Подготовка и принятие управленческих решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: дать определение процесса подготовки и принятия управленческих решений; представить совокупность методов принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день; показать на примерах определенной организации практическое применение методов науки управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………7
1.1 Управленческие решения: понятие и виды……………………………………...7
1.2 Процесс подготовки и принятия управленческих решений …………………19
2 ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «АВРОРА»…………………………………………………………………………….23
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика организации…………23
2.2 Анализ практики подготовки и принятия управленческих решений………….29
3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЕНЕДЖМЕН.doc

— 264.50 Кб (Скачать)


АННОТАЦИЯ

 

                                                 Госькова Н.И. Подготовка и принятие

                                                   управленческих решений в организации

                                              – Нижневартовск: филиал ТНГУ,

                                                           ЭвФл-418, 2010.- 46с., 3 таблицы, библиогр.

                список – 13 наим.

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………7

1.1  Управленческие решения: понятие и виды……………………………………...7

1.2  Процесс подготовки и принятия  управленческих решений …………………19

2 ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «АВРОРА»…………………………………………………………………………….23

2.1  Краткая экономико-организационная характеристика организации…………23

2.2 Анализ практики подготовки и принятия управленческих решений………….29

3  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………....37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Одной из характерных особенностей современного менедж­мента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управлен­ческого труда. Основное предназначение менеджера — обеспечить эффек­тивное функционирование, устойчивое развитие или выжива­ние организации.

     Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует организация, подвержена непрерывным изменениям, степень значимости которых различна. Чтобы не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации дол­жен осуществляться непрерывно.

    Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессио­нальный менеджер владеет технологиями выработки, приня­тия, реализации управленческих решений, без которых эффе­ктивное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

    Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных ри­фов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.

    Решение в сфере управления представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наобо­рот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодо­лением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной для решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию (например, разница между фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получить желательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятия управленческого решения.

    В каждой организации осуществляется разработка управ­ленческих решений. И в каждой организации практика разра­ботки и принятия управленческих решений имеет свои осо­бенности, определяемые характером и спецификой ее деятель­ности, ее организационной структурой, действующей систе­мой коммуникаций, внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы управлен­ческой деятельности, ее отделение от непосредственного про­цесса производства или оказания услуг. Благодаря современным коммуникационным технологиям резко возросли информационные потоки, возможности опера­тивной работы с большими массивами информации. В связи с этим разрабатываются эффективные интеллектуальные системы сопровождения, а также поддержки процесса выработки и принятия управленческих решений. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого про­цесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

1.1 Управленческое решение: понятие, виды

   Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.

   Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. [10, с. 34]

   Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

   Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

   Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

   Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

   Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Данный процесс включает в себя много различных элементов, но в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

   В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации. [4, с. 87]

   Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

   Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

   В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать (табл. 1.1). [10, с. 44]

Таблица 1.1

Классификация управленческих решений

Классификационный

признак

Группы

управленческих  решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные    -       Нетипичные

Значимость цели и длительность действия

Стратегические  -   Тактические  -  Операционные

Сфера воздействия

Глобальные      -       Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные         -       Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые           -       Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные          -      Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные        -      Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные         -     Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные         -     Недокументированные

Характер использованной информации

Детерминированные   -        Вероятностные

Основания для принятия решения

Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные

Место и функции в процессе управления

Информационные – Организационные - Технологические


 

   Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

   Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

   Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

   Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.

   Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

   Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.

   Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические сели организации.

   Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

   Операционные цели – это задачи, предусматривающие решения текущих вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

   Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

   Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений в организации