Если вначале слово «демагогия» означало искусство предводительствовать народом, то затем оно приобрело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом.

Древнегреческое ago, даже не будучи соединённым с demos, несет в себе смысл руководства, управления, а кроме того – ведения дела, воспитания. Поменяв приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставив неизменным, мы получим новое слово – педагогика. Педагогика – это искусство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем древнегреческое «paidagogeo» означало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом назывался раб, провожающий ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появился дополнительный смысл – «вождь», «руководитель».

В латинском языке  существует слово mancepts – предприниматель, подрядчик. В Древнем Риме mancipium означало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.

Слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском языке слово «manus» означает целый ряд значений: рука – насилие – власть – работа – труд – произведение. Слово «capio» означает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Сравнивая ряды значений двух слов «manus» и «capio», получаем смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать.

Неожиданную интерпретацию  современного термина «менеджмент» предлагает немецкий историк И. Шайд. Он выводит его этимологию из итальянского maneggiare – умение управлять лошадью. Что может быть общего между предпринимателем, капиталистом и искусным наездником?

Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. То есть не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно».

Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и  направлять их, чтобы они действовали  в рамках порученного им дела так  же, как они поступали бы по собственной  инициативе при условии понимания  ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации.

Конечно, управление лошадью  и управление персоналом – вещи разные. Но не настолько, чтобы не видеть общие моменты, определяющие саму специфику управления как искусства. Это искусство заключается в умении или хитрости так регулировать действия людей, чтобы они этого не замечали, чтобы они не чувствовали над собою никакого давления или насилия. Иными словами, выполняя поручение, подчиненные должны вести себя так, будто действуют по собственной инициативе. Поэтому главное в искусстве менеджера – мотивировать и заинтересовывать людей в добровольном подчинении.

Если вы принуждаете  или манипулируете, т.е. действуете методом «кнута и пряника», то это не менеджмент.

Семантика слова «менеджмент» очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

  1. Способ, манера общения с людьми.
  2. Власть и искусство управления.
  3. Особого рода умение и административные навыки.
  4. Орган управления, административная единица.

В «Словаре иностранных  слов» «менеджмент» толкуется как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством  с целью повышения его эффективности.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; это еще и функции, и вид деятельности по руководству людьми в разных организациях; это еще и собирательная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

При этом управление имеет  двоякий смысл:

  1. Управление – производительный труд.
  2. Управление – деятельность по надзору и контролю.

Менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления организацией.

Менеджмент – это социальный и технический прогресс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

П. Друкер дает следующее  определение менеджменту: «Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент, в сущности, является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных социальных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, дал толчок самому значительному социальному феномену: взрыву образования».

Менеджмент – это интеграционный процесс.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

 

1.2. Условия  и предпосылки возникновения  менеджмента

 

Зачатки организации  можно наблюдать до возникновения  цивилизации.

Первые три способа  организации коллективных действий были созданы ещё в доисторическую эпоху: охотничье племя, способное коллективно охотиться на крупного зверя; скотоводческое племя и неолитическая деревенская община.

Уже тогда перед ними стояли две вполне современные задачи:

  1. Разделение функций между членами коллектива.
  2. Координация функций с целью достижения желаемых результатов.

Первый этап организации  коллективных действий носил характер присваивающего хозяйства. Для этого типа хозяйства характерны охотничье племя и скотоводческое племя. Затем происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему – это второй этап организации коллективных действий. К нему мы можем отнести неолитическую деревенскую общину.

История возникновения  и развития менеджмента насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий  и пять управленческих революций.

Первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая, произошла 4 – 5 тыс. лет до н. э. в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке.

Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.), называется светско-административной.

Через тысячу лет после  смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики управления. Происходит третья управленческая революция, известная как производственно-строительная. Царь Навуходоносор II (605 – 562 гг. до н. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Одним из первых, кто дал  характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 – 399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) считается создателем идеализма, дал  классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции управления.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) создал логику – науку о правильных способах мышления, об искусстве строить умозаключения и опровергать ложные доказательства. Его «научный способ мышления» частично лег в основу развития современных методов принятия решения.

Ксенофонт (ок. 430 – 355 гг. до н. э.) признаёт управление как особый вид искусства.

Известный полководец Александр Македонский (325 – 323 гг. до н. э.) создал штаб, изучал опыт других армий, обучал воинов, использовал механические приспособления.

Четвёртая управленческая революция практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII – XIX вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. Её результатом стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Началом четвертой революции  в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры – капиталиста, которому, в свою очередь, потребовался наемный менеджер. Начало эпохи – появление капиталиста, а ее конец – приход менеджера.

Великий экономист Адам Смит (1723 – 1790 гг.) в 1776 г. написал книгу «Исследования о природе и причинах богатства народа», где сформулировал принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал концепции расчета оплаты труда и контроля.

Роберт Оуэн (1771 – 1858 гг.) – социалист-утопист. Он оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов как материальной предпосылки производства, он в то же время исходил из социальных отношений как той базы, на которой менеджер должен строить свою внедренческую программу.

Информация о работе Потребность управления в деятельности человека