Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
В современных условиях в теории управления организациями происходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности и представляет собой один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать оптимальные условия для его развития, вкладывать в это необходимые средства.
Введение ……………………………………………………………………... 3 – 4
Глава I. Понятие, «управление персоналом»
Определение понятия «управление персоналом» ………………….. 5 – 8
Развитие концепции управления персоналом …………………….. 9 – 12
Глава II. Предмет управления персоналом
2.1. Значение понятия «персонал» …………………………………….. 13 – 17
2.2. Механизм управления персоналом ……………………………….. 17 – 21
Глава III. Функции управления персоналом
3.1. Основные функции управления персоналом …………………….. 22 – 23
3.2. Профильные функции управления персоналом …………………. 23 – 28
3.3. Процессуальные функции управления персоналом ……………... 29 – 34
3.4. Факторы, влияющие на управление персоналом ………………... 34 – 38
Заключение ………………………………………………………………... 39 – 41
Список использованной литературы ………
Во внутрифирменной информационной системе могут эффективно использоваться новые средства информации. При этом нужно следить, чтобы персонал не оказался перегруженным ею, так как внутренние сети обеспечивают быстрый обмен данными, причем в больших объемах. Необходимо также адекватное понимание информации партнерами по коммуникации.
По-прежнему большое значение сохранят печатные средства информации. Быстрое поступление электронных данных часто требует их последующего разъяснения. Это может сделать, например, внутрифирменное печатное издание. В дополнительных разъяснениях нуждаются также фирменная стратегия и структурные перестройки.
В крупных международных корпорациях все чаще используется бизнес-телевидение. Через него высшее управленческое звено получает возможность обращаться ко всем работникам компании.
Еще одна проблема,
которая потребует более
Функция организация управления персоналом нацелена на регулирование сотрудничества людей (т.е. обеспечение разделения труда и координации), ответственных за решение задач в области кадрового хозяйства. В их число входят, с одной стороны, фирменные специалисты по управлению персоналом, с другой – руководители всех уровней, а также внешние специалисты разного профиля (консультанты по найму, наставники, специалисты по организации рабочего времени, консультанты по вопросам сокращения кадров).
Главный вопрос
использования фирменных
Для специалистов по управлению персоналом все более актуальным становится вопрос, какие задачи они должны решать сами, а какие могут быть выведены из сферы кадрового управления и переданы линейным руководителям. При этом тщательно должны быть определены точки пересечения разных функций в структуре предприятия. Так, традиционно рассматривавшиеся в качестве ключевых для управления персоналом функции контроля над заработной платой в настоящее время считаются областями, которые можно вывести из сферы УП. В то же время концептуальные разработки развития персонала (в соответствии со стратегической ориентацией и культурным профилем организации) признаются ключевой областью фирменных специалистов по персоналу.
Многие задачи управления персоналом должны быть пересмотрены с учетом усиления ориентации предприятий на клиента. При этом предстоит решить вопрос, какую часть кадровой работы организовать по линии сервисных центров, центров прибыли (в той мере, насколько этот шаг отвечает организационной концепции). При принятии последнего варианта потребуется большая открытость в работе предприятия. Подобная организационная форма будет стимулировать предпринимательскую инициативу исполнителей. В общефирменном масштабе повысится прозрачность издержек и производства в целом, будет создана база рациональных решений по вычленению некоторых функций из сферы управления персоналом.
Как правило, каждая функция обеспечивает решение отдельной кадровой задачи, а вместе они решают весь комплекс задач с учетом современных требований.
Система функций (функциональная структура) позволяет разграничить процесс управления кадрами на отдельные составляющие.
3.3. Процессуальные функции управления персоналом
В современной литературе выделяется более 30 процессуальных функций управления персоналом. На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие:
- планирование персонала (в том числе его стратегическое планирование), определение потребности (количественного и качественного) в нем, а также времени использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все другие его функции;
- определение
способов привлечения
- маркетинг персонала. Его задача – обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров. При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику;
- адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Профессиональное развитие превратилось сегодня на передовых фирмах по существу в непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей трудовой жизни человека;
- планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;
- мотивация персонала означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей. Мотивация достигается прежде всего благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей;
- руководство
персоналом призвано
- управление расходами на персонал. Предполагает подсчет, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
- организация рабочего места и нормирование труда, позволяющие оптимально использовать потенциал сотрудника и дающая ему возможность проявить себя в трудовой деятельности. Реализация этой функции учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебной помещение, всю рабочую ситуацию;
- обеспечение
оптимального распорядка
- высвобождение персонала. В современном производстве эта функция не сводится к объявлению увольнения по инициативе руководства или работника и к соответствующему оформлению документов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, временное увольнение и т.д.;
- кадровое делопроизводство:
сбор, хранение и учет анкетных
данных, стажа, повышения квалификации
и т.д. Эта, так сказать,
- управление
информацией. Задача
- оценка результатов
деятельности и трудового
- контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция предполагает не только воздействие на работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных лиц, но и развитие у них самоконтроля;
- управление конфликтами. Имеется в виду создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение конфликтов;
- правовое регулирование
трудовых отношений.
- налаживание
партнерских отношений и
- обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни;
- социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и другие услуги, строительства жилья и т.д.;
- планирование
и развитие организационной кул
- обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга.
Когда осознана общая стратегия организации, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться со стратегией наилучшим образом.
Необходимость согласования между собой стратегии управления персоналом и стратегии предпринимательства охватывает основные функции управления и включает:
- подбор, наем
и формирование персонала
- оценку персонала;
- развитие организационное
структуры и морального
- наилучшее
использование потенциала
- обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
В практическом плане можно выделить следующие основные функции управления персоналом:
- четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
- прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия учреждающих мер;
- анализ имеющегося
кадрового потенциала и
- мотивация персонала, оценка и обучение кадров, содействие адаптации работников к нововведениям, создание социально комфортных условий в коллективе, решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
При этом сохраняются и традиционные задачи по административной работе с кадрами.
Наличие столь большого количества частных функций требует их агрегирования, так как от общего к частному легче двигаться, и, по степенно детализируя (декомпозируя) отдельные функции, мы построим список (дерево) функционального управления персоналом и закрепим их за соответствующими подразделениями.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной фирмы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
Функции управления персоналом могут быть дифференцированы по стадии жизни организации (функционирование, поддержка развития, развитие, совершенствование, рост).
Набор функции и интенсивность их осуществления меняются в зависимости от стадии развития организации.
Информация о работе Понятие, предмет и функции управления персоналом