Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа
Объектом исследования является планирование оптимального кадрового состава для организации.
Предмет исследования: планирование оптимального кадрового состава в организации «СохранБанк».
Целью курсового проекта является теоретический анализ проблемы и разработка модели оптимального кадрового состава организации «СохранБанк».
Введение…………………………………………………….……………3
1. Кадровый состав как целевой объект управления персоналом организации…………………………………………………………………...5
1.1 Основные количественные характеристики кадрового состава…...5
1.2 Основные качественные характеристики кадрового состава………8
1.3 Методы планирования кадрового состава…………………………..11
2. Направления совершенствования кадрового состава организации ОАО «СохранБанк»…………………………………………………………………17
2.1 Анализ деятельности организации ОАО «СохранБанк»……………17
2.2 Разработка модели оптимального кадрового состава организации
ОАО « СохранБанк»……………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………..….24
Список литературы…………………………………………………………...26
а) Профессиональные знания:
- общие профессиональные знания;
- знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;
- знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.
б) Деловые качества:
- дисциплинированность, ответственность;
- честность, добросовестность;
- компетентность;
- инициативность;
- целеустремленность, настойчивость;
- самостоятельность, решительность.
в) Индивидуально психологические качества:
- мотивационная направленность;
- уровень интеллектуального развития;
- эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;
- внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);
- память (долговременная, оперативная);
- мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);
- гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).
г) Психофизиологические качества:
- выносливость, работоспособность;
- острота зрения, глазомер;
- острота слуха, дифференциация звука;
- дифференциация запаха;
- простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).
Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств.
Вторая группа: нравственная характеристика - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.
Третья группа показателей оценки – личностные качества: дисциплинированность, наличие навыков, коммуникативные особенности, организаторские способности, самообладание, самоуправление, уверенность в себе, адекватная самооценка, добросовестность, оперативность, творческая активность. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности [2,с.384].
1.3. Методы планирования кадрового состава.
Планирование персонала (кадровое планирование) — это интегральный элемент системы управления персоналом, отслеживающий количественные, качественные, временные и пространственные изменения в персонале и его структуре[8, с.192].
Рассмотрим теперь методы, которые применяются при планировании персонала, и специфику их использования в данной сфере. Как и в обычном планировании, здесь существуют три группы таких методов: балансовые, нормативные и математико-статистические.
Балансовые
методы основываются на взаимной увязке
ресурсов, которыми располагает организация,
и потребностей в них в рамках
планового периода. Если ресурсов по
сравнению с потребностями
Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита персонала приводит к необходимости идти на снижение потребности либо на основе рационализации структуры персонала, либо на основе его сокращения.
Если же ресурсы имеются в избытке, то приходится решать обратную проблему — расширять их потребление или избавляться от излишков. Последнее может быть иногда целесообразным, например, чтобы не платить лишнюю заработную плату.
Балансовый
метод реализуется через
Баланс (табл. 1) представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой — их распределение.
Таблица 1.Принципиальная схема баланса
Источники ресурсов | Распределение ресурсов |
1. Остаток на начало периода | 1. Текущее потребление |
2. Внешнее поступление | 2. Реализация на сторону |
3. Внутренняя экономия | 3. Резервы |
4. Резервы | 4. Остаток на конец периода |
Итого | Итого |
В основе такого рода таблиц лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатков ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. В то же время таковое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.
В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных источников, что позволяет контролировать их движение. Распределение ресурсов осуществляется с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, обязательств, создать необходимые резервы, реализовать программы развития.
При
планировании персонала в основном
применяются трудовые балансы, отражающие
движение рабочей силы и использование
календарного фонда времени. Они
будут рассмотрены
Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (в нашем случае — трудовых) на единицу продукции (в данном случае — рабочего времени, расхода фонда заработной платы и проч.).
К
нормам труда относятся нормы
выработки, времени, обслуживания, численности.
Они устанавливаются для
Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения работ и их отдельных элементов одним работником или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях.
Нормы
времени устанавливаются в
Суммирование норм времени по отдельным операциям дает комплексную норму времени, характеризующую его совокупные затраты на выполнение полезного объема работ в предусмотренные сроки.
При нормировании ручных и машинно-ручных работ в основу норм кладутся нормативы времени, т.е. его регламентируемые затраты на выполнение отдельных производственных операций, установленные для нормальных условий с учетом применения передовых приемов и методов труда, современного оборудования, труда исполнителей соответствующей квалификации.
Большинство норм времени устанавливается для рабочих, деятельность которых обусловлена особенностями работы оборудования и характером организации технологических процессов (массовым, поточным, крупносерийным, единичным). Они могут также относиться и к служащим, чья работа не содержит творческих функций, выполнение которых поддается нормированию.
Норма выработки — это объем работы в натуральных единицах (штуках, метрах и проч.), который должен быть выполнен за единицу рабочего времени (смену, месяц и т.п.) одним работником или группой работников определенной квалификации. Ее разрабатывают по отношению к продукции, подлежащей количественному учету и контролю при систематичности выполнения соответствующих работ. Отношение фактического времени выполнения норм выработки к плановому характеризует степень интенсивности труда.
Норма
обслуживания — это установленный
объем работы по обслуживанию определенного
количества объектов в течение того
или иного времени в данных
организационно-технических
Норма
численности работников — это
их число соответствующего профессионально-
Разновидностью норм численности является норма управляемости, показывающая, сколько работников может быть в подчинении у одного руководителя. Для высших уровней управления она составляет 3—5 человек, для средних 8—10, для низовых 12—15 человек.
Нормы могут устанавливаться на неопределенный срок — до пересмотра или временно.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Чаще всего нормы в организации бывают индивидуальными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам, однако встречаются и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях.
Нормирование ресурсов осуществляется тремя основными способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным.
При
отчетно-статистическом способе фактические
результаты сопоставляются с затратами
времени, на основе чего определяется
его удельный расход. Недостаток этого
способа состоит в том, что
результат оказывается
Опытно-производственный способ нормирования основывается на хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовленными работниками, оценке и обобщении Полученных данных, что в целом и создает необходимую основу для расчета искомых норм.
Наконец,
аналитико-расчетный способ определения
норм исходит из физиологических
потенций человеческого организма,
выявленных на основе специальных медико-
Информация о работе Планирование оптимального кадрового состава для организации