Подготовка и принятие управленческих решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: дать определение процесса подготовки и принятия управленческих решений; представить совокупность методов принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день; показать на примерах определенной организации практическое применение методов науки управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………7
1.1 Управленческие решения: понятие и виды……………………………………...7
1.2 Процесс подготовки и принятия управленческих решений …………………19
2 ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «АВРОРА»…………………………………………………………………………….23
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика организации…………23
2.2 Анализ практики подготовки и принятия управленческих решений………….29
3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЕНЕДЖМЕН.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс подготовки и принятия управленческих решений

   Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. В управлении  принятие решений представляет систематизированный процесс.

   Принятию решения предшествуют несколько этапов: [10, с. 76]

    возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

    выбор критериев, по которым будет принято решение;

    разработка и формулировка альтернатив;

    выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

    утверждение (принятие) решения;

    организация работ по реализации решения - обратная связь.

   Также управленческое решение можно рассматривать как творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии: [4, с. 101]

   1. Уяснение проблемы: сбор информации; анализ полученной информации; выяснение актуальности; выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.

   2. Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление альтернативных вариантов решения с  имеющимися ресурсами; оценка альтернативных вариантов по  социальным  последствиям; оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности; составление программ решения; разработка и составление детального плана решения.

   3. Выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

   Решение проблемы – это процесс, что подразумевает собой последовательность взаимосвязанных этапов (рис. 1). [10, с. 80]

   Данная схема наиболее подробно отражает процесс принятия решений.

  Первый этап на пути к разрешению проблемы – это диагностика проблемы. Диагностика – это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения (примером могут служить низкая прибыль, плохой сбыт, чрезмерные издержки). Результатом данного этапа являются: четкая речевая формулировка проблемной ситуации, определение смысла проблемы, условий и основных требований.

   Сбор информации: на данном этапе необходимо собрать внутреннюю информацию (финансовые отчеты, компьютерный анализ, приглашение консультанта, т.е. внутри фирмы) и внешнюю информацию (необходимо собрать на основе формальных методов, используя внеорганизационный анализ рынка).

   На этапе в ходе наблюдений необходимо видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.

   Релевантная информация (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся только конкретной проблемы.

   Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернатив легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

   Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. При сравнении альтернатив существенную роль играют: системный анализ, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Этапы процесса принятия решений

 

   Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.

 

   Выбор альтернативы. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

   Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремится избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

   Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии для себя данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования.

   Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.


ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «АВРОРА»

2.1 Краткая экономико-организационная характеристика организации

   Открытое акционерное общество (ОАО) «АВРОРА» было зарегистрировано 18 сентября 1991 г., в статусе «Закрытого акционерного общества» (ЗАО).

   Учредителями ОАО «АВРОРА» были определены основные направления деятельности:

     завершение строительства и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса;

     формирование инфраструктуры для ускоренного развития рыночных отношений;

     содействие наиболее полному удовлетворению потребностей экономики Нижневартовска в продуктах (товарах), работах и услугах.

   Собственностью ОАО «АВРОРА» является гостиничный комплекс «Жемчужина Сибири». ГК начал функционировать в 1996 году в качестве первого в городе отеля международного стандарта. Гостиничный комплекс «Жемчужина Сибири» представляет собой жилой блок, зал для презентаций, конференц-зал на 150 мест, банк, оздоровительный комплекс с саунами и фитнес-центром, бассейн 7 на 15 м. «Жемчужина Сибири» содержит 88 номеров, все комнаты отеля разделены на следующие категории:

     категории «Эконом» (1-комнатный, 2-х комнатный)

     категории «Бизнес» (1-комнатный, 2-х комнатный и 3-х комнатный)

     апартаменты (2-х комнатные и 3-х комнатные).

   Также для постоянных клиентов комплекса предлагаются услуги системы дисконтно-платежных клубных карт «Президент Отель».

Рынком сбыта продукции (работ, услуг) ОАО «Аврора» является рынок гостиничных услуг для гостей, приезжающих в Нижневартовск:

  - официальных и полуофициальных делегаций, прибывших по приглашению администрации города, либо прибывающих с намерением установить связи с предприятиями города;

- состоятельных бизнесменов, деятелей культуры и искусства, прибывших с профессиональными целями либо для отдыха, индивидуального, семьями и в составе делегаций.

   Прочие услуги ОАО – ресторанные, оздоровительные, развлекательные предназначены также для состоятельных жителей г. Нижневартовска.

 

Таблица 2.1

Показатели деятельности ОАО «Аврора»

Индикаторы деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

Размер доли рынка

50%

60%

65%

35%

40%

Выручка от реализованной продукции

11 589

18 155

22 476

28 374

31 708

Чистая прибыль (прибыль после налогообложения)       

1 125

-398

1 858

656

215

Поступления от инвестиционной деятельности

24 926

-4 825

-4 457

-322

-2 868

 

По данным табл. 2.1 видно, в 2008-2009 годах у ОАО «Аврора» значительно снизилась выручка, а также и чистая прибыль, что явилось причиной от снижения доли рынка гостиничных услуг. Это было вызвано повышением числа конкурентов. Рынок гостиничных услуг в г. Нижневартовске развивался скачками. 

   Финансовый кризис также сказался на работе предприятия, он не позволили использовать с полной отдачей обновленное оборудование и тем самым способствовать более высоким показателям.

   В этих условиях перед всеми хозяйствующими субъектами особенно остро встает проблема выживаемости, что невозможно без повышения конкурентоспособности предприятия.

   Для оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно проанализировать положение ОАО «Аврора» и рассмотреть основных конкурентов.

SWOT-анализ ОАО «АВРОРА»

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости (W):

1.Высокий уровень конкурентоспособности

2.Возможность совершенствования и расширения собственного ассортимента гостиничных услуг

3.Существует территория для дальнейшего расширения и развития ГК

1.Потребность в обновлении некоторых объектов ГК «Президент - Отель»

2.Снижение уровня ликвидности (при снижении доли денежных средств в структуре оборотного капитала)

Потенциальные внешние благоприятные возможности (O):

Потенциальные внешние угрозы (T):

1.Привлечение дополнительных потенциальных групп потребителей

2.Высокая репутация у государственных структур

3.Признанный лидер: ОАО «АВРОРА» занимает лидирующие позиции на рынке гостиничных услуг (40%)

1.Обострение конкурентной борьбы

2.Ужесточение визового режима для иностранных граждан

3.Изменение цен на сырье и услуги, используемые организацией

4.Изменение законодательства (в частности, налогового)

 

Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений в организации