Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
В современных условиях в теории управления организациями происходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности и представляет собой один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать оптимальные условия для его развития, вкладывать в это необходимые средства.
Введение ……………………………………………………………………... 3 – 4
Глава I. Понятие, «управление персоналом»
Определение понятия «управление персоналом» ………………….. 5 – 8
Развитие концепции управления персоналом …………………….. 9 – 12
Глава II. Предмет управления персоналом
2.1. Значение понятия «персонал» …………………………………….. 13 – 17
2.2. Механизм управления персоналом ……………………………….. 17 – 21
Глава III. Функции управления персоналом
3.1. Основные функции управления персоналом …………………….. 22 – 23
3.2. Профильные функции управления персоналом …………………. 23 – 28
3.3. Процессуальные функции управления персоналом ……………... 29 – 34
3.4. Факторы, влияющие на управление персоналом ………………... 34 – 38
Заключение ………………………………………………………………... 39 – 41
Список использованной литературы ………
Развитие концепции
управления персоналом шло по пути
преодоления технократического
подхода к человеку как к машине,
подключения его мотивационных
ресурсов, социально-психологических
факторов роста производительности
труда и эффективности
Особенно большой вклад внесла школа «человеческих отношений», становление которой связано с теорией мотивации Э. Мэйо. Разработанные ею принципы управления людьми провозглашали учет желаний и ожиданий людей, межличностных отношений. На сочетании рациональности организации с удовлетворенностью работника своей деятельностью делали акцент и более поздние школы научного управления. Эти требования нашли свое воплощение в поведенческой концепции управления, ориентированной на использование различных методов мотивации: управление по целям, обогащение труда, участие работников в управлении (партисипативное управление). Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняла задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия, требуя увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей – коллектива предприятия. На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной на потребление рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие:
- создание условий
для расширения знаний, повышения
квалификации, непрерывного
- использование «пакетов» мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
- формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
- гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.
Таким образом, новая
идеология управления кадрами во многом базируется
на мотивации работника. Отношение работника
к труду формируется под влиянием устремлений,
жизненных целей, возможности самовыражения
и самореализации, содержания труда. Отсюда
основными факторами мотивации к труду
являются: признание в труде;
достижения в труде; содержание труда;
ответственность и самостоятельность;
возможность профессионального продвижения;
возможность развития личности работника.
Большое значение имеют
гарантия занятости, условия труда,
уровень оплаты, характер межличностных отношений
в коллективе работников и т.п. Поэтому
принципиально новые подходы к управлению
кадрами в значительной степени связаны
с концепцией качества трудовой жизни.
Эта концепция логически вытекает из трудовых
теорий: человеческих отношений, человеческого
капитала, гуманизации труда, производственной
демократии и др. Концепция получила распространение
в практике ведущих капиталистических
государств начиная с 70-х годов. Отметим
ее основополагающие принципы: надлежащее
справедливое вознаграждение за труд;
безопасные и здоровые условия труда;
непосредственная возможность для работника
использовать и развивать свои способности,
удовлетворять потребности в самореализации
и самовыражении; возможность профессионального
роста и уверенность в будущем; хорошие
взаимоотношения в трудовом коллективе
на предприятии, правовая защищенность
работника на предприятии; достойное место
работы в жизни человека; общественная
полезность работы.
Рассматривая свою работу
с позиций перечисленных состав
Новые подходы к управлению кадрами ориентируются не только на решение текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долговременных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.
Глава II. Предмет управления персоналом
2.1. Значение понятия «персонал»
Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.
«Персонал» (от латинского personalis – личный) – это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие» «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация», «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности».
Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам.
Персонал составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяют их цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей.
Персонал является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается в управлении.
Управление персоналом, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации.
В последнее время в отечественной литературе сделано несколько попыток сформулировать категорию «управление персоналом».
И.П. Герчикова пишет, что «управление персоналом – это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала».
А.Я. Кибанов определяет управление персоналом как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом».
Профессура РАГС предложила следующие определения:
- «управление персоналом представляет собой управленческое воздействие органов государственной власти, их руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организацией»;
- «управление персоналом – целенаправленное воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления».
Немецкие исследователи считают, что управление персоналом – сфера деятельности, характерная для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала.
Управление в кибернетическом понимании представляет собой, как известно, целенаправленное воздействие на систему и ее элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода ее в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.
Целями регулирования
в общем виде являются обеспечение,
поддержание и предупреждение тех
или иных последствий в зависимости
от конкретного характера
Трудовой коллектив представляет собой
некую систему «Кадры», состоящую конструктивно
из элементов, находящихся во взаимосвязи.
Она имеет свою внутреннюю структуру,
поскольку работники различаются по выполняемым
функциям, категориям, профессиям и по
многим другим характеристикам: демографическим
(пол, возраст), экономическим (стаж, подготовка,
мотивация), социально-психологическим
(дисциплина, способность к взаимодействию)
и др. Сама по себе система представляется
достаточно сложной, так как для нее характерно
множество связей между элементами как
по горизонтали (между работниками), так
и по вертикали (между структурными подразделениями,
органами Управления и т.п.).
В основе управления персоналом лежит определение траектории развития системы «Кадры» и регулирование ее поведения в динамике в соответствии с развитием внешнего окружения, внутренних противоречий, задач предприятия (организации, фирмы) как производственно-хозяйственной системы.
Применительно к персоналу предприятия управление означает разработку и реализацию управленческого воздействия на совокупность характеристик трудового потенциала работника и коллектива с целью приведения их в соответствие как с текущими задачами функционирования предприятия, так и со стратегией его развития, необходимостью полного использования возможностей, связанных с ролью человеческого фактора в современном производстве. Поэтому управленческие решения направлены не только на отдельных работников как элементы системы «Кадры», но и на поддержание производственных взаимосвязей между ними, на саму структуру системы, ее пропорции, на поведение системы в целом, ее развитие.
Состояние системы «Кадры» определяется как собственными целями, так и целями производства. Рабочая сила, занятая на предприятии, должна соответствовать вещественному фактору производства (применяемой технике, технологии, обусловленной ими организации производства и труда). Итак, с одной стороны, имеются рабочие места с их требованиями к работникам в отношении квалификации, подготовки, личных качеств, с другой – имеются рабочие с различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Управление персоналом предполагает воздействие на обе стороны с целью обеспечить требуемое соответствие. Это сложная задача, так как меняются и требования к работникам, и сам персонал предприятия.
Управление идет по следующим направлениям:
- изменение численности работников и форм занятости;
- изменение структуры персонала;
- изменение мотивации персонала и т.д.
Для этого используются различные методы, имеющие отношение к технологии работы с кадрами: подбор, наем, требования при найме, обучение и продвижение, оценка и оплата труда и т.п.
Стабильное функционирование системы, ее надежность во многом зависят от оперативности отклика на возникающие нарушения («сбои») в системе.
Оценка состояния системы,
ее изменение под действием любого
принятого управленческого
2.2. Механизм управления персоналом
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Цели управления достигаются путем реализации определенных принципов и методов.
Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов. Методы выступают как способы реализации принципов.
Принципы в общем
виде представляют собой исходные положения
теории, учения, науки. В ходе накопления
эмпирической информации о целесообразной
деятельности людей, ее изучения анализа
и обобщения шел отбор всего того положительного,
что легло в основу принципов и правил
поведения, действия, труда, управления,
создания условий, обеспечивающих эффективную
деятельность отдельных людей и трудовых
коллективов.
Принципы, положенные в основу эффективного
управления персоналом, достаточно многообразны.
Они носят многоуровневый характер (общие,
частные, специальные, отдельные) и распространяются
на разные сферы деятельности (управление
трудом в масштабах всего общества, отрасли,
предприятия, отдельного работника). В
числе общих принципов как инструментов
управления персоналом выделяются: научность,
плановость, комплексность (системность),
непрерывность, нормативность, экономичность,
заинтересованность, ответственность
и т.п. К частным принципам относятся соответствие
функций управления целям производства;
индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация
подбора кадров, учет пожеланий конкретного
работника, индивидуализация при высвобождении,
продвижении, оплата по результатам труда
и т.п.); демократизация работы с кадрами
(с учетом коллективного мнения работников
при приеме важнейших кадровых решений,
конкурсное замещение вакантных должностей,
демократичность в методах управления
и стиле руководства и т.п.); информатизация
кадровой работы, обеспечение ее уровня,
достаточного для принятия обоснованных
решений; подбор кадров для первичного
производственного коллектива с учетом
психологической совместимости и др.
Информация о работе Понятие, предмет и функции управления персоналом