Потребность управления в деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это социальный и технический прогресс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.
Рассмотрим сущность и характерные черты современного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Потребность управления в деятельности человека…………………… 4
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………….. 4
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………. 8
1.3. Школы менеджмента…………………………………………….. 12
2. Современная система взглядов на менеджмент……………………... 25
2.1. Условия эффективного экономического развития
систем управления организациями в России…………………... 25
2.2. Особенности российского менеджмента……………………….. 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы……………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Контроль – участок управленческой деятельности, цель которого – количественная и качественная оценка труда и учет результатов работы организации. Главные инструменты реализации этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общей системе управления контроль выступает как элемент обратной связи. По его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация – центральная функция процесса управления, обеспечивающая его слаженность, бесперебойность и непрерывность. Цель координации – достижение согласованности в работах всех звеньев предприятия посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто с этой целью используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, деловые документы. С помощью различных форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий и элементов процесса управления, а также действий руководителей.

Итак, менеджмент с точки  зрения процесса – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Менеджмент рассматривается  как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели определяется как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируют с менеджерами. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитал, здания, оборудование, материалы, труд, информация).

В XX в. менеджмент выделился в самостоятельную область знаний – науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации – это  сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как  внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которым можно научиться опытным путем и которыми в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Таким образом, возникает  необходимость в изучении эволюции науки менеджмента с момента ее возникновения и до ее современного состояния.

Ключевыми моментами  современной системы взглядов на менеджмент, которую нередко называют «новой управленческой парадигмой», являются следующие принципиальные положения.

Отказ от управленческого  рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется его рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации. Вместо этого выдвигается на первое место проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды.

Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве её составных частей, которые непрерывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причём границы с ней являются проницаемыми, т.е. предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна выработать способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на воздействие извне. Центральный момент здесь – ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени.

Признание социальной ответственности  менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это, прежде всего, социальная система, эффективность которой зависит от главного её ресурса – человека. Задача менеджеров – организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал. Поэтому новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство, стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Ориентация на новые  условия и факторы развития нашла  отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организации.

Так, важнейшими признаками менеджмента современного периода  развития являются:

  • благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации;
  • ответственность менеджеров на всех уровнях за успешную деятельность предприятия;
  • коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации;
  • создание атмосферы открытости, честности, доверия к людям;
  • содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию, как личной работы, так и работы организации.

Что касается смены парадигмы  управления в РФ, то она органически  связана с радикальными преобразованиями и реформированием всех сторон жизнедеятельности нашего общества.

Поэтому самыми важными  положениями парадигмы управления российской переходной экономикой являются:

Гибкое сочетание методов  рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов.

Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых и социально ориентированных систем.

Самоуправление на всех уровнях и переходах к политической системе хозяйствования.

Сочетание рыночных и  административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Становящаяся в России система управления организациями  обеспечит эффективность экономического развития при соблюдении двух главных  условий.

Во-первых, в ней требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие особенности страны.

Во-вторых, в её основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран с рыночной экономикой. Это позволяет интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую систему, занять в ней место, достойное нашей страны и народа России.

2.2. Особенности российского менеджмента

 

В развитии российской управленческой мысли исследователи выделяют пять этапов: 20-е гг., 30 – 50-е гг., 60 – 70-е  гг., 80-е и 90-е гг. XX в.

Наибольший интерес  для рассмотрения представляет первый период, когда происходит зарождение науки управления и ещё допускается определенная самостоятельность исследований и свобода творчества.

Существуют предположения, что у нас в России, независимо от других мыслителей в других странах, рождались теории управления, как  две капли воды похожие на заграничные, но они не получили широкую огласку, а значит, широкого распространения, и поэтому остались неизвестными.

Процесс пополнения знаний о научной организации труда  в 20-е гг. XX в. протекал весьма интенсивно, и уже к 1921 г. появилась необходимость в коллективном обмене мнениями.

20 января 1921 г. в Москве  была созвана I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, которая послужила первым толчком к развитию российской управленческой мысли. Формируются первые школы управления вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Есманский, Е.Ф. Розмирович и многих др.

Процесс становления  развития управленческой мысли в  России происходит в сложных исторических условиях. При острой нехватке ресурсов от науки в первую очередь требовалась разработка практических указаний, как нужно работать в конкретной обстановке с наименьшей затратой времени, материальных и денежных средств для получения максимального производственного эффекта. Поэтому основная масса работ того периода была посвящена таким частным вопросам, как рациональная организация рабочего места, совершенствование структуры управляющего аппарата, создание простого и дешевого учёта и отчётности, улучшение методов планирования и т.д.

10 марта 1924 г. проходила II Всесоюзная конференция под руководством В.В. Куйбышева в Москве. На конференции большое внимание было уделено методам рационализации госаппарата, делопроизводству, постановке отчётности и т.д. Целью конференции стала ориентация НОТ на удовлетворение реальных практических нужд.

НОТовское движение в  этот период все чаще именуется рационализаторским, а термины «НОТ», «научное управление», «научная организация производства» заменяются словом «рационализация», которое понималось как синоним прежних понятий.

Управленческая мысль 20-х гг. XX в. положила начало развитию важнейших подходов к управлению – кибернетического, теоретико-организационного, организационно-технического, социально психологического, функционального.

Интенсивные исследования велись в области психофизиологии, решавшей вопросы об утомлении и мерах борьбы с ним, о режиме работы и т.д. Наиболее видным представителем этого направления был О.А. Есманский, автор весьма противоречивой и вместе с тем чрезвычайно интересной концепции, получившей название «физиологического оптимума». Другой советский учёный А.П. Буржис много потрудился над проблемой рационализации управленческого труда также с точки зрения физиологии.

Широко развернулась работа в области психотехники –  науки, изучающей возможности использования психических качеств человека для различных видов деятельности, т.е., по существу, изучался психологический аспект управления. В этом направлении работали такие учёные, как К.К. Кекчиев, И.Н. Шпильрейн.

Были попытки комплексного подхода к управлению, правда, так и оставшиеся в эмбриональном состоянии. Но не было ещё экономического и, главное, политико-экономического подхода. Он лишь смутно угадывался в трактовке «четвертого элемента». Между тем его роль в формировании науки управления социалистическим производством чрезвычайно велика.

Однако взлёт отечественной науки управления в 20-е гг. XX в. сменился падением в 30 – 50-е гг. XX в. Прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческих проблем стремительно тает. Абсолютно все рассмотренные течения и научные школы, за исключением зарубежья, были разгромлены, а лучшие отечественные учёные обвинены во «вредительстве» и репрессированы.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. начинается новый «управленческий бум». Оживляются и быстро совершенствуются подходы 20-х гг. Многие из подходов отпочковываются в самостоятельные науки. Так возникла кибернетика, выясняющая общие законы управления на различных уровнях иерархии и в различных сферах – от технических объектов до общественно-экономических систем и живых организмов. Такие законы кибернетики, как обратная связь, системность, целенаправленность, антиэнтропийность, управляющий параметр, внесли неоценимый вклад в формирование науки управления народным хозяйством. На базе кибернетики развиваются новые науки (теория систем, теория операций и др.), обогащающие знания об управлении. Возникли и другие новые науки, такие как праксеология, теория организации и др. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению новой теории – оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчилов и др.

Во второй половине 60-х  – начале 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к интеграции различных подходов. Иными словами, возникновение, а точнее, возрождение идеи комплексного подхода к анализу проблем управления производством и её глубокое теоретическое обоснование на рубеже 60 – 70-х гг. следует рассматривать как властное требование самой жизни и закономерных результатов всего предшествующего развития науки управления. Большой вклад в обоснование этой идеи внесли Д. Гвишиани, А. Годунов, С. Дейнеко, С. Каменцер, О. Козлова, Д. Крук, Ю. Лавриков, Ю. Любович, А. Омаров, Г. Попов, И. Сигов.

Информация о работе Потребность управления в деятельности человека