Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данной работы является дать характеристику организации, провести анализ организационной структуры, рассчитать коэффициенты, необходимые для того, чтобы сделать определенные выводы о данной организации и разработать рекомендации по совершенствованию структуры организации для ее более эффективного функционирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………………………………...6
1.1.Исторический аспект развития и выделение принципов управления на основе различных школ………………………………………………………………..6
1.2.Понятие и система принципов управления………………………….. ...17
1.3.Классификация принципов управления ………………………………19
1.4.Реализация принципов управления в современном менеджменте…….21
РАЗДЕЛ 2.ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ АООТ «СИБНЕФТЬ»……………...24
2.1.Характеристика компании ……………………………………………..24
2.2. Анализ уровней и принципов управления организацией……………28
2.3.Анализ типа структуры организации……………………………………31
РАЗДЕЛ 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………37
3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры орагнизации……………………………………………………………………………37
3.2.Новая схема организационной структуры………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….........45
Для улучшения существующей структуры необходимо предпринять ряд мер для того, чтобы добиться хоть незначительной гибкости структуры управления.
Преимущества и недостатки линейно - функциональной структуры организации.
Таблица 2.1
Преимущества |
1.Стимулирует
деловую и профессиональную 2. Уменьшает дублирование
усилий и потребление 3. Улучшает координацию в функциональных областях. |
Недостатки |
1. Отделы могут
быть более заинтересованы в
реализации целей и задач 2. В большой
организации цепь команд от
руководителя до |
Исходя из схемы структуры организации, можно заметить, что в «Сибнефти» наблюдается тенденция к централизованному управлению, т.е. руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Вывод об этом можно сделать, основываясь на количестве уровней управления, а также на одном из условий применения данной структуры, К тому же наблюдается не высокая степень автономности (работа на общие цели), достижение высокого качества, а также концентрирование организации в рамках одного вида продукции.
Ее преимущества:
• Экономичность (экономия на з/п, технических средствах). Экономия от масштабов деятельности;
• Возможность координации и распределения ресурсов в соответствии с целями и приоритетами.
Недостатки:
• Чем выше уровень централизации, тем больше времени на принятие и согласование решений и доведения их до места;
• Ограниченность действий управляющих местными отделениями и возможность их разочарования отсутствием самостоятельности.
Вывод: благодаря тенденции к централизации достигается более высокое качество выпускаемой продукции за счёт достаточно высокого контроля со стороны вышестоящих органов, это позволяет лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества.
Данная структура по взаимодействию между подразделениями является функциональной (ее также называют традиционной или классической). Функциональная департаментизация - это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют.
Конкретные характеристики
и черты деятельности того или
иного подразделения
Традиционные функциональные блоки компании - это отделы производства, маркетинга и финансов. Это - широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации. Однако конкретные названия таких отделов могут варьировать, и традиционные обозначения не дают точного описания важнейших функций некоторых направлений деятельности.
Преимущества:
• выполнение работы наиболее
эффективным способом за счет сокращения
времени, за счет подготовки производства,
квалифицированное
• уменьшение дублирования работ вследствие специализации;
• усиление контроля за деятельностью уровней управления;
• возможность роста организации без потери качественных
характеристик.
Недостатки:
• функционализм (сверхспециализация);
• возникают функциональные перегородки между отделениями (замкнутость отделений);
• консерватизм, размывание общей цели;
• если работа не нужна, ее нельзя удалить.
Вывод: отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации, что увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями» В «Сибнефть» цепь команд, от руководителя до непосредственного исполнителя слишком длинная; структура «Сибнефть» не обладает гибкостью, так как все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными отделами.
По отношению к человеку, данная организация обладает индивидуалистической структурой управления, характеризующейся следующими показателями:
Недостатки:
Преимущества:
РАЗДЕЛ 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры организации
Одна из целей данной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры для более эффективного функционирования организации.
При детальном изучении структуры АООТ «Сибнефть» выяснилось, что данная структура не является оптимальной, так как имеет ряд недостатков.
Учитывая проведенный анализ, рекомендации можно дать по следующим основным пунктам, которые найдут свое отражение в схеме организационной структуры:
Во-первых, организация из-за своей масштабности и наличия большого количества уровней не может быстро, адекватно и гибко реагировать на изменения внешней среды. Во- вторых, более низкие уровни управления несамостоятельны в принятии решений, что приводит к разочарованию управляющих этих уровней подхода при решении поставленной задачи. В - третьих, существование замкнутых отделов, перегородок между подразделениями ведет к снижению эффективности существования предприятия, затруднению координации работы организации. В - четвертых, организация довлеет над личностью, что мешает творческому развитию личности.
Для совершенствования организации можно предложить следующее:
5. Следует осуществить замену сложившейся организационной структуры на более гибкую, способную быстрее реагировать на динамичные изменения рыночной ситуации. Новая структура использовала бы положительный опыт мелких фирм с узкой специализацией, которые по сравнению с крупными компаниями характеризуются большей инновационностью и гибкостью. При этом механизм формирования высших руководящих органов, включая состав Экспертного совета и Аппарата совета директоров (в случае новой структуры – генерального правления), остался традиционным.
6. В новой структуре
должно быть сокращено число
иерархических звеньев
В ведении центрального
правления (Президента) должно быть
оставлено решение только
7. Компания также может принять стратегию структурных изменений, связанных с перспективами нефтедобычи. Она включает:
3.2 Новая схема организационной структуры
Схема 3.1
Заключение
Для эффективного использование
принципов управления необходимо вскрывать
и всесторонне исследовать
Принципы управления, имея объективный
характер, должны иметь правовое оформление,
закрепленное в системе нормативных документов,
положений, соглашений, договорных обязательств,
законодательных актов и т. д. Однако при
этом характер и формы закрепления принципов
управления должны иметь достаточно гибкий
характер, чтобы избежать излишней жесткости
процедур и формулировок. Это очень важно,
поскольку изменение конкретно-исторических
условий приводит к изменению действия
социально-экономических законов и, соответственно,
содержания самих принципов управления.
Процесс управления должен быть целенаправленным,
то есть всегда осуществляться не просто
так, а быть ориентированным на решение
конкретных проблем, которые стоят в данный
момент перед организацией. Любой управленческий
процесс должен основываться на принципе
последовательности. В ряде случаев последовательность
управленческих действий может иметь
циклический характер, предполагающий
их повторение в том же виде через определенные
промежутки времени. Непрерывность осуществления
хозяйственных процессов в организации
требует соответственно и непрерывности
управления ими, контроля и координации
деятельности персонала. Последнее требует
оптимального сочетания централизованного
регулирования и самоуправления отдельных
элементов организации. Поскольку саморегулирование
осуществляется людьми, оно невозможно
без соблюдения такого принципа как учет
индивидуальных особенностей и психологии
работников, а также закономерностей межличностных
отношений и группового поведения.
Для того чтобы управленческий процесс
протекал нормально, необходимо соблюдение
такого важного принципа как обеспечение
единства прав и ответственности в каждом
его звене. Избыток прав по сравнению с
ответственностью приводит на практике
к управленческому произволу, а недостаток
парализует деловую активность и инициативу
работников. Здесь важным считается состязательность
участников управления на основе личной
заинтересованности в успехе, поддерживаемой
с помощью разнообразных мотиваторов,
таких как материальное поощрение, возможность
продвижения по службе, самореализация,
получение новых знаний и навыков.